Условием дальнейшего успеха в практическом осуществлении национальной политики, как и раньше, прежде всего, является необходимость значительно поднять уровень ее усвоения. Нужно сосредоточить еще большее внимание на интернациональном воспитании.
Эти задачи, прежде всего, должны осуществляться продолжением неослабной борьбы с проявлениями великодержавного шовинизма и местного национализма, во всех их формах. Проявления великодержавного шовинизма льют воду на мельницу национализма и султангалиевщины.
Полностью успешная борьба с проявлением местного национализма может проходить лишь в условиях наиболее развернутой борьбы с проявлениями великодержавного шовинизма, в условиях наибольших достижений в выкорчевывании корней великодержавного шовинизма.
Мне кажется, что статья тов. Сафарова, напечатанная в «Кзыл Татарстане» по этому поводу, правильна (я ее читал в переводе), если тов. Сафаров имеет ввиду, что проявления великодержавного шовинизма способствуют развитию национализма, облегчают султангалиевщине и буржуазным элементам попытки распространять свое влияние на парторганизацию. Но мне кажется, что тов. Сафаров допустил одну ошибку в своей статье. Он ограничился только таким выводом, что проявления великодержавного шовинизма предопределяют существование местного национализма. Разве султангалиевщина является продуктом проявления великодержавного шовинизма? Несмотря на правильную линию, которую партия вела и ведет в области национальной политики, султангалиевщина существует, ибо она является основной формой борьбы, которую ведут остатки национальной буржуазии, кулачество и духовенство против всей политики партии и советской власти Если бы не было в действительности проявлений великодержавного шовинизма, то султангалиевщина этот великодержавный шовинизм выдумала бы. Самую правильную политику партии, султангалиевщина представляет и Судет представлять, как неправильную, как великодержавную, пытаясь организовать трудящихся татар против политики партии, против советской власти. В этом смысле определение тов. Сафарова является весьма не полным и, следовательно, неверным. Поэтому его статья и вызывает разговоры среди руководящего татарского актива в Казани.
Проявления местного национализма, которые являются прямым проявлением султангалиевщины, или косвенным ее отражением, должны встречать самый решительный отпор и даже больший, чем до сих пор.
У нас еще есть отдельное проявления и великодержавного шовинизма, и местного национализма. Взягь хотя-бы дело на меховой фабрике с грубейшим проявлением великодержавничества в отношении тов. Камалетдиновой. Но там небольшая группа рабочих и служащих организовалась и выпустила воззвание, призывая к организованному выступлению против вообще русских. Можно было бы привести еще пару примеров, но особой необходимости в этом нет. Нужно подчеркнуть, что в вопросах борьбы с проявлениеми великодержавного шовинизма и местного национализма тоже есть опасность перегибов и эти перегибы должны быть, предотвращены, ибо как всякие перегибы, они будут дискредитировать линию партии в глазах трудящихся той и другой национальности. Иногда очень легко вешают ярлык «националист, шовинист», так же как легковесно и необоснованно употребляют термин «вредитель», «вредительство». У нас имеются отдельные случаи, говорящие за то, что следует более серьезно относиться к этим вопросам. Там, где действительно есть проявления шовинизма или национализма, крой во-всю, организуй массу, придавай как можно более широкое политическое значение этому вопроеу. Но выдумывать факты нельзя, на них далеко не уедешь. Вот маленький пример:
- заведующий одной аптекой был обвинен в том, что запретил татарке-сотруднице разговаривать на татарском языке. Это сразу было принято на-веру, поднята шумиха. Была назначена комиссия. Комиссия не дала еще своих результатов, но уже можно сказать, что дело было совсем не так, как представлялось сначала.
Еще более опасны перегибы, которые могут быть допущены и допускаются иногда в борьбе с проявлением местного национализма. Нельзя с кандачка навязывать ярлык националиста. Для национала не может быть ничего обиднее ярлыка национализма - этой враждебной нашей партии идеологии. Нужно сказать, что в парторганизации проявления местного национализма стали редким явлением.
Как пример несерьезного отношения к национальному вопросу, я хочу отметить один случай. Однажды, несколько месяцев том назда, пришел ко мне один ответственнный работник и спрашивет: «Как мы в нашей ячейке должны проработать вопрос о султангалиевщине» ? Мы поговорили. Вот, - говорит, кстати
Борьба с султангалиевщиной чрезвычайно сильно способствовала сплочению нашей организации. Она помогла нам основательно очиститься от людей, которые считали себя и которых многие считали очень большими лидерами и вождями, и которые по существу никого не представляли, кроме самых узких групп буржуазно-националистически настроенной интеллигенции. Вы все знаете, что из партии исключены такие лица, как Бурундуков, Будайли, В.Исхаков, Максудов, Фатхи, Бурнашев.
Борьба с султангалиевщиной сильно спосбствовала идейному росту национальных кадров в нашей организации, чрезвычайно сильно способствовала их большевизации и сыграла весьма положительную роль в изживании групповщины. Разоблачение султангалиевщины и борьба с ней явились идейным крахом не только правой группы, которая внутри партийной организации являлась об’ективным и суб’ективным агентом контрреволюционной султангалиевщины, но и для «левой» группировки, основным лжезнаменем которой являлась борьба с султангалиевщиной, буржуазным национализмом и т. д.
Как обстоит дело конкретного участия комсомола и молодежи в культурно-хозяйственом строительстве? Я должен отметить политическую ошибку бюро ОК комсомола в ориентации организации на сплошную коллективизацию к весне 30 года. Эта установка получила отражение в низовых организациях. Заключали договора на социалистическое соревнование, в частности в Мамадышском, Спасском, Челнинском кантонах и Нурлатском районе. Факты извращения партлинии и перегибов в колхозном строительстве, безусловно, имеют больше места в комсомоле. Например, секретарь волкома комсомола дает директиву комсомольским ячейкам в течение суток добиться сплошной коллективизации своего селения; при раскулачивании работник волкома комсомола отнял масло и угощал работников сельсовета от имени комсомола; секретарь бутяшерского волкома комсомола, приехав раскулачивать, открыл стрельбу в деревне и заявил:- „Кто пустит в свою избу раскулаченных кулаков, бедняк или середняк, все равно будет раскулачен".
В Балтасинской волости комсомол организовал отряд из 5 человек. Отряд взял винтовки из военного кружка. Приехав в деревню, отряд приходит к мужику и говорит: -„У тебя собака есть, даешь за собаку рубль, стрелять буду. Если не даешь - 5 рублей штрафа". После недельной работы волостной комитет комсомола заслушивает доклад этого отряда, работу признает неудовлетворительной. После этого отряд еще сильнее наступает на собак и кошек. Особенно большие перегибы делал комсомол в деле закрытия мечетей, церквей: имеется ряд догововов социалистического соревнования между отдельными комсомольскими ячейками на 100-процентное закрытие церквей, мечетей.
Мартовский пленум ОК комсомола дал категорическую директиву о решительном исправлении допущенных ошибок и перегибов. Практика показала, что целый ряд организаций, несмотря на признание своих ошибок, не проводил никакой работы для их исправления. В начале была большая растерянность в ряде комсомольских организаций, была паника, отлив комсомольцев из колхоза. Вместо того, чтобы мобилизовать все внимание к скорейшему исправлению ошибок, товарищи обсуждали, есть у них ошибки или нет. Так, например, в Тукаевской волости секретарь говорит, что у них перегибов нет, что это партия делала ошибки, а они являются исполнителями директив партии. В Калининской волости, Арского кантона, комсомольские работники говорили:- „Раньше тов. Сталин говорил о правом уклоне, а теперь сам попал в правый уклон".
Мы имели факты и обратного порядка, когда комсомольцы вместе с кулаками выступали против колхозов. Так, например, один секретарь комсомольской ячейки пришел на общее собрание и сказал: „Извиняюсь, граждане, виноват, что организовал в нашей деревне колхоз. Теперь я буду с вами и об организации колхоза ничего больше не скажу". А одна группа комсомольцев приехала с ходатайством в ЦК о снятии председателя сельсовета. При даче характеристики кулакам иногда комсомольцы характеризовали их, как хороших и что раскулачивать их не следует. В Кукморской волости секретарь волкома был влюблен в дочь кулака и все время искал пути для того, чтобы не раскулачивать этого кулака. В конце концов он вызвал дочь кулака и говорит: „Если ты пойдешь за меня замуж, тогда твой отец раскулачен не будет".
В ряде мест выявляется нейтральность в борьбе с перегибами, представляющая по существу не что иное, как пособничество „левым" загибам. Мы должны извлечь уроки из этих фактов и содействовать ленинскому воспитанию комсомола.
Дата: 14.06.1930
http://rt-online.ru/archive_old/264/10077568/