Глухие муромские леса. Ну ладно, не совсем муромские - до него по прямой километров 70 - и не совсем глухие. Встречаются то тут, то там деревни, но вот если плыть по реке
Судогде, то создается впечатление, что плывешь по глухой тайге: ни деревни, ни даже рыбака. А ведь раньше ходили как раз по этой реке ладьи - прочитала про водный путь из Клязьмы в Оку по рекам Судогда, Колпь, Гусь. И стояли древние городища, например, Прокунино на притоке Судогды - реке Побойке. Но все-таки и сейчас жизнь здесь продолжается, о чем говорят мосты на реке. И вот один из них, и от него очень быстро можно дойти до Лиственского погоста.
В давние времена стоял здесь Воскресенский мужской монастырь, который якобы был построен по повелению Ивана Грозного во время первого похода на Казань в 1549 г. Царь пожаловал церкви деньги и земли, а уж сами иноки построили кельи и ограду, благо леса вокруг было предостаточно. Вроде как в период Смуты разорили монастырь поляки, выпытывая у монахов, где те спрятали царские деньги, но монахи ничего не сказали. И, мало того, не воспользовались подземным ходом, который вел на другой берег Судогды.
Но пишут, что никаких документальных свидетельств обо всем этом не сохранилось. Единственно, что в народе место это называли „Пустое Воскресенье", вроде как от слова Пустынь. В Судогду впадает ручей, который местные якобы именуют Игуменским - по преданию, рядом с ним находился монастырский скит. И еще на кладбище лежит памятник-валун - надгробие священноиерея схимника старца Закхея, который, скончался в 1596 г, но мы тот камень не видели.
В любом случае, чтобы там ни было в старину, сейчас здесь стоит Воскресенская церковь. Сначала ее несколько раз строили деревянную, а начале 19 в. поставили каменный храм на средства помещицы Порчковой.
«Причта в приход по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Приход состоит из деревень: Семенова (2 верст. От церкви), старого Опокина (2 вер.), нового Опокина (3 вер.) и Ларинской (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 794 души муж. пола и 790 женского. Кроме этих деревень к церкви Листвинского погоста приписаны Дубасовский и Ларинский стеклянные заводы, так что общее число прихожан значительно выше показанного ранее». Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897 г.
Настоятели церкви, известные с конца 19 в.
Доспехов Ераст Козьмич (1887 - 1897)
Иоанн Гиляревский (1897 - 1920)
Александр Соколов (1921 - 1928; 1930 - 1937)
1937 г. - и этим все сказано…
Как пишут, храм является памятником архитектуры муниципального значения, но что это значит, видно хорошо. На церкви растут березки, кирпич обваливается, колокольни нет вообще.
Правда, привезли какие-то мешки со строительными смесями, возможно все-таки примутся за реставрацию.
Внутри храма довольно чисто, на полу остатки плитки, на потолке - фрески 19 в. Хочется надеяться, что исчезнуть храму не дадут, ведь рядом несколько деревень, и на кладбище после Пасхи море цветов.