Вернее, конечно, это не совсем Греция, но что древняя - это точно)
Хочу рассказать про знаменитый храм Гарни: хотя, может, кто-то, как и я до поездки в Армению, про него ничего не знает.
История этого места действительно начинается очень давно. Еще во время государства Урарту (а это, осмелюсь напомнить 9-6 вв. до н.э.) здесь была крепость, которая и была захвачена урартским царем. Который уже в 30 км от нее заложил крепость Эребуни, позже ставшую Ереваном.
Место для крепости действительно идеально: высокий скалистый выступ берега реки Азат, неприступный для врагов из-за того, что он почти целиком (на четыре пятых) окружен скалами. А кроме того летом здесь удивительно мягкая погода, и нет жуткой жары.
От древней крепости остались огромные блоки, не скрепленные никаким раствором, а просто плотно прилегающие друг к другу под своим весом. Когда в эпоху Ервантидов и Арташесидов начали надстраивать крепостные стены, то каменные блоки скрепили между собой железными скобами и каменную кладку залили свинцом. Толщина стены была 2 м, высота 12-14 м и 14 прямоугольных башен. Сейчас остались лишь нижние ряды камней высотой 2-4 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу.
Крепость была не только оборонительным сооружением, но и летней резиденцией царей Арташесидов, которых очень устраивал местный климат.
Итак, что же было в древней крепости, по совместительству летней даче царя.
От Урарту и Арташесидов здесь мало, что осталось. А вот от армянского царя Трдата I, достаточно много, и кроме того, это многое удивительно.
В доказательство трдатовых времен приводят огромный камень с надписью на древнегреческом языке: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (замок) (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, а Менеус, с позволения Владыки, как литург великого спарапета (полководца), (купил его) в знак признательности в присутствии свидетеля Матвея».
В первую очередь, это, конечно, потрясающий храм в честь бога солнца Митры. В общем, Гелиос здесь тоже как бы на месте. Но если учесть, что Трдат был зороастрийцем, то тут вроде какая-то мешанина верований, но я не сильна в богословии, поэтому если кто-то знает больше и лучше, пусть напишет в комментариях)
Главное для нас то, что храм, подобный греческому Парфенону не снесли, не перестроили. Он просто сам разрушился при землетрясении 1679 г., и его обломки почивали в земле до того момента, когда ровно через 1900 лет после строительства в 1966-76 годах он был восстановлен.
Фото с сайта pastvu.com
Кстати, в конце 19 в. возникала идея перевезти все детали храма в Тифлис - центр Кавказского наместничества и сложить перед дворцом царского наместника. К счастью, не смогли - не было средств перевозки.
В немаленьком в реальности храме внутри небольшой зальчик, где стояла над священным огнём статуя Митры.
Пишут, что с принятием христианства храм начали использовать в качестве Дома прохлады. А христианскую церковь св. Сиона построили в 7 в. совсем близко, но на счастье, языческий не тронули.
Чуть дальше над обрывом - руины царского дворца, состоявшего из двух отдельных зданий.
А еще дальше баня, построенная в 3 в. по типичному римскому плану, с холодной, теплой и жаркой комнатами (фригидарий, тепидарий и кальдарий соответственно). Пишут, что по плану баня точно повторяет баню в царском городе Армаз-Хеви (неподалеку от современной Мцхеты в Грузии).
И в ней неплохо сохранилась огромная (3х3 м) мозаика пола.
Цитирую по книге Дэвида Лэнга "Армяне. Народ-созидатель": в центре мы видим мужскую фигуру, символизирующую Океан, и женскую, символизирующую Море, по-гречески «Таласса». По четырем сторонам от центра размещены фантастические существа - с торсом рыбы, конским передом и некоторыми человеческими чертами. Эти ихтиокентавры несут на себе нереид, в том числе главную из них, Фетиду, мать Ахиллеса. Есть там также изображения дельфинов, рыб и рыбаков. По верху мозаики идет греческая надпись: «Работали, ничего не получая» Значение этой надписи трудно истолковать иначе, как жалобу на плохие условия работы и невыплату денег за труд. Возможно также, это означает, что работа в бане дает лишь нечто неосязаемое (жар и пар), которые исчезают бесследно и быстро."
Про жар и пар возможно, но вот про то, что людям ничего не заплатили за работу, и они жалуются - это вряд ли. Кто бы позволил сохранить на века такие «некрасивые» слова? Думаю, что это просто говорит о том, что здесь работали волонтеры и гордились тем, что работают бесплатно. А вы как думаете?)
Добраться до Гарни намного проще, что до многих других достопримечательных мест Армении: 30-40 мин на маршрутке или автобусе. Ну и конечно, уточните время работы музея и цену на сайте.
А рядом с Гарни есть еще одно не менее удивительное место…