Оригинал взят у
detectiv_ufa в
История Третьей соборной мечети г. Уфы в начало Часть 3
предыдущая глава Махалля Третьей соборной мечети и её представители
Первый имам-хатып Мухаммедсабир Мухаммеджанович Хасанов (15 февраля 1866 - 20 апреля 1924)
По национальности татарин. По происхождению крестьянин д. Бакаево Бугурусланского уезда Самарской губернии. Окончил медресе в деревне Куруч Белебеевского уезда. Затем для поступления в медресе муллы Джамалетдина бин Субханкул аль-Казанлы переехал в Троицк Оренбургской губернии. После кончины Джамалетдина перешёл к мулле Зайнулле Расулеву. При этом медресе окончил также русский класс, о чём получил положенное свидетельство. Состоял указным муллой. До 1903 преподавал мусульманское учение в городе Троицке. С 1903 года имам-хатып Третьей соборной мечети Уфы и мударрис находящегося при ней медресе. Состоял в Уфимском мусульманском благотворительном обществе. С мая 1906 участвовал в издании в Уфе религиозной газеты «аль-Галами аль-Ислами» («Мусульманский мир»). На момент выборов в Думу политические пристрастия М. Хасанова были близки к платформе Конституционно-демократической партии и «Мусульманского союза».
6 февраля 1907 был избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Уфимского губернского избирательного собрания. Вошёл в состав Мусульманской фракции. Выступал с думской трибуны по вопросу о декларации Совета министров. Будучи депутатом, писал статьи для журнал «Дин ва магыйшат» с новостями о деятельности мусульманских депутатов и фракции в целом.
После разгона Думы, вернувшись в Уфу, вновь приступил к обязанностям имама. В 1908 редактор либерального журнала органа Оренбургского магометанского духовного собрания в Уфе «Маглюмат» («Известия»). Из-за того, что Хасанов через журнал информировал читателей об идеях мусульманских съездов, по рекомендации властей исключён из состава редакции. Позднее входил в более умеренную часть мусульманского духовенства.
На 3-м Всебашкирском курултае был избран в состав Духовного управления мусульман Башкурдистана, вышел из него в апреле 1918 года.
Материал взят из Википедии Сатаевы
Давным-давно Сатаевы переехали в Башкирию из Поволжья и на берегу реки Чермасан основали деревню Ресмекеево Кушнаренковского района Башкирии.
В настоящее время известно о 14 коленах данного рода проживавших и проживающих только в Башкирии. Также с этой фамилией можно встретиться в средней Азии, Казахстане, Кавказе, Сибири, Дальнем востоке. Не будем углубляться в генеалогию, т.к. это займет много времени.
Отличительной особенностью данного рода, имеющего происхождение от мурз, является потребность в образованности, которую в прошлом для тюркоязычных мог дать только ислам. Например, Сатаев Махмуд получил образование в Турции и преподавал в медресе «Галия» в начале 20 века, фамилия Сатаев упоминается в списках служащих Третьей соборной мечети и, поэтому, дом Сатаевых по адресу: Уфа, ул. Нуриманова 14, с 1930 года находится в непосредственной близости к Третьей соборной мечети - месте традиционно отведенном для священнослужителей.
Фото 1917 года
Сатаева Нагима Абдрахимовна 1893г. - 1944г.
Сатаев Мухутдин Ягфарсадыкович 1891г. - 1934г. основатель дома г.Уфа, Нуриманова 14
Сатаев Карамтдин Ягфарсадыкович Германия 1917 год
Сатаев Карамтдин Ягфарсадыкович Германия 05 марта1920 год
Если посмотреть на
фотографию Третьей соборной мечети, то с левой стороны виднеется крыша дома Госпитальная 15 - дом первого имама-хатыба Хасанова (дом уничтожен), а с правой стороны, рядом с медресе Хасания, виднеется крыша дома Нуриманова 14 - дом имама Сатаева.
Пришедшие в Башкирию татары несли с собой закон и просвещение. Наглядным примером являются документы, которые мы рассмотрим ниже.
Договор о праве застройки свободного земельного участка Уфа, Нуриманова д.14 1930 год.
Вышеуказанным Договором о праве застройки свободного земельного участка в гор.Уфе от 07 апреля 1930г. Сатаеву Мухутдину Ягфарсадыковичу был выделен земельный участок рядом с Третьей соборной мечетью (здание медресе «Хасания» - ныне Нуриманова, д.16), в которой Мухутдин служил муллой, а его жена Сатаева Нагима Абдрахимовна пекла на продажу хлеб.
Были соблюдены все градостроительные правила постройки дома, о которых в наш информационный век знают и соблюдают не все строители - застройщики.
Нотариальный договор купли-продажи бани без фундамента между Хасановыми и Сатаевым 1929 год
Из другого документа следует, 01 июля 1929г. Сатаев Мухутдин приобрел на основании Сделки купли-продажи строения, у Хасановых, проживавших в д.15 по ул.Госпитальная (дом уничтожен), бревенчатую баню без фундамента, крытую тесом, с дощатыми сенями, под тесовой крышей.
Данная сделка купли-продажи удостоверенна нотариусом!!!
В те суровые времена, когда шла борьба с неграмотностью, махалля Третьей соборной мечети жила по правилам и законам образованного культурного общества.
И в завершении данного поста, чтобы наглядно проникнуться духом мусульманской общины, предлагаю посмотреть уникальные кинокадры Курбан байрам, Казань 1945 год.
«Военнослужащие и демобилизованные объясняли свой поступок тем, что на фронте они дали слово - "нәзер әйттек": если останутся живыми, то обязательно принесут жертву - курбан, благодаря таким образом Всевышнего». Click to view
Продолжение следует...