Собираясь на Алтай, я впервые услышала про Чемальский тракт. Чуйский - да, он и его красоты у всех на слуху, а вот Чемальский … И надо сказать, что все-таки Чуйский тракт красивее. Но и на Чемальском много интересных мест, про которые я расскажу.
Начинается он у развилки около моста через реку Катунь, Чуйский тракт уходит через мост вправо, а влево мимо села Усть-Сема на 90 км идет Чемальский.
Самый последний его участок от Ороктойского моста до села Куюс (около 10 км) - грунтовая дорога. Но мы доезжали только до моста.
Тракт идет все время по правому берегу Катуни, и ее бирюзовая осенью вода очень оживляет вид даже в дождливую погоду. А дождь был, и очень приличный. В ожидании того, чтобы он кончился или хотя бы стал поменьше, пару часов мы провели в Аскате. Аскат - село художников и разных творческих людей.
Там множество сувенирных магазинчиков, где можно поиграть на окарине,
на странном инструменте, сделанном из борщевика,
осторожно ударить в бубен,
поглядеть картины местных художников
и прикупить себе что-нибудь на память, например в Культурно-выставочном центре Стрела Сартакпая.
А еще Алтай - это потрясающие горные травы. И в Аскате есть магазинчик Сад Времени, где продаются травяные сборы и фитомасла. Кстати, благодаря им, во время ковида в Аскате никто тяжело не болел.
Накупив всякой всячины, едем дальше. Дождик стал поменьше, но запланированная прогулка в ущелье Че-Чкыш не состоится из-за скользкой дорожки. Проезжаем мимо Еландинских порогов, и тут даже несмотря на скользкие камни все бегут фотографироваться на фоне бурной бирюзовой воды.
В 60-е годы здесь хотели построить ГЭС, но все как-то не складывалось, а в 80-е годы захирело совсем. Возле порогов можно увидеть пещеры - шурфы, где проводили испытания грунтов пред строительством. Сейчас в пещеру можно попасть, заплатив 100 р.
А дальше конечная точка нашего путешествия - Ороктойский мост, через который дорога ведет в село Ороктой. Там в 1930-е годы обнаружили месторождение мрамора.
Катунь здесь течет в небольшом каньоне - ширина ее всего 20 м, а глубина целых 70 м. Под мостом - пороги Тельдыкпень, так называемые "Пни".
Здесь был деревянный мост, но в 1990-х его снесло половодьем. И жителям Ороктоя приходилось переправляться в люльке по натянутым канатам. В 1997 г. построили капитальный мост. Место это очень туристическое, и поэтому здесь полно всяких кафешек. В наш осенний приезд почти все уже были закрыты, но в единственном мы отведали очень вкусные чебуреки.
Возвращаемся назад, дождь кончился, и в лучах солнца мы смотрим на остров Патмос.
Не совсем алтайское название, скорее греческое. И действительно этот островок назван в честь греческого острова из-за расположенной здесь некогда церкви Иоанна Богослова. Именно на Патмосе в Эгейском море Иоанну Богослову был открыт Апокалипсис.
Есть легенда о том, что Иоанну привиделись два парящих над водой храма: один храм - в Средиземном море, а второй - на Алтае. Ну, история сомнительная, конечно. Точно известно только то, что в 1830 г. в Горно-Алтайск (бывший Улалу) прибыл преподобный Макарий (в миру Михаил Глухарёв) и под именем Иоанн окрестил молодого алтайца. А через 20 лет Иоанн пришел в Чемал, построил первый в Чемале храм и маленькую келью на острове Патмос. Потом, когда в Чемале построили новую церковь, этот храм в 1915 г. перенесли на Патмос. В 1920-х годах он был разрушен, а в начале 21 в. был вновь выстроен на пожертвования известного фотокорреспондента Виктора Николаевича Павлова. Вместе с женой они продали квартиру в Москве и переехали сюда.
По его чертежам был простроен и висячий мост на остров.
Сейчас здесь построен музей, деревянный храм на материке и строится еще один каменный.
На одной из скал можно разглядеть огромное изображение Богородицы с младенцем. Эту необычную скульптуру создала монахиня Филофея. Так необычно получилось, что в миру она была скульптором и в то же время занималась альпинизмом.
В общем, Алтай удивителен и природными чудесами, и творениями рук человеческих, и на Чемальском тракте это все можно увидеть.