Удивительно: многое, про что я читаю, проходит примерно один и тот же путь. Изобретается в Китае, совершенствуется в Японии, а потом уже, как правило, в 17 в. попадает в Западную Европу на кораблях смелых мореплавателей. А отсюда уже растекается по всему миру, включая Америку и Россию. Так было с фарфором, так произошло и с веерами.
Пользовались ими в Китае еще в 8 в. до н.э. Тогда это были просто перья на деревянной ручке. А потом стали использовать бумагу, лотос или тростник. Их расписывали картинками или каллиграфией.
Потом веер попал в Японию, где рукастые и головастые японцы его усовершенствовали: сделали складным из деревянных дощечек и складывающейся в гармошку специальной плотной бумаги.
Ну, а в 17 в. на кораблях торговцев веер попал в Западную Европу, и там начался еще один расцвет этого искусства.
Веера делали из шёлка, кожи, пергамента, плотной бумаги, перьев, кружев, перламутра и т.д. и т.п. Их расписывали, инкрустировали, покрывали золотом и серебром.
Были даже веера, одна из боковых планок которых была снабжена зеркалом, так что у дам была возможность видеть все, что творится за спиной - такой предшественник зеркала заднего вида. И такие зеркала как раз делали в Испании в 19 в. А именно испанскую коллекцию вееров, которая находится в Севильском Алькасаре, я хочу вам показать.
Испанским мастерам было довольно сложно, поскольку был огромный наплыв вееров из Франции и Италии. Мастера даже создали что-то типа профсоюза, и пытались ограничить импорт. Иногда это удавалось, но не всегда, например, при короле Филиппе V, который будучи французом, об испанском искусстве особо не заботился.
Но потом, наоборот, Испания, а именно Валенсия, стала основным местом в Европе, где делали веера. С 1832 года здесь работает королевская фабрика (Real Fabrica de Abanicos).
И сейчас в Испании делают огромное количество вееров для жителей и для туристов. Для туристов - понятно, это лучший сувенир, чтобы повесить куда-нибудь на стеночку и вспоминать о приятных минутах отдыха. А вот жители используют веера по делу, их делают для фламенко (наверное, в первую очередь), для свадеб, корриды, для оперы и для церкви. Существуют даже веера для первого причастия.
В Алькасаре хранится коллекция вееров, которую подарила Gloria Trueba Gómez в 1997 г. В ней 37 уникальных европейских вееров XIX-XX веков и несколько восточных.
Предлагаю взглянуть)