Дом Айтугановых, ул.Тукаевская в Казани

Apr 26, 2015 22:43

Оригинал взят у rustem_akhunov в Дом Айтугановых, ул.Тукаевская в Казани


Дом Айтугановых по Екатерининской ул. (ныне ул.Тукая, 62)

Наконец то и до него добрался. Правда пока вчера ехал к этим местам, сгустились тучи, и фотографии получились мрачноватыми. Впрочем, и история купцов Айтугановых, тоже не очень радостная.
«Лимонник» даёт краткую информацию об этом историческом здании [1433] Дом Н.Айтуганова, 1861 - архит., архитектор П.Т.Жуковский. Двухэтажный дом в классицистском стиле.
У Салихова и Хайрутдинова информации побольше. Дом Айтугановых. Двухэажный кирпичный дом построен в 1861-1862 гг. (архитектор П.Т.Жуковский) И.Айтугановым.
Идрис Айтуганов родился в 1818 г. в с.Большие Метески (ныне Тюлячинский р-н РТ). В 1851 г. был причислен в казанское купечество. Занимался оптовой продажей мануфактуры, стал одним из самых состоятельных купцов г.Казани. В 1869 г. он значился уже среди купцов первой гильдии. Умер И.Айтуганов 29 ноября 1880 г.
Дом по Екатерининской улице (ныне Тукаевская - примеч. Р.А.) перешел по наследству его сыну Исхаку (1843-1890), купцу второй гильдии, гласному городской Думы (1883-1887), который в 1885 г. сделав к дому двухэтажную с антресолями пристройку и построил кирпичные ворота (архитектор М.Крылов).




Ныне мало что сохранилось от прежнего вида особняка. Только основной корпус с пристроем. От ворот и помина не осталось.
















Вид со двора. Козырёк уже не кованый, а современный.










Сейчас здание используется в коммерческих целях. Здесь расположилось несколько небольших предприятий.
















Какова же печальная история Айтугановых? Сетевые источники поведали следующее. Родоначальник этой купеческой династии Идрис Айтуганов (1818-29.11.1880) родился в деревне Большие Метески Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Тюлячинский р-н РТ). Непонятно только откуда выудили авторы статьи в «Каз@нских историй», что Айтугановы родом из соседнего села Верхние Метески? Все источники, включая Татарскую энциклопедию (1-й том) утверждают, что Айтугановы родом из с.Большие Метески, что подтверждается и материалами переписной комиссии всероссийской переписи населения 1898 г.

С молодых лет Идрис Айуганов занялся торговлей "красным" товаром и галантереей. Постепенно дело предпринимателя пошло в гору, и он сумел организовать в губернском центре собственную сеть по оптовой продаже мануфактуры. В 1851 г. И.Айтуганов был причислен во вторую гильдию казанского купечества. Жил коммерсант на Екатерининской улице в двухэтажном каменном доме 1861-1862 гг. постройки (ныне ул.Тукая, д.62) с женой Магикамал Халитовой (1830-1880?) и сыном Исхаком (1843-1890). Последний, после смерти отца, с успехом продолжил коммерческую деятельность семьи, а также зарекомендовал себя активным общественным деятелем. Он неоднократно избирался гласным городской Думы (1883-1890), являлся членом учетного комитета казанского городского общественного банка (1885-1890). Исхак Айтуганов был женат на дочери купца Вафы Бигаева - Бибиасьме (1844 - ?) и имел от этого брака шестерых детей. Богатый, авторитетный предприниматель сумел породниться с самыми именитыми фамилиями татарской Казани. Его старшая дочь Уммегульсум вышла замуж за торговца мануфактурой, казанского первой гильдии купца Салиха Сабитовича Губайдуллина и стала матерью известного историка и писателя Газиза Губайдуллина; другая дочь И.Айтуганова - Бибигайша вместе с мужем, купцом второй гильдии Мухаметшакиром Бикчентеевичем Абдрахимовым, вырастила еще одного талантливого литератора и ученого - Гали Рахима.
Фахриджиган Исхаковна Айтуганова стала женой крупного промышленника, строителя знаменитой Азимовской мечети, купца первой гильдии Муртазы Мустафича Азимова.
Сыновья И.Айтуганова - Исмагил (1872 - ?) и Ибрагим (1878 - ?) также посвятили себя предпринимательской деятельности. В начале XX-го столетия они заявили уже о капиталах по первой гильдии и по примеру отца большую часть времени посвящали решению наболевших общественных проблем. Так, например, Исмагил Исхакович Айтуганов являлся одним из учредителей и первым председателем (1898-1902) Мусульманского благотворительного общества. Кроме того, братья Айтугановы слыли прогрессивно настроенными купцами, они водили дружбу с представителями татарской и русской интеллигенции, выступали инициаторами проведения национальных литературно-музыкальных вечеров и способствовали осуществлению первых самодеятельных театральных постановок в мусульманской части города.
Прекрасная история процветания купцов Айтугановых завершилась очень печально. Это нашло отражение в татарском фольклоре. А как хорошо сначало всё складывалось…
С ростом капитала и расширением деловых связей Исхак Айтуганов начал быстро набирать общественный вес. Его авторитет среди единоверцев стал просто непререкаемым после того, как предприниматель взял на себя все заботы о нуждах своего прихода и медресе. Состоятельный, всеми уважаемый бай стал, пожалуй, самым влиятельным прихожанином "Голубой" мечети, располагавшейся неподалеку от выстроенного им двухэтажного каменного особняка на центральной - Екатерининской улице Старотатарской слободы (ныне ул.Тукая,62).



Голубая мечеть, 2010 г.

Мусульманское училище при "Голубой" мечети с помощью Исхака Айтуганова получило новое здание и по праву стало именоваться в народе Айтугановским. Впрочем, тонко чувствующий и шагающий в ногу со временем коммерсант не замыкался в рамках своей общины. Он, как и многие другие преуспевающие городские предприниматели, с большим интересом относился к достижениям русской культуры, самостоятельно выучился русскому языку и совсем не испытывал предубеждения к европейскому костюму, образованию и искусству. Открытый, порядочный, общительный купец-мусульманин имел множество друзей и хороших знакомых среди русского купечества и чиновничества Казани. Постепенно Исхак Айтуганов стал блестящим олицетворением новой татарской "аристократии", научившейся не только зарабатывать огромные деньги, но и оказывать очень серьезное влияние на общественную жизнь города. Последние десять лет жизни купец неоднократно избирался гласным городской думы, являлся членом учетного комитета Казанского городского общественного банка.

Следует отметить, что успешной карьере предпринимателя содействовала его очень удачная свадебная партия. Исхак Айтуганов был женат на дочери известного и уважаемого купца Вафы Бигаева - Бибиасьме и имел от этого брака шестерых детей. В дальнейшем он сумел породниться с самыми именитыми торговыми фамилиями. Его старшая дочь Уммегульсум вышла замуж за торговца мануфактурой, казанского первой гильдии купца Салиха Сабитовича Губайдуллина и стала матерью известного историка и писателя Газиза Губайдуллина; другая дочь И.Айтуганова - Бибигайша вместе с мужем, купцом второй гильдии Мухаметшакиром Бикчентеевичем Абдрахимовым, вырастила еще одного талантливого литератора и ученого - Гали Рахима. Фахриджиган Исхаковна Айтуганова стала женой крупного промышленника, строителя знаменитой мечети купца первой гильдии Муртазы Мустафича Азимова.

Однако самой большой надеждой Исхака Айтуганова были его два сына - Исмагил (1872 - ?) и Ибрагим (1878 - ?). Он мечтал их видеть во главе фамильного дела и верил, что им удастся сохранить и приумножить богатство и славу ставшего знаменитым купеческого рода. Действительно, поначалу все складывалось как нельзя лучше. Исмагил Исхакович Айтуганов во всем повторял своего покойного отца. Так же неустанно трудился над увеличением торговых оборотов, много времени проводил на ярмарках, налаживал новые коммерческие связи, искал выгодные кредиты, сам охотно субсидировал нуждающихся в деньгах коллег. Еще большую активность он проявлял на общественном поприще.

В слободе Исмагила считали ярым сторонником так называемого "европеизма", смелых культурных новаций, вызывавших недовольство у консервативного окружения. Вместе со своим братом и ближайшими друзьями - быть может, впервые в истории - он поставил домашний спектакль на татарском языке, вызвавший большой резонанс в городской прессе. Среди молодежи были очень популярны литературно-музыкальные вечера, проходившие в доме Айтугановых на Екатерининской улице. Кстати, его младший брат Ибрагим Айтуганов первым из татарских парней слободы женился на русской девушке, чем вызвал долгие пересуды. Габдулла Тукай, друг Ибрагима, также не остался в стороне, написав по этому поводу довольно злую эпиграмму.

На рубеже XIX - XX столетий братья заявили уже о капиталах по первой гильдии и большую часть времени продолжали посвящать решению наболевших общественных проблем. Исмагил Айтуганов стал одним из учредителей и председателем (1899 - 1902) Мусульманского благотворительного общества. Казалось, что начали сбываться радужные надежды и мечты их отца, видевшего сыновей в числе самых знатных людей губернского центра.

Красивая сказка оборвалась в начале 1902 года. Казанцы были просто оглушены невероятной новостью о полном банкротстве купца первой гильдии Исмагила Исхаковича Айтуганова, оказавшегося не в состоянии оплатить многотысячные долги и попавшего по этой причине в тюремную камеру. Причиной чудовищного краха стали непомерные амбиции честолюбивого предпринимателя, стремившегося во что бы то ни стало, вопреки реальной экономической ситуации поддерживать на плаву переставшее быть эффективным коммерческое предприятие. Чтобы сохранить имидж успешного, уверенного и щедрого купца, Исмагил Исхакович, не раздумывая, брал в долг большие суммы и так же легко ссужал деньгами заведомо несостоятельных людей. К тому же времени для руководства сложными торговыми операциями у активного общественного деятеля практически не оставалось. Сам купец с горечью писал: "Общий застой в торговле за последние годы не мог не отразиться на делах моей фирмы, и единственная моя ошибка заключается в том, что мне не хотелось ронять значения моей фирмы и ранее предлагать сделки кредиторам... Дело протянется еще некоторое время, какое - сказать трудно, но оно кончится когда же нибудь. Мне же как человеку больному тяжело видеть всю эту ликвидацию, эту несостоятельность фирмы Айтуганова, фирмы, которая никогда ничем до сего времени не роняла своего достоинства и была уважаема в торговом мире".

Так или иначе, все имущество Айтугановых было описано и выставлено на торги для оплаты счетов кредиторов. Сам банкрот после этого прожил совсем недолго и скончался в полном забвении и нужде. Закат выдающейся купеческой династии вызвал у мусульман слободы искреннее сочувствие и сопереживание, ставшее причиной появления в народе известного баита "Айтуган", в котором рассказывалось о печальной участи нерадивых сыновей, пустивших по ветру отцовское наследство.

* * *

С этой информацией ознакомился давно. Но что обнаружил в этих материалах вчера, вывело меня из апатии. Несмотря на неточность айтугановской статьи в «Каз@нских историях», касающихся родовых истоков Айтугановых, статья в качестве иллюстративного предложения представила фотографии Айтугановых. Вот они то меня и смутили. Дело в том, что выложенная там фотография Исхака Идрисовича Айтуганова напомнила мне неизвестного бабая с семейной фотографии, сделанной в Челябинске в 1926 г.




Хотя эта наша фотография и подписана как Уважаемой родственнице младшей тётушке. В память о нашей дочери Зайнап предлагаю наши фотографии. Челябинск, 1926 г. . Кроме двоюродного брата отца - Фатыха и молодой четы, вероятно туташ Аминевой с женихом, остальные лица мне неизвестны. Пожалуй, ещё один мальчик напомнил фотографию Искандара Назырова, сделанную в 1952 г. Но это скорее не сам Искандер, а кто-то из его близких родственников. На фото 1952 г. он выглядит примерно 40-летним. Фотографии 1952 и 1926 гг. разделяет 28 лет. Простое арифметическое действие 40-28=12 (лет) вполне может соответствовать возрасту того мальчика на фото 1926 г. Эти вопросы занимают меня давно. Но главное моё изумление случившееся вчера, это бабай в сидячем ряду на той фотографии. В нём никто из внуков С.З.Ахунова не признавал своего деда. Это явно не Салахутдин. Но тогда кто же из родственников?!



Наш неатрибутированный бабай



фото Исхака Идрисовича Айтуганова (из Каз@нских историй)

Именно вчера обратил внимание, что этот бабай удивительным образом похож на Исхака Айтуганова. Б.м. это тоже кто-то из Айтугановых, только бедной их ветки? Ведь наша Ахуновская сторона также из того с. Б.Метески. Давно подозреваю, что жена Бадрутдина имела отношение к Айтугановым, но прямых доказательств не находил. Впрочем, как и следов Бадрутдина в Челябинске. В переписных листах 1898 г. он числится проживающим в Б.Метесках с женой и недавно родившейся дочерью-первенцем. И в дальнейшем есть несколько метрических записей о рождении у них детей на родине в Б.Метесках в период с 1901 по 1913 год, здесь у них родилось ещё три дочери и три сына. Бабай на фото выглядит близко к возрасту Салахутдина, б.м. чуть младше. Т.е. год его рождения предположительно между 1868 (Салахутдин) и 1873 (Закир-бай). Будем примерно считать его 1870 г.р. хотя ошибка такой хронологической атрибуции может быть существенной. Неизвестны и корни Габдулгани - мужа дедушкиной сестры Газизы. Известно только имя его отца Мухаметзян. Ни его отчества, ни каких-либо сведений о жене Мухаметзяна, нет. Как попал персонаж с айтугановскими чертами на семейную фотографию, пока непонятно…
Может кто-то прольёт свет?

ИСТОЧНИКИ:

Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Казань, изд-во «Эйдос» 1993
Р.Салихов, Р.Хайрутдинов. Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII - нач.XX веков). Казань, ФЕСТ 1995
Статья Большие Метески в 1-м томе Татарской энциклопедии.
Печальный баит "Айтуган"
Благотворительный фонд Альпари: Благотворители Республики Татарстан. Компания Альпари
Каз@нские ИСТОРИИ. Айтугановы




сәүдәгәрләр, Лаеш өязе, Казан губернасы, Казан, фольклор

Previous post Next post
Up