Что ни название, то загадка) И мало того, это одно из самых древних сел на Мещерской земле.
Стоит здесь одна из самых старинных деревянных церквей Подмосковья. И даже не одна: здесь так называемый «тройник» - две церкви и колокольня. И вроде вот оно все перед глазами: церкви, село, а все как-то не очень точно)
Поначалу про то, как появилось село и почему у него такое странное название.
И возникло оно (хотя, это тоже только одна из версий) совершенно чудесным образом благодаря митрополиту Фотию - был такой не особо известный широкой публике персонаж русской истории, грек по происхождению, преемник митрополита Киприана. Приехав на Русь, Фотий побывал в Киеве, Москве, а после поехал во Владимир. Но после его отъезда Владимир был опустошен татарами, а помощник Фотия священник Патрикий погиб, не открыв врагам, где хранятся церковные сокровища. Татары погнались за Фотием, и тот укрылся в лесах в окрестностях озера Синег (Сеньга). Там прятался примерно месяц и за это время построил маленький храм Рождества Богородицы. А уехав после в Москву, оставил при храме иеромонаха Пахомия. Было это написано в летописях, потом про эти события рассказал Карамзин, и после этого начали прикидывать, где на самом деле находилось место, где скрывался Фотий. И решили почему-то по описаниям, что самым подходящим будет село Рудня-Никитское. Так или не так - кто знает, поскольку само озеро Сеньга находится отсюда не меньше чем в 30 километрах по прямой. Ну, да ладно.
В любом случае уже позже здесь стояла старинная деревянная церковь Рождества Богородицы. И построена она была, якобы, в 1572 г., 8 сентября, в день престольного праздника. «Рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом».
А сам погост Рудня, возможно, и был тут со времен Фотия, но нигде про него никто не пишет. Сначала вроде как он назывался Раменки, каковых по всей нашей стране очень много, поскольку рамень (или раменье) - это глухой хвойный лес, а более широко: окраина леса, или пашня у леса, и якобы это как-то связано с корнем «орать» - пахать. Ну, да Бог с ним, потом все равно Раменки превратились в Раменцы, а потом опустели и возродились под новым названием - Рудинский погост. Здесь маленькая речка Руденка впадает в Вольную, а название, вероятно, связано с красноватой торфяной водой (руда- кровь)
А Вольная якобы называлась «Волна». Так писалось в летописях, тогда вместо «ь» ставили «паерок», нечто похожее на апостроф, но иногда про него забывали. То есть, скорее всего, это была «Вольна», что, в общем, похоже на названия других рек этого края: Шерна, Вохна, Дрезна, Цна, Сельна
А еще недалеко стоит деревня Богородское (по началу, видимо, Богородицерождественское), в которой, как пишут, жили люди, которые «обслуживали» погост. Правда, непонятно, зачем «обслуживать» погост и почему эти люди не могли жить несколько поближе к погосту, а не в 3 км от него? Вот уже вторая загадка после Фотия.
Еще пишут о том, что в первой половине 18 в. в Рудне стояла еще церковь свт. Николая Чудотворца. А дальше на месте старой Богородицкой церкви построили новую и освятили в 1713 г.,
а месте Никольского храма в 1780 г. - зимнюю церковь Рождества Христова.
Так на сайте
sobory.ru, но тут же пишут о том, что летний храм построили в 1780-м, а зимний в 1720-м) И сколько я сайтов не пересмотрела, так и не поняла: какой храм старше, и вообще когда их построили) Еще одна загадка)
Такая же путаница с иконостасами, поскольку известно, что в 1806 г. установили новый, но непонятно, где)
Но, может, это и не так важно? Все равно 18 век, красивые деревянные церкви - это же чудо)
Но вот фраза на одном сайте меня очень зацепила: «100 лет тому назад священнику Н. Скворцову, изучавшему историю церквей Богородского уезда, крестьяне села Рудня показывали место, где прежде была церковь. Это место - в двух верстах от села, на горе. Там сохранились камни, выполнявшие роль фундамента деревянной церкви. Согласно легенде, церковь сгорела от удара молнии. В конце 18 столетия причт и прихожане построили новую церковь на том месте, где она находится и сегодня».
Стоп! Вот Богородицкая церковь действительно стоит на валунах,
Фото с сайта www.genealogy-kzn.ru
но она не в 2 верстах от села, а в самом селе. И как же быть тогда с фотиевской церковью, которая была в этих самых 2 верстах, да еще и с селом Богородское, которое «обслуживало» эту церковь. Ничего не понимаю)
А еще читала сказание о том, что при строительстве церкви в Рудне вот эти самые валуны привезли откуда-то - внимание!) - с Колымы, и почему-то через Коломну. Может, их, и правда, привезли, но не с Колымы, а из Богородского?
В общем, загадка на загадке) Вполне вероятно, что фотиевская церковь была где-то между Рудней и Богородским, как думаете?