Нижний Новгород и самолеты, ну или почти самолеты.

Nov 19, 2019 17:12

Странно так, но насладившись архитектурой Нижнего Новгорода, купеческими домиками и церквями, пишу сначала о подлодках и самолетах, и это мы еще в музее трамваев не побывали)

Итак, самолеты и летчики. Самый известный, конечно, Чкалов, памятник которому стоит возле Георгиевской башни Кремля, на месте, который сам Чкалов и его друг скульптор Менделевич выбрали для установки памятника Горькому.



Маршруты беспосадочных перелетов экипажа Чкалова-Байдукова-Белякова на Дальний Восток и через полюс в Северную Америку.





На той же Верхне-Волжской набережной установлен памятник Нестерову. Авторы его - художники отец и сын Рукавишниковы, об их удивительном роде я расскажу потом подробно.



Макет самолета Nieuport, на котором Нестеров впервые в мире выполнил Мертвую петлю.



На стелах, в виде крыльев самолета, все важные событие жизни летчика.







Думаю, про Чкалова и Нестерова все знают, а вот о Ростиславе Алексееве, наверное, знают немногие, хотя на Ракетах и Метеорах катались, думаю, все. А ведь именно Алексеев придумал такой тип судов, то есть СПК - суда на подводных крыльях.
Вообще, удивительный был человек. Еще в 14 лет он сам построил 3 лодки на Черном море, ходил юнгой на парусных вельботах, а в 16 лет построил яхту, потом вторую, причем не только строил, но и конструировал их сам. На многих гонках он занимал первые места. Главным его «врагом» было сопротивление воды, и он справился с ним: в 1941 г. защитил Диплом на тему: Глиссер на подводных крыльях. И настолько важной была эта идея, что даже на загруженном производством танков заводе Красное Сормово Алексееву выделяли несколько часов для работы над СПК. А в 1943 г. была организована Гидролаборатория.  Алексеев конструирует катера скоростью 30, потом 85, а потом и 110 км/ч.  Всё это были военные разработки, и использовать их в «гражданском» судостроении мешала секретность. И, практически подпольно Алексеев разрабатывал гражданские суда. Вообще, удивительно или, наоборот, неудивительно, что такому талантливому конструктору все время создавали проблемы: мало того, что не давали совершенно заслуженных их званий, а просто целенаправленно мешали работать. К  примеру, для разработки пассажирского судна, не получая поддержки в Горьком, он совершил плавание на скоростном катере-буксировщике на подводных крыльях в Москву, и продемонстрировал его Кагановичу и Микояну, получив за это выговор от министра.
И только в 1955 г. после долгих и бурных обсуждений началась разработка пассажирских СПК, и в мае 1957 г. появилась первая «Ракета». Подобные Метеоры, Кометы и Спутники используются до сих пор. И, оказывается, Ракеты использовали не только у нас и в странах соц.лагеря, но и в Англии, Германии, Канаде.

Картинка из Википедии


Но гениальный Алексеев не остановился на этом. Он разработал экраноплан. По сути это самолет, который летит низко над землей или водой, используя экранный эффект. Но относится он не к самолетам, а к морским судам. В 1961 г. Алексеев создал первый экраноплан СМ-1. А в 1966 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). Он был огромный: размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Западные специалисты окрестили его Каспийским монстром по буквам КМ, т.к.испытания проходили в Каспийском море.
Все новое кроме восторга всегда вызывает некоторое раздражение, особенно у шаблонно мыслящих людей. Поэтому в ВВС считали экраноплан кораблем, а судостроители  - самолетом. И, конечно, в связи с этим возникали разные чиновные сложности.
Были проблемы и с пилотированием, поскольку «уронить» экраноплан было сложно, но если резко поднимать его вверх, экранный эффект пропадает, и он может упасть.
В 70-х годах Алексеев начал разрабатывать десантный экраноплан для ВМФ  - стоит ли говорить о том, что все разработки шли для военных задач. И в 1974 г. вынудили его испытать еще недоделанный Орленок - так назывался этот экраноплан. В результате на испытаниях у него оторвало хвост. Алексеев (который всегда управлял первым полетом своих кораблей) благополучно вернул его. Но … Алексеева совсем отстранили от разработки Орленка, и он подпольно (!) продолжал участвовать в работе над ним. Цитирую отсюда. «В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400-500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км».
В январе 1980 г. на испытаниях пассажирского экраноплана Алексеев получил серьезную травму и вскоре скончался.

Экраноплан Волга-2, разработанный КБ Алексеева в 1984,  во дворе Нижегородского технического университета имени Алексеева. Полет происходил на высоте 0,5-0,8 м, максимальная скорость 150 км/ч, он мог перевозить 8 пассажиров или 800 кг груза. 2 двигателя (кстати, разработанных для автомобиля Волга) мощностью по 150 л.с., работающих на АИ-92.


Но в 2004 г.произошла авария, и Волги перестали эксплуатировать. Но я читала о том (правда, новость была от 2017 г.), что вроде собираются производить пассажирские Чайки, которые будут перевозить 70 человек..

Ударный экраноплан «Лунь» в 1991 году был принят на вооружение, но потом программу строительства военных экранопланов свернули, а в 2007 г. все они были списаны. Увидеть Орленок можно в музее ВМФ в Москве.
А в это время в замке у Шефа в армиях Ирана и Китая появляются экранопланы…
#TRмарафон, #тревелмарафон

Нижний Новгород, #тревелмарафон, #TRмарафон, удивительные люди, корабли, самолеты, техника

Previous post Next post
Up