Закрыв собою Москву, 166-я шагнула в бессмертие

Feb 01, 2016 13:24

http://old.duma.tomsk.ru/page/12700/

Закрыв собою Москву, 166-я шагнула в бессмертие




Карта
боевого пути 166 СД из
музея средней школы
№ 51 г. Томска
26 июня 1941 года из Томска на фронт ушел первый эшелон с воинами 166-й стрелковой дивизии, сформированной в сентябре 1939 г. Подразделения дивизии располагались в казармах Северного военного городка, где сейчас стоят корпуса ГПЗ-5, и Южного городка, где сейчас - цехи завода режущих инструментов. Первым командиром 166-й стрелковой дивизии был полковник А.Н. Холзинев, комиссаром - И.И. Русанов, начальником штаба - А.Л. Стафеев, начальником политотдела - М.В. Удалов, заместителем командира дивизии по тылу - П.В. Балабушевич.

22 июня 1941 года дивизия находилась в летних лагерях под Юргой. В спешном порядке подразделения дивизии были возвращены в Томск, получили новое обмундирование, оружие, боеприпасы и переброшены на смоленскую землю. К середине июля 166-я стрелковая дивизия, входившая в состав сибирской 24-й армии, заняла оборону на рубеже Белый - Дорогобуж - Ельня. Сибирякам предстояло принять на себя удар фашистских войск группы «Центр», рвавшихся к Москве.

Боевое крещение 166-й дивизии состоялось 19 июля у озера Щучье. Два батальона 517-го стрелкового полка и дивизион 499-го артполка, вступив в бой с превосходящими силами противника, нанесли ему ощутимый удар. Тяжелый, кровопролитный бой, продолжавшийся несколько часов, вели у разъезда Ломоносово бойцы 735-го стрелкового полка.

В течение 75 дней непрерывные, жестокие бои вела 166-я дивизия в районе Смоленска, Белого, Ярцева, Духовщины, Вязьмы. День за днем, страница за страницей писалась героическая летопись дивизии ее бойцами и командирами.

11 августа два полка дивизии - 517-й (командир - Т.И. Рыбаков, комиссар Я.В. Ляшко) и 735-й (командир С.Т. Койда, комиссар М.И. Пшеничко) сумели прорвать оборону противника и обеспечить выход группы генерал-полковника Болдина из окружения. В этом бою было уничтожено большое количество солдат и офицеров, а также военной техники врага. Все попытки контратак противника были отбиты.

Пулеметчик Н. Коломентьев, до войны проживавший в с. Коларово Томского района, в одном из боев уничтожил до 100 фашистов. Он вел огонь до последнего патрона, до тех пор, пока немецкий танк не заутюжил его в окопе.




Боевой путь
соединений и частей,
сформированных
в г. Томске
Командир батальона 423-го стрелкового полка майор И.А. Войцеховский с группой бойцов оказался в полосе прорыва немецких танков на командном пункте батальона. Связавшись с командным пунктом полка, майор Войцеховский вызвал огонь на себя. Танки были остановлены. За свой подвиг И.А. Войцеховский был посмертно награжден орденом Ленина.

В конце сентября обескровленную 166-ю дивизию отвели во второй эшелон для пополнения. Но на рассвете 2 октября, после сильной авиационной и артиллерийской подготовки, противник перешел в наступление основными силами группы армии «Центр». Дивизия заняла оборону вблизи города Холм-Жирковский. Несгибаемое мужество проявили в этих боях воины-томичи. Но силы были неравными, противник имел большое численное превосходство в живой силе и технике, особенно в авиации.

4 октября командование Западного фронта приняло решение об отводе войск на Гжатский оборонительный рубеж. Но провести быстрый отход войск не удалось. Моторизованные гитлеровские корпуса отрезали пути отхода, вследствие чего 7 октября в окружении оказались 17 дивизий Западного фронта, и в их числе 166-я. До последней возможности дрались бойцы, приковывая к себе врага, сдерживая его продвижение на Москву. Не раз они предпринимали попытки пробиться из окружения. Тысячи воинов-томичей полегли в этих боях, погибли командир дивизии А.Н. Холзинев и комиссар И.И. Русанов. Из окружения 14 ноября 1941 года вышли только 517 человек.




Боевой путь сибирских дивизий
Недолгим был боевой путь 166-й стрелковой дивизии - первые месяцы войны. Непростая фронтовая судьба досталась ей - жестокие, кровопролитные бои, окружение. В течение долгих лет несправедливо обходили и замалчивали ее историю. Уцелевшие бойцы дивизии и после Победы длительное время были лишены признания за свои подвиги.

166-я стрелковая дивизия полностью выполнила свой долг и сохранила свою честь ценою беспримерного мужества и героизма, ценою жизни многих своих бойцов. Вместе с другими частями и соединениями Западного фронта она способствовала провалу плана молниеносной войны. Здесь, на дальних подступах к столице, были заложены основы будущей Победы. Закрыв собою Москву, 166-я шагнула в бессмертие.

Свидетельствует бывший командующий войсками 19-й армии (с сентября 1941 года) генерал-лейтенант М.Ф. Лукин: «...главный удар немецких полчищ при наступлении в октябре на Москву был нанесен по 166-й стрелковой дивизии и соседней справа 30-й армии... Дивизия, приняв основной удар танковых и механизированных дивизий и большого количества авиации, не дрогнула».
Бывший командующий войсками 19-й армии (с июля по сентябрь 1941 года), участвовавший в Смоленском сражении, Маршал Советского Союза И.С. Конев в день своего 75-летия написал на подаренной книге: «Ветеранам 166-й с.д. 19 армии Западного фронта... В знак героизма и доблести солдат, офицеров и политработников 166-й с.д., участников боевых действий в самые трудные дни войны (июль - октябрь 1941 г.) и признания больших боевых заслуг перед Отечеством».

Материал подготовил В.М. Крюков

операция Тайфун, Ярцево, крах плана Барбаросса, Томск, Кузбасс, 166 СД (1 формирование), Вяземский котел, Смоленская операция

Previous post Next post
Up