Питер-Питер. Думаю, большинство людей его нежно любят. Ругаются на климат, на толпы туристов, на некую высокомерность жителей этого города, ощущающих себя в чем-то возвышеннее, образованнее всех остальных. Но все равно в любой свободный момент стараются приехать сюда, погулять по улицам и паркам, вдохнуть морской воздух и увидеть. А увидеть можно многое, особенно с высоты. Уже много раз было у меня желание поглядеть на Питер с крыши. Пока осуществилось оно только с точки зрения смотровой Исакиевского собора, т.е самой популярной туристической точки. А хотелось чего-то другого, менее известного, более тайного. И интернет накидал мне кучу предложений от бесплатных до очень дорогих. Большинство - это экскурсии по крышам или даже списки крыш, на которые можно проникнуть самостоятельно на свой страх и риск.
И вот в этом разнообразии мелькнуло название: Фотосалон Карла Буллы. Зацепилась за него, как за крышу, поскольку это в центре на Невском, и поскольку стоило вообще копейки. А потом только поняла, какую жемчужину нашла, ибо это фактически музей фотографии - старинное фотоателье. А поскольку фотографией я тоже немножко интересуюсь, то попасть туда стало отчетливым желанием.
И вот мы здесь. Невский, 54. Фотоателье здесь было еще в 1850-е гг. Меняло хозяев: Карл Людвигович Кулиш, итальянец Иван (Джованни) Бианки и др. Перестаивалось и само здание. Около 1907-1908 гг. владельцем фотоателье становится Карл Карлович (Карл Освальд) Булла.
Кто такой Карл Булла?
Он родился в Пруссии в семье купца, а в 11 лет появился в Санкт-Петербурге, где устроился на работу посыльным в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей. Потом стал учеником и лаборантом, а после работал в фотоателье на Невском, 110 уже самостоятельно.
Несколько раз его фотоателье меняло свой адрес, приближаясь к центру. И вот обосновалось на Невском, 54.
Булла получил разрешение на уличную фотографию. И его снимки стали публиковать в самых известных газетах и журналах. Булла добился разрешения снимать учения и смотры войск, а потом даже вести съемку императорской семьи.
В фотосалоне на Невском он фотографировал Есенина, Маяковского, Маршака, Шаляпина, Гиппиус, Куприна, Филонова, Распутина и многих других.
У Буллы было множество регалий, и ему было доверено иллюстрировать юбилейное издание «Невский проспект», посвященное 200-летию Петербурга.
После начала Первой мировой войны у немца Буллы начались проблемы, которые, конечно, усугубила революция. В 1918 г. Булла с супругой уехали в Эстонию. Там дом Буллы находился в деревне Ийде, входившей в состав уезда Сааремаа. За 11 лет он сделал множество этнографических снимков местных жителей. Умер в 1929 г. от сердечного приступа, случившегося через 5 месяцев после осуждения в России его старшего сына. Сейчас в Эстонии открыт музей фотографа.
А фотосалон в Санкт-Петербурге работал «по специальности» и дальше, даже в период блокады.
К сожалению, к концу 1990-х гг. помещения «Фотографии № 1», как тогда назывался этот фотосалон, находились в аварийном состоянии. В начале 2000-х фотосалон перешел в частную собственность, и его владелец Валентин Евгеньевич Эльбек восстановил здание, создал музей и фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.
Музей находится на 4-5-м этажах, в помещении причудливой формы, со стеклянным потолком и несколькими лесенками.
Кроме старинных фотоаппаратов и фотографий
здесь устраивают и выставки современных фотографов. Мы увидели работы Евгения Портнягина, который использует технику эгломизе - изображение с обратной стороны стекла с использование листового металла. Очень необычно и красиво.
Ну, и собственно, то, ради чего мы сюда пришли, но про что почти забыли, окунувшись в мир старой фотографии. Это крыша.
По сути, это небольшой открытый балкон на 5-м этаже, который позволяет взглянуть на Невский и крыши по соседству. Мы были после дождя, так что город умылся и показал нам себя чистым и блестящим.
Приходите сюда посмотреть на город, на старые фотографии и проникнуться духом необычного фотоателье