О сложных моментах в жизни музея великого художника на берегу Оки.
Когда попадаешь в этот тихий уютный уголок на высоком берегу Оки, отдыхаешь душой, и очень сложно представить, что этого места могут коснуться какие-то неприятности, тем более, что Поленов - знаменитый художник, чье мастерство признано во всем мире. Тем не менее, жизнь музея практически на всем протяжении была очень сложна.
Начиналось все очень хорошо. Сразу после революции в мае 1918 г. музей Поленова стал одним из первых музеев в стране, был взят под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации. Поленов сам водил экскурсии по своему дому. А в 1924 г. усадьба - тогда еще Борок, а не Поленово - была предоставлена Василию Дмитриевичу и его семье в пожизненное пользование постановлением Совнаркома РСФСР. После смерти художника в 1927 г. первым директором музея стал его сын Дмитрий Васильевич.
Но в октябре 1937 года его вместе с женой Анной Павловной арестовали, и получили они по 10 лет лагерей. Они не боялись принимать у себя людей, прошедших аресты и ссылки. Музей подлежал расформированию, но «вовремя» арестовали и самого председателя Комитета по делам искусств. Музей все равно уплотнили, там появились дачники и Дом отдыха, но в 1939 г. благодаря очень настойчивым просьбам сестер Василия Поленова, он был взят на баланс Тульским облисполкомом.
Дмитрий Васильевич вернулся только в 1945 г, до кончины в 1967 г. был директором музея.
А потом передал бразды правления своему сыну Федору, жизнь которого тоже была терниста - его родители были отправлены в лагеря, когда ему было только 8 лет. Даже уже после их возвращения трудности продолжались: как сын репрессированных, он не мог поступить в Университет, пришлось идти служить на флот. Демобилизовался в 1967 г. и сразу начал «командовать» музеем.
В 1970 г. он женился на Наталье Николаевне Грамолиной, и они вместе боролись за музей.
Фото из Википедии (1971 г.)
Наталья Николаевна до этого несколько лет проработала в усадьбе Тютчева Мураново, помогала правнуку Тютчева - историку и филологу К.В. Пигареву, и уже имела опят музейной работы. И в Поленово он ей очень пригодился, и еще пригодились сила духа и настойчивость. Вот как она
говорила о тех годах:
Дом был почти заброшен. В одной из построек - склад белья, в Адмиралтействе живут официантки и обслуга. В баньке, где в свое время Сергей Прокофьев писал «Ромео и Джульетту», обитают, сменяя друг друга, директора Дома отдыха. В 1976-1977 году сюда приходят бравые ребята и предупреждают, что вырубят лес, сделают гранитные спуски к Оке, построят пять восьмиэтажных домов. Когда я поняла, что все это появится там, где Поленов писал свою «Золотую осень», решила: буду изображать из себя бультерьера, вцеплюсь в глотку, подожму ноги, и пусть вырываются. Усадьбу удалось отстоять. Каждый год отвоевывали по одной постройке, постепенно освобождая территорию. В 1983 году Дом отдыха прекратил свое существование. Музей стал обретать то лицо, которое имеет сейчас, наконец, появилась возможность заниматься научно-исследовательской работой.
С 1990 по 2011 г. она была директором Поленова. Все практически было на ней: капитальный ремонт, реконструкция, восстановление насаждений парка, реставрация церкви в Бёхово, и, конечно, издание всяких альбомов, буклетов и организация выставок.
Церковь Святой Троицы в Бёхово, построенная по проекту Василия Поленова
В 2011 г. директором музея стала ее дочь - правнучка художника Наталья Фёдоровна Поленова, а Грамолина стала ее заместителем. И тут тоже начались сложности: Министерство культуры потребовало, чтобы в учреждениях культуры не работали родственники. То есть Поленовой надо было или уволить свою мать, либо уволиться самой. К счастью, потом эту глупость отменили.
Наталья Грамолина участвовала в восстановлении школы в селе Страхово, построенной В. Д. Поленовым в 1911 году, ее сейчас приспособили под Центр детского творчества. Она руководила детским «Театром новогодней ёлки» при музее, и возродила традицию взрослого театра.
На протяжении нескольких лет она вела переговоры по восстановлению Поклонных Крестов, сделанных по проекту Поленова в Маньчжурии, в местах основных сражений русско-японской войны. И в октябре 2019 г. она ездила - в 80 лет(!) - в экспедицию в эти места, что положило начало большой работе по восстановлению доброй памяти солдат и офицеров, погибших в те годы. А через 2 месяца приняла участие в литературной встрече в центре имени А. И. Солженицына в Париже, где вместе с Вениамином Смеховым читала по ролям переписку молодого художника Василия Поленова с членами семьи.
18 октября Наталья Николаевна Грамолина скончалась. И как
написал Юрий Кублановский: Наталья Николаевна принадлежала к тем деятелям российской культуры, кто составляет соль нашей многострадальной, но несравненной земли.
Похоронили ее на кладбище в Бехово, где находятся могилы самого Василия Дмитриевича Поленова, его жены Натальи Васильевны Якунчиковой и многих родственников.
И лучшим памятником Наталье Грамолиной будет музей Поленова, которому она отдала 50 лет жизни.
А сейчас, когда золотая осень подарила нам еще несколько теплых дней, побывать здесь - самое время)