КРАСОТА ПО-БАЛИЙСКИ - 2 часть

Mar 18, 2010 10:20



На Бали Дашке не нравилось. Тяжелый остров оттенков желтого. В цветотерапии желтый используется как антидепрессант, но на Бали этот цвет давил, как будто незримо был растворен в воздухе, окутывал тебя и заставлял делать не то, что ты хочешь, а то, что считалось правильным. Желто-коричневые блики молитвенных храмов напоминали о почитании богов и духов. Соломенные узоры украшений к религиозным праздникам ежедневно создавали женщины с желтоватыми лицами. Высохшие стебли зеленой растительности тосковали вечером в пыли бесцветно-золотого солнца над грязно-песочным пляжем.

Бали рекламируется турагентствами как место райского отдыха и уникальной балийской культуры. Что касается культуры, она основана на местной религии - балийский индуизм с суровой примесью анимизма. Балийцы твердо верят, что весь остров населен духами, добрые живут в горах, а в море, лесах и на пустынных пляжах - страшные гигантские демоны, которые, если их не ублажать, разозлятся и отомстят. В разговоре взрослый мужчина может заявить, что духи живут везде, все их боятся, но только не он - не потому что он храбрый, а потому что он знает, что им нужно. Черных магов балийцы боятся еще больше. Маги - оборотни, они превращаются в страшных животных и с помощью колдовства могут любого грохнуть на расстоянии. Звучит упрощенно, но к чему может привести представление об окружающем мире как страшном? Одно из средств спасения - постоянно что-то делать, чтобы о страшном не думать.



Складывается впечатление, что именно поэтому балийцы, в то время когда они не участвуют в религиозных ритуалах - а участвуют они в них регулярно, некоторые каждый день, это как общественно-полезный труд - ежеминутно пытаются себя занять хоть чем-то. Туристами, например. Они будут вокруг вас суетиться, доведут самых нестойких до нервного истощения, а затем предложат съездить в Убуд и почистить ауру у самого крутого мага, к которому запись за месяц. Один турист, мол, приехал нервный такой, так ему ауру почистили, и стал он совсем другим человеком и остался на Бали навсегда.

И это еще не все поводы для озверения. На пляже каждые пять минут неряшливо одетые женщины предлагают массаж. На улице торговцы достанут бесконечным «шоппинг, шоппинг, чип прайс». В ресторанах вы обнаружите, что к счету приплюсовали процентов двадцать непонятного налога. В «официальных туристических информационных центрах» вы окажетесь подписанными на несколько дублирующих экскурсий, оплатив при этом комиссию агента.



Неделю такое можно выдержать. Больше недели? Только если вас на Бали бизнес привел или курс выживания в экстремальной для психики ситуации. Если вы турист, то познакомьтесь с Бали и… выберите себе любой другой остров. Бали - это не Индонезия, а Индонезия - это не Бали. На Бали вернетесь, походите по магазинам и поедете домой гордыми и счастливыми.

- Тенганан, - остановил машину водитель. - Я вон там на площадочке припаркуюсь и буду ждать. Видите будку на входе? Нужно пожертвование сделать, десяти тысяч рупий вполне хватит.

Дашка заплатила десять тысяч, расписала в книге посещений и вошла в бамбуковые ворота. Дома за заборами в два ряда напротив друг друга, между ними выложенные из крупных камней дорожки, беседки с остроконечными треугольными крышами, там сям растущие деревья и самостоятельно пасущиеся гуси. Деревня бали-агА, в ней живут коренные балийцы, а не пришлые с Явы, вытесненные несколько веков назад наступающим исламом. Деревня закрытая и охраняемая традиционным законом «адат», жителям нельзя ночевать за пределами, не говоря уже о том, что нельзя путешествовать.



Туристов в деревню пускали, поскольку деньги жители зарабатывали с продажи особенных тканых изделий. Технология крашения и ткачества называлась «герингсинг» или двойной икат. Чтобы получить узор, до крашения на продольных и на поперечных нитях отдельные места крепко перевязывали, таким образом постепенно прокрашивая нужное в нужный цвет.



Узор на двойном икате Тенганана был трехцветный, магический, каждый цвет прославлял одного из богов. Красный славил Брахму, создателя вселенной и живых тварей. Желтый - Вишну, заботящегося о созданных. Глубокий темно-синий - Шиву, который забирал жизни людей и возвращал их туда, где они становились первоначальными пятью элементами: землей, ветром, водой, огнем и воздухом. Составляя трехцветный узор, икат напоминал о главном боге Санъянг Види, ипостаси которого - Брахма, Вишну и Шива - всего лишь выполняли свою работу, претворяя в жизнь высший замысел великого творца.

- Вайан, - подошла Дашка к машине. - Ты мне скажи лучше, что твоя религия насчет занятий черной магией говорит.
- У нас есть полубог Мадэва, - сказал Вайан, - он защищает от черной магии. Надо в храм сходить и церемонию провести.





- Зачем ты практикуешь? Приходит к тебе девушка, просит приворожить кого-то. И что ты делаешь? Насильно привязываешь мужчину, сбиваешь его с собственного пути, в результате оба мучаются? Или как оно работает? Только не рассказывай мне подробно. Я не хочу магии научиться. Я понять пытаюсь.
- Я, - как хамелеон сменил окраску Вайан, - девушке говорю, что это плохо. Спрашиваю несколько раз, уверена ли она, что этого хочет. А потом уже колдую. Чтобы выполнить замысел, нужно в определенного животного превратиться и дальше либо зелье какое сделать, либо на расстоянии можно поработать, например, по фотографии или полному имени. Мантру только нужно подобрать подходящую. У нас выборы были недавно. Там столько народу умерло! А все почему? К нам, балийским магам, обратились.
- Ага, - подумала Дашка. - Открыли последнюю страницу Bali Today, где объявления типа «потомственный маг, укокошу оппозицию быстро и качественно».



- Маги в любой стране есть. У нас тоже. Белые, которые якобы помогают, и черные колдуны, которые вмешиваются.
- Надо же, - удивился Вайан. - Для этого тоже в животных превращаются?
- Ничего подобного, - пошутила Дашка серьезным тоном. - Наши маги и так справляются.
Вайан притих и задумался.

- Знаешь, - сказал он грустно. - Я вот маг, много чего для людей делаю. Но у меня одно не очень хорошо получается. Ну это…
Он вздохнул.
- Говорить о любви.
И Вайан, одинокий и грустный сорокапятилетний черный маг, нашел в себе силы заговорить о главном.
- Мне очень нравятся западные девушки. Может быть, у тебя есть подруга, которая захотела бы со мной познакомиться? Если такое вообще возможно.
- Вайан, все мои подруги замужем. Но такое, конечно, возможно. Я знаю женщину из Австралии, она замужем за индонезийцем из Купанга, у них детей трое. Так что у тебя все шансы. Я слышала, что немецкие женщины очень даже интересуются местными мужчинами. Только не вздумай никого привораживать!

Например меня. А то уже спрашивал, как мое имя пишется.

- И завязывай ты с магией этой. Сам подумай, чего хочешь. Зелье варить до старости или найти себе подругу и жениться, ты мужчина в самом расцвете сил, не какой-то плейбой малолетний без гроша в кармане.

Вайан посмотрел на себя в зеркало и поправил волосы.

- У тебя, милый, псориаз на нервной почве, - заметила Дашка про себя. - Вот почему ты чешешься постоянно.

- Ты чего Рудру не попросишь тебя подлечить?
Полубог Рудра избавлял несчастных от чесотки и прочих кожных болезней. From itching, как сказал Вайан.
- Это не itching, - Вайан свернул разговор. - Это новомодная ваша аллергия.
Против аллергии средства у черного мага не было.

- Духи, демоны, маги треклятые. Надо разобраться в вашей религии, - подумала Дашка, пожимая Вайану руку. - Юнин брат на полном серьезе предложил уделить час своего времени, так и сказав «я могу уделить тебе один час», для знакомства с балийским индуизмом. Надо воспользоваться.

Брат сел за стол напротив Дашки и приготовился рассказывать.
- Самый первый вопрос, - начала Дашка. - Что за хитрый день, когда из дома выходить нельзя, свет включать нельзя, аэропорт закрыт, одна религиозная полиция по улицам ходит? Мне сказали, что злые духи пролетают над островом, если свет где увидят, приземлятся и всем наваляют. Поэтому вы прячетесь.

- Это Ньепи, день мертвых. Балийский новый год. Длится сутки, от рассвета до рассвета следующего дня. В этот день мы подводим итоги прошлого года, что сделали, чего не сделали, что нужно исправить. Нужно сосредоточиться, поэтому нельзя разговаривать, есть, пить, свет включать. Ньепи - второй день церемонии. Предыдущий день называется Пандерупубан. Мы верим, что в этот день открываются ворота ада и злые духи вылетают, чтобы помешать человеческим душам. Из-за влияния злых духов люди ведут себя плохо, мысли нехорошие их головы посещают. В этот день мы делаем подношения, чтобы духи не причинили людям вреда. Заодно пугаем их, мастерим огромные бумажные или деревянные изображения животных или еще каких тварей, называется огО-огО . В шесть часов шумим как следует, чтобы духи испугались и улетели прочь.





- Понятно, - сказала Дашка. - А что за церемония на полную луну?
- Церемонии - разговор человека с богами. В нашей религии церемоний очень много. Пурнама и Тилем - церемонии подношений богам, на полную луну, поскольку она приносит удачу, например, прилив в полнолуние - хорошо для рыбаков. Пагервеси - праздник металлов на западе Бали. Мы считаем, что те предки, которые придумали металлы, - большие герои в борьбе добра со злом.
- Металлы? Как же война, оружие? Где в войне добро, где зло с вашей точки зрения?
- Если война освободительная, она грехом не является. А если захватническая, это плохо, такая война грех, ведь причины ее гнев, жадность.
- Подожди, подожди, - прервала его Дашка. - Что балийская религиозная традиция считает грехом? Это особенно интересно. И что вы там про карму говорите?

- Карма, - начал брат. - Это последствия твоих поступков. Кармы три вида. Карма из прошлой жизни, тебе ее дадут обстоятельства, чтобы побороть оставшиеся из прошлого грехи. Карма в этой жизни. Карма на будущее - то, что получишь в следующей жизни, если не отработаешь в этой. У нас так - если грешишь, церковь грехи не отпускает, самому отрабатывать придется, чтобы в рай попасть. Иначе шесть основных грехов тебя прямиков в ад приведут.

Первый грех - жадность. Когда человек убивает или лжет из-за денег. Здесь же коррупция и стяжательство, если денег у тебя достаточно, а хочешь ты все больше и больше.

Второй грех - гордыня. Она заставляет тебя страдать, т.к. ты не можешь жить без внимания других людей. Тебе необходимо поощрение с их стороны, высокая оценка себя и своих поступков. Ради внимания ты готов лгать, поэтому ложь тоже является грехом.

Третий грех - лень. Ленивые не только не работают, они и себя обслуживать не в состоянии. Бедность - результат лени. Если ты не проводишь церемонии - это тоже лень.

Четвертый грех - гнев. Гнев на себя или в отношении других. Гневятся люди, потому что не могут ясно мыслить.

Пятый грех - зависть. Начинается с чувства и заканчивается поступком из-за желания уничтожить человека, которому завидуешь.

Шестой грех - страсть. Не только в сексуальном смысле, но и как навязчивое стремление обладать чем-либо. Чревоугодие сюда относится, как страстное желание набить свой желудок.

Шесть грехов тесно переплетаются, являются причиной и следствием друг друга, чтобы разрубить гордиев узел, надо понять, что лежит в истоке. Человек может воспылать страстью к чужой жене, попутно завидуя и злясь на ее мужа, что у него дом полная чаша. Но сам не хочет ничего делать, чтобы создать свою семью, ленится, хотя и уверен, что он этого достоин, только никто его не ценит. В октябре мы празднуем ГАлунган и КУнинган, победу добра над злом. Этот праздник символичен, он напоминает о том, что борьба двух сил идет не в мире, а твоем сердце. Праздник напоминает, что раздираемый страстями человек создает себе ад при жизни, хотя мы рождены, чтобы уже сейчас быть счастливыми.

- Мы стараемся, - добавил брат, - жить так, чтобы во вселенной был баланс. Срубил дерево, посади и вырасти новое. Баланс должен быть во взаимоотношениях людей и богов, людей и людей и людей и природы.



Складывалось впечатление, что у балийской религии было две стороны. Одна для широких масс - по принципу «поступай как велено». Делай подношения духам три раза в день - утром благодари их за то, что есть еда на завтрак и за то, что вообще проснулся; днем и вечером за то, что все еще жив и сильно за день не нагрешил. Планово участвуй в религиозных церемониях. Плети венки из соломы и сооружай украшения из фруктов. Поменьше задавай вопросов. Вторая сторона не для всех - информация о том, как согласно балийской религии мир устроен и как себя вести, чтобы в этом мире жить счастливо. Какой стороны держаться, каждый сам для себя выбирает. Третьего варианта - выбрать для себя иную религию или не выбирать никакой - мало кто из балийцев осмеливался.

- Подношения духам три раза в день, конечно, перебор, - подумала Дашка. - Зато разъясняют, из-за чего страдать приходится. Дальше уже тебе решать - мучиться или работать над собой ради своего же блага. Только на разъяснения мало кто обращает внимания. Говорят «не жадничай», а человек в ответ «а пошли вы». Набрал взяток на работе, купил дорогущей техники, теперь над ней трясется, чтобы не сломалась или не сперли. Навоображал себе, что влюбился, она взаимностью не ответила, только и остается, что страдать, стену дома царапать ногтями от безысходности и строить планы мести нахалке.

- Как удержаться от грехов, - спросила Дашка Юниного брата.- Я понимаю, что грех - не совсем верное слово. Как удержаться ненужных чувств и страстей, которые тебе во вред?



- Надо себя контролировать. Только мысль не туда пошла, хвать ее и обратно. С того, что мысли не ясные и голова тяжелая, большинство грехов начинаются.
- Но нас учили, что контролировать себя плохо. То есть от контроля человеку еще хуже будет. Не делай того, не делай сего.
- Это контроль ради твоего собственного счастья. Никто не принуждает тебя не делать того, что приносит радость. Нужно лишь гнать от себя то, что принесет печаль.



PS. Большое спасибо всем тем, кто пришел на встречу.

Индонезия, Бали

Previous post Next post
Up