Самая красивая для меня площадь в Риме - Пьяцца Навона. То ли погода была чудесная, то ли настроение, но мне здесь было чудеснее всего. Про площадь чуть попозже, а сейчас про наш путь к ней, про фонтаны, скульптуры и т.д., поскольку в Риме эта красота буквально на каждом шагу. Шли мы от Квиринальского холма, и первую интересность нашли на улице Пье-ди-Мармо, что переводится, как улица Мраморной ноги. И, правда, там оказалась мраморная нога (вернее, ступня) немаленького размера. Ногу эту нашли в 16 в, и считается, что она принадлежала огромной статуе (представьте себе ее размер), поскольку тут находился храм Исиды и Сераписа. Чья конкретно нога - установить не удалось)
Чуть дальше небольшая площадь перед Храмом Санта-Мария-Сопра-Минерва. Место очень интересное. Некая странность в названии церкви - оно такое христианско-языческое. Переводится как Святой Марии над Минервой. Считали, что церковь построена на месте храма Минерве, но потом выяснилось (вроде выяснилось - в Риме как-то все не очень однозначно), что храм Минервы был, но не совсем здесь, а именно на этом месте был тот самый храм Исиды, который занимал огромную площадь.
Но название не главное, а главное - сама церковь, вернее то, что внутри. За скромным фасадом (в нашем случае еще более скромным - реставрация, поэтому фото из Википедии)
скрывается единственная в Риме готическая церковь.
И в ней сокровище - статуя Христа с крестом работы Микеланджело. Это второй вариант скульптуры: уже заканчивая первую статую, скульптор обнаружил на лице Христа темные прожилки в мраморе. Эта скульптура сейчас находится в церкви близ Витербо. Обе фигуры Христа были обнажены, но вторую после решения Тридентского собора задрапировали позолоченной бронзой. Дальше как-то непонятно: вроде повязку позже сняли, потом опять надели. Как я прочитала
здесь: Художественный критик Вальдемар Янушчак писал: «По «Воскресшему Христу» Микеланджело можно определить, здорово ли христианство. Обратите внимание, есть ли на статуе набедренная повязка. Если христианство здорово, повязки нет. Если христианство хворает, повязка есть. …
Вроде как именно в этой церкви, вернее в доминиканском монастыре, к которому она относилась, отрекались от своих убеждений Галилей и граф Калиостро.
А перед церковью стоит странный монумент: слон с обелиском на спине, созданный Бернини. Установили его по желанию Папы в 1667 г. Бернини могла вдохновить иллюстрация из книги 1499 г. «Гипнэротомахия Полифила». Обелиск был найден неподалеку, и, видимо, тоже раньше стоял в храме Исиды. А со слоном не очень понятно: вроде как он в христианстве был символом порядочности. Кстати, римляне даже видели живого слона, но в начале 16 в., когда белого слоненка прислал папе Льву Десятому португальский король, в свою очередь получивший его из Индии. Сохранились рисунки того слоненка, может их видел Бернини. Более подробно обо всем про слона и обелиск можно почитать
здесь.
Если идти дальше мимо Пантеона, можно увидеть еще один привет из прошлого Древнего Рима - гранитную ванну, которая, вероятно, стояла в термах, а сейчас - это фонтан.
Но он как-то не производит особого впечатления, а вот фонтанчик Книг мне очень понравился. Он довольно современный (для Рима) - создан Ломбарди в 1927 г. В этом здании раньше был Университет, а сейчас - архив. А голова оленя - символ этого района.
И вот, наконец, площадь Навона. У нее интересная история: раньше здесь был стадион Домициана на 33 тыс. зрителей (правда, кое-где написано - 15 тыс., в общем, все равно очень много). Здесь соревновались атлеты, и название площади пошло от слова «Агон» - состязание. А может от слова nave - корабль (или большая лодка), потому что по форме напоминает судно.
В средневековье здесь проходили ярмарки и праздники, а в 17-18 вв. в жаркие летние месяцы воду из фонтанов выпускали на площадь, и жители, гуляя по ней, спасались от жары.
Про фонтаны: их на этой площади три. В центре фонтан 4 рек Бернини.
Реки Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата символизируют четыре известные части света. А обелиск в отличие от многих египетских был сделан в Риме в нач. 4 в.
Рядом с фонтаном - церковь святой Агнессы Борромини - постоянного соперника Бернини.
Агнесса некогда отказала сыну римского префекта, сославшись на обет целомудрия. Префект отправил ее в бордель около стадиона, но, когда ее раздели перед толпой, на ее теле мгновенно выросли волосы и закрыли наготу. Голова ее после убийства хранится в церкви. Церковь, увы, была закрыта, и мы смогли полюбоваться только снаружи.
А вообще церкви в Риме чаще всего открыты, бывает только перерыв на обед, и в них бесплатно можно посмотреть на знаменитые фрески и скульптуры.