Севан - высокогорное озеро, одно из чудес Армении. Но его окружают не только горы, много здесь распаханных полей и пастбищ.
Но вот одно из полей выглядит очень странно, на нем тут и там видны стоячие прямоугольные камни.
Что это? Ничто иное, как хачкары, или камни- кресты, как они буквально переводятся с армянского: «хач» - «крест» и «кар» - «камень». Хачкаров в Армении множество. Их предшественниками были каменные стелы - вишапы, которые ставили у истоков рек, границ поселений, у дорог. В эпоху Урарту устанавливали каменные плиты с узорами, вставляя их в выдолбленное отверстие в каменном же постаменте. Это были уже почти хачкары, которые появились с принятием христианства. До 11-12 века это были просто камни с крестами, а уже позже их начали покрывать кружевной резьбой.
Основа хачкара всегда крест. Иногда он выглядел как Древо Жизни, и все это украшалось орнаментами в виде ягод и виноградных гроздьев. С течением времени рисунки менялись, например, ветви Древа Жизни превратились в руки, держащие крест. Позже начали изображать распятие, образы Богородицы или святых. Поскольку раньше они ставились и у дорог и у границ поселений, это не всегда надгробия. Наверное, так же, как и наши кресты, которые тоже можно увидеть не только на кладбищах.
Но то место, про которое я хочу рассказать - это именно кладбище. Причем оно уникально в своем роде. На площади около 7 га возле села Норатус стоит по разным данным от 400 до 1000 хачкаров, при том, что во всей Армении их несколько тысяч. Самые древние хачкары 9 века, а самые красивые - 13-16 вв. Здесь в конце 16 в. создавали хачкары уникальные мастера, и в первую очередь - Кирам Казмох.
Хачкары работы Кирама Казмоха
Сейчас это музей, и на входе висит информация о хачкарах и даже о пешем туре, позволяющем увидеть все самое интересное.
Тогда я просто отфоткала для себя эти таблички, надеясь найти более точную информацию в сети. Но увы, про этот маршрут нет ничего. Поэтому просто прикреплю свои фотографии, может, кому-то пригодится эта информация, чтобы заранее приготовиться к тому, что надо увидеть.
Хотя, надо сказать, что хоть официальных экскурсоводов мы там не видели, зато встретили несколько бабулек, торгующих шерстяными носками и другими ценными вещами. И за некоторую мзду они провели бы экскурсию по кладбищу. Как тут не вспомнить «Трое в лодке…» и некоего старика, который пытался показать Джерому памятники и склепы. Только делал он это удовольствия ради, а не наживы для.
Поэтому мы миновали настойчивых старушек и отправились смотреть сами, тем более, что мимо хачкаров вилась тропинка и некие точки были отмечены цифрами. Туда мы и поспешили и увидели много необычного.
Много на кладбище родовых некрополей - несколько хачкаров на смыкающихся пьедесталах. Самый древний, и соответственно, самый большой - семьи Арутенц - в ряд стоят 14 хачкаров 14 в.
В этом родовом некрополе 2 средних хачкара работы Кирама.
Стоящие по всему кладбищу хачкары очень напоминают склонивших голову людей. Есть даже легенда, а может, и реальная история о том, как во время нашествия Тамерлана крестьяне одели хачкары в доспехи, и увидев огромную армию, Тамерлан отступил.
Кроме хачкаров на кладбище есть и другие типы надгробий. Вообще первоначально еще в 1-2 в. надгробия были просто прямоугольными лежащими на земле плитами. Позже их стали делать двускатными. А еще существуют камни-колыбели, на вертикальных стенках которых высекали орнаменты и даже бытовые сцены.
Например, на этом камне показан сюжет о том, как кочевники ворвались на свадьбу и убили всех.
Но чаще всего на таких камнях показывают профессию похороненного.
Чабан
Пахарь
Возле этого надгробия всегда лежат осколки стекла.
Здесь похоронен местночтимый святой монах Аветис Овакемян. Он служил в Норатусе заупокойные службы, и чтобы не ездить в монастырь и обратно, остался жить здесь в келье-землянке. И вот за долгую жизнь на кладбище привык к смерти, хотя с трудом представляю, как это возможно. И почувствовав близость смерти, Аветис попросил похоронить его в землянке. Его последними словами были: «Я не страшусь смерти. И хотел бы, чтобы и вы ее не боялись. И вообще не боялись ничего, кроме одного Господа. Пусть ко мне приходит всякий, кто испытывает страх. Пусть он льёт воду на надгробный камень, пьёт ее, омывает себе лицо, грудь, руки и ноги. Пусть потом разобьёт сосуд, в котором принес воду. Тогда страх отпустит его».
Среди хачкаров две часовни. Одна - 18 века,
а вторая более древняя, на ней надписи 13 в. "В 1211 году, при наших набожных князьях Закаре и Иванэ я, Мхитар Печуренц, сын Давида, с Божьей помощью и по велению великого Иванэ, стал главой знаменитого селения Норатус. Они пожелали, чтобы я установил этот крест во спасение душ усопших моих. Те, кто здесь молятся - да помянут они страну, которая была освобождена от мусульман и была дана мне и моим сыновьям".
А рядом с древним кладбищем - современное. И на нем выделяется огромный крест, по слухам какого-то богатого бандита.
О, времена, о, нравы!