Наверное, это будет самый сумбурный и странный мой пост, собственно, также, как странен и сумбурен человек, о котором буду писать.
Однозначно человек этот был очень талантлив: художник, писатель, режиссер, дизайнер, скульптор. Кроме огромного таланта у него было еще огромное самомнение и самоуверенность, пожалуй, самая сильная из всех, про кого я что-то знаю. Хотя нет, наверное, самый-самый был Людовик 14-й: Государство - это я. Но и Сальвадор Дали, а именно про него я и пишу, говорил: Сюрреализм - это я. А ведь что круче: Франция или сюрреализм, это с какой стороны посмотреть)
В любом случае человек был неординарный, и раз уж были мы недалеко от его музея, надо было обязательно посмотреть, чтобы составить собственное мнение. И мнения, надо сказать, разделились: мне эта странная мешанина картин, скульптур, мебели, машин, яиц и т.д. и т.п. понравилась, а Игорь был очень недоволен, и это при том, что он в нашей семье более, скажем так, художественно развит. Так что последствия посещения музея Дали абсолютно непредсказуемы.
Вообще в Каталонии есть так называемый Треугольник Дали: Фигерас, Кадакес и Пуболь. В Пуболе замок, который Дали подарил семидесятилетней уже Гале, Кадакес - городок, где они прожили долгую жизнь, а Фигерас - город, где Дали родился и умер, и где Дали создал свой прижизненный музей. То есть, то место, которое он специально готовил для нас, чтобы мы пришли, посмотрели и удивились.
А удивляться, поверьте, есть чему)
В Фигерасе все посвящено Дали. Вот такая инсталляция по дороге к музею.
Кстати, найти его совсем не трудно, от станции идти минут 10-15, и везде есть стрелочки. Стоит 14 евро, народа в октябре было немного, очереди практически не было. Некая проблема в том, что не пускают даже с маленькими рюкзачками - учтите это. Снимать можно до умопомрачения)
Дали задумывал музей как квест, чтобы люди смотрели его в том порядке, как им подсказывает интуиция. Но заботливые музейные работники рассудили по-своему, пронумеровали комнаты, и теперь каждому посетителю выдается схемка с маршрутом, чтобы не пропустить ни одного шедевра. Может, правильно, а может, и нет. Сами мы тоже ходили по схемке, но сейчас уже думаю, что может и зря)
Ну ладно, к делу. Описать все, что там есть - абсолютно невозможно, но и не нужно. Если вдруг станет интересно, сами посмОтрите, а если нет - значит, вам туда и не надо, и Дали - не ваш художник. Оценки этого музея от «Великолепно» до «Ужасно»)
Дали - великий мастер эпатажа. К его работам не получается относиться равнодушно, они или нравятся, или нет. Кроме того, что они очень необычны, они еще и очень символичны. Но вот объяснять сейчас все символы не буду. Мне, честно, кажется, что узнав, что яйца у Дали означают не чистоту и совершенство, а возрождение и внутриматочное развитие, я не стала умнее и не стала лучше понимать его работы. Да и у Дали думаю, иногда смысл вещей менялся на противоположный, очень уж необычный человек был.
Так что, просто буду констатировать факты без всяких символических объяснений)
Итак, самые любимые предметы Дали - хлеб и яйца, мало того, что батоны в руках у многих скульптур, еще и стены им украшены. Купол над музеем стал эмблемой города.
Скульптура перед входом - каталонский философ Пужольс с телом из оливкого дерева. Имя это, правда, мне ничего не говорит.
Главный зал - Дождливое такси. Было создано для парижской сюрреалистичной выставки. Если заплатить денюжку - внутри такси идет дождь. На выставке еще ползали улитки, но сейчас их нет. На машине стоит Великая Эсфирь. А на самой верхушки - лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. Вот такой вот сумбур.
Второй огромный зал. Там сразу огромная картина, которую Дали написал для балета «Лабиринт» по мифу об Ариадне.
Еще здесь потрет Линкольна, вернее, Галы) То есть вблизи Линкольна, а издалека Галы. Вы кого здесь видите?
Акварель "Голова Бетховена" - Дали писал ее, бросая живых осьминогов на лежащую на полу бумагу
Зал, посвященный ювелирным работам по эскизам Дали.
В этом же зале склеп Дали. Да, он хотел быть похоронен именно здесь. А другая часть склепа выходит к женскому туалету
Вот из такого, как пишет Экслер, розового бланманже здесь несколько скульптур.
Портрет Пикассо
А это сам Дали в своем исполнении
Венера Милосская - красиво и практично)
Зал-портрет - именно так) - актрисы Мэй Уэст. Знаменитый диванчик в форме губ.
В общем, и так лицо видно, но если отстоять очередь и посмотреть в линзу, то получается так.
Еще одно лицо
А это, оказывается, не Дали, но я узнала об этом уже дома. Оригинальненько. Это художник Pitxot. Он пишет картины из камней.
А это уже Дали - Голубь)
В башне Галатея роспись потолка. И как я прочитала где-то в Интернете: "Дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры, но на самом деле это - чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море. В центре на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь". А общем, сплошной парадокс)
Дали и Гала. Дали очень любил оптические эффекты, например, стереоизображения, их тут полно.
Например, вот - стереоэффект
Гобелен со знаменитыми часами.
Спальня Дали.
Милая прикроватная тумбочка, как вам?
В общем, у Дали все очень странно, эпатажно и неоднозначно. Где-то прочитала, что во время Гражданской войны в Испании республиканцы устраивали особые пыточные камеры для пленных франкистов: там были кровати, установленные под углом 20 градусов, а на стенах висели картины Дали)
Многие говорят, что у Дали, мягко говоря, были не все дома. Кто знает. А может это просто такой стиль зарабатывания денег, представляя себя немного сумасшедшим, ведь Дали был очень прагматичным и очень любил деньги. С другой стороны, он был и очень тонко чувствующим человеком, взять хотя бы его отношение к Гале. Кто знает, как все было на самом деле?)