Путешествия без турагентств - 17 часть

Apr 23, 2015 11:01

- Два доллара, - закатила глаза Рита. - Как дорого!

Подход торговцев к ценообразованию предполагал две цены - для местных и для белых мистеров. Если ты белый или по дилийским представлениям богатый, - плати, пожалуйста, в два раза больше и катись, ибо настоящую цену тебе никто не скажет.

Из книги «Остров, где восходит солнце»

Итак, покупка товаров и услуг. Начнем с товаров. Что главное в этом вопросе? Нужно проснуться с четкой мыслью, что именно сегодня (или именно сейчас) вы поймали шоппинг-волну и точно купите нужное. Если вы идете по магазинам от нечего делать, это прогулка с целью поглазеть. Ничего интересного вы не найдете. И соответственно не купите.


Чтобы волна появилась и шоппинг-день наступил, за несколько дней до него, а то и за несколько недель, сформулируйте, что вы хотите купить. Не покупайте ничего в первые дни после приезда. Походите, посмотрите, подумайте, сравните цены. Прикиньте в общих чертах, что хотите. Не надо заказывать «напольную вазу высотой 70 см с двумя синими драконами». [1] Закажите «напольную вазу под стиль квартиры».

Чтобы шоппинг-волна привела вас в правильный магазин, доверьтесь интуиции и двум поправочно-помогающим моментам.

Момент первый. Если у входа в магазин вас встречает любезно-навязчивый продавец-хелпер, это либо не ваш магазин (в правильных магазинах продавцы не мешают делать покупки), либо хелпера нужно суровым голосом попросить удалиться. Иначе он желанием чего-нибудь втюхать шоппинг-волну собьет, вы потратите время и уйдете ни с чем. Говорите, что хотите выбирать самостоятельно, помощь не нужна. Если хелпер кивает головой, отходит на метр в сторону и впивается взглядом вам в затылок, говорите до свидания и уходите. Это точно не ваш магазин.

Если в магазине дорогих вещей вас встречает вкрадчиво-льстивый владелец с серьезными глазами и такими же намерениями, будьте особенно осторожны. Включите наблюдателя и приготовьтесь - с вами будут играть в игру «развести ушехлопа на деньги». Если вовремя поймете, что происходит, получите от игры удовольствие. Не надо вести себя агрессивно, желая проучить оппонента. Поиграйте, купите что-то маленькое и недорогое, чтобы у вас и у него остались воспоминания от встречи, и идите дальше.

Момент второй. Если вы по приходу в магазин не упираетесь взглядом в то, что вам нужно, а начинаете искать, рыться, просить достать «вот эту сумочку с верхней полки», хотя чувствуете, что это не то, совсем не то, не тратьте время. В правильном магазине нужная вещь сама вас находит. Как только войдете, она (они) начнет (начнут) кричать «я здесь, я здесь».

Цена, кстати, окажется очень и очень подходящей вне зависимости от того, проводится ли в магазине распродажа или нет.

Покупаете вещь, быстро оглядываетесь по сторонам, нет ли еще чего нужного, расплачиваетесь, говорите всем присутствующим спасибо и уходите. Поскольку магазин может сыграть с вами в игру «докупи до кучи». Это означает, что вы необходимое купили, с радости потеряли рассудок и решили, что здесь кладезь. Начинаете рыться, искать…

Если купили все, что хотели, выдайте себе поощрительное мороженое и дуйте домой. Если у вас запросов штук десять и вы волну чувствуете, идите по магазинам дальше. Не факт, что все десять запросов отоварите в один день.

Как только вы почувствовали, что волна ушла, не надо пытаться вернуть ее насильно. Не получится.

В будущем ваши отношения с магазином могут развиваться по двум сценариям. Это может быть магазин одной покупки. Или это может быть магазин дружбы на века. В первый магазин вы придете специально, чтобы посмотреть, не появилось ли там что-то еще. Или не придете, поскольку про него забудете. Во второй магазин во время следующей шоппинг-волны вас ноги приведут.

Если вы купили все, что хотели, закрывайте дверь в торговый мир немедленно. Даже если и придется сделать это через силу, подавив мысль «товара вагон, не открыть ли мне дома магазин собственный». Не покупайте ничего ненужного и не поддавайтесь соблазну накупить товара для дальнейшей перепродажи. Ваша цель - путешествие, поэтому продолжайте двигаться по маршруту.

В завершение разговора про шоппинг хотелось бы высказаться на следующую тему. Некоторые люди гордятся покупкой вещей очень дешево. «Я его так опустил» (прогнул, обобрал - выберите подходящее) - хвастаются они. Если дело касается поточных сувениров «made in China», покупать их по туристической цене означает опускать себя ниже плинтуса. А если это украшения или ткачество ручной работы и вы - внимание, важный момент - покупаете их непосредственно у мастера? На один саронг женщина из Западного Тимора потратит от трех месяцев до полугода кропотливого труда. Добавьте окраску нитей и прибавьте еще столько же. Она просит за саронг 50 долларов, вы азартно потираете ладошки и думаете «сейчас я ее…»
Никто не заставляет вас кормить всех голодных (в особенности профессионально голодных) только потому, что у вас в кошельке деньги есть, а им «посчастливилось» родиться бедными в бедной стране. Никто не заставляет вас раздавать мелочь по жестяным банкам для подаяний - особенно тем, кто, гуляя с этими банками по туристическим улицам, зарабатывает на жизнь не для себя, а для организаторов попрошайничества. Детям молоко покупать тоже вас никто не заставляет, тем более что молочная уловка известная, купите пакетик по завышенной цене, они его отнесут обратно в магазин, получив наличными разницу. Напротив, если вы будете делать все вышеперечисленное, вас будут заслуженно считать «глупым белым мистером, которого обобрать - только карму себе улучшить».
Не надо только ставить в один ряд первых со вторыми. Первые трудятся и предлагают вам плоды своего труда. Вторые выманивают из вас деньги хитростью.
Разделите 50 долларов на 90 дней и вы получите дневной заработок той ткачихи. Впрочем, арифметику тоже можно не принимать в расчет. Просто уважайте чужой труд. Предложите ей не 50 долларов, а 45 - только потому, что в ЮВА принято торговаться. Она попросит 48, и вы согласитесь. Покажите при этом, что вы платите названную цену, потому что понимаете, сколько труда в этот саронг было вложено. Покажите, что вы восхищаетесь узором и качеством переплетения нитей. Сфотографируйтесь на память. Передайте деньги, возьмите саронг и еще раз поблагодарите. Вы расстанетесь с мастером, пребывая оба в хорошем настроении, а это означает, что вещь будет вас радовать и прослужит вам долго.
Про услуги. Между покупкой товаров и покупкой услуг можно провести аналогию. Не подписывайтесь на первое попавшееся на глаза. Проведите исследование-расследование, узнайте цены, получите рекомендации и выбирайте. Всегда сначала оговаривайте вид услуги и ее стоимость, а потом уже ей пользуйтесь. Никогда не оставляйте обсуждение цены на потом.
Что выяснять при покупке экскурсий или гид-сопровождений:
1) нужно ли все это для посещения интересующей вас достопримечательности (можно ли доехать на автобусе (такси), купить билет и осмотреть все самому);
2) если экскурсия нужна, выясните:
  • подробный маршрут;
  • продолжительность;
  • язык, на котором говорит гид;
  • транспорт;
  • количество людей в группе;
  • место сбора утром (зачастую автобус объезжает гостиницы, и процесс затягивается на час-полтора);
  • место высадки по окончанию (может оказаться, что это очень далеко от вашего отеля);
  • является ли компания непосредственно организатором или лишь агентом широкого профиля - при покупке экскурсии у организатора стоимость может быть ниже, равно как и риски, что автобус вовремя не придет, гид не окажется профессиональным и т. п.
Узнавайте стоимость на одного человека и более, от количества могут дать скидку.
Что выяснять при аренде машины:
  • решить для себя, брать ли с водителем (не надо думать про дорогу и тратить время на знакомство с картой, не надо платить за страховку и думать о возможности ДТП) или без водителя (дешевле и водитель не мозолит глаза);
  • особенности страховки (осмотрите машину полностью, внесите в договор все царапины, узнайте, что именно покрывает и не покрывает страховка);
  • если берете без водителя, что нужно оставлять в залог (паспорт часто требуют, но стоит ли его оставлять - большой вопрос);
  • оплата бензина (убедитесь, что бак полный),
  • количество часов (сколько платить за дополнительные часы, когда последний срок сдачи машины);
  • стоимость в зависимости от марки машины (не всегда большая и дорогая машина удобнее);
  • возможность отклониться от маршрута;
  • язык, на котором говорит водитель, является ли он также и гидом (способным рассказать про достопримечательности).
В договор вносите маршрут максимально подробно. Не только точки на карте, но и продолжительность нахождения в том или ином месте.
Как покупать билеты на самолет, поезд, автобус, паром:
  • только в официальных кассах или у авторизованных продавцов (такие бывают при отелях или турагентствах, они возьмут небольшую комиссию);
  • выяснив, какие есть категории транспортных средств, какая между ними разница и сколько стоят билеты;
  • спросив, какие места в салоне наиболее комфортные;
  • проверив информацию, указанную в билете.
Никогда не покупайте билеты и вообще что бы то ни было с рук у незнакомых людей. Во время поездки сдавайте сумки в багаж, только если никак не получается взять их с собой. Все ценности держите при себе. Не оставляйте сумки в проходах или под столиками купе в поездах, особенно в странах, где воруют с удовольствием.
Если вы покупаете билеты через турагентства, не нужно искренне верить, что они работают за бесплатно, и возмущаться, почему цена билета выше. Они не просто покупают вам билет, они выполняют за вас работу - звонят, договариваются, оплачивают, привозят. Хотите билет по номинальной стоимости - покупайте его сами.
Категории билетов и условий проезда. Для поездов, автобусов и пароходов категории варьируют от обычных до класса «люкс». Обычная категория означает, что будет жарко, шумно, грязно, к вам будут приставать с разговорами, а на ваши колени попытаются пристроить младенца или сумку с помидорами. Один раз так проехать настоятельно рекомендуется, чтобы было чего рассказать по возвращению. Категория «люкс» гарантирует место у окна, работающий кондиционер, комфортные сиденья и отсутствие навязчивых попутчиков. Разница в цене может быть от смешной в три доллара до двух- трехкратной.
На паромах категория может быть только одна - экономическая. Если плыть долго, идите прямиком к капитану, старшему помощнику или иному ответственному лицу и просите каюту за дополнительную плату наличными.
В поездах и автобусах, в салонах которых установлен кондиционер, может быть очень холодно. В рейсовых автобусах или поездах могут не закрываться окна или дуть изо всех щелей. Вам может пригодиться теплая одежда или даже спальник.
Если у вас есть возможность не экономить на средствах передвижения, выбирайте самое быстрое, самое комфортабельное, самое надежное и самое удобное. Чтобы прямиком из пункта А в пункт Б - если надо срочно. Чтобы не жарко, не холодно и не жестко - если ехать долго. Чтобы не сломалось - не развалюха, коих много на рейсовых маршрутах для массовых пассажиров. Чтобы можно было остановиться, если надо, или даже изменить маршрут по ходу. Подумайте до того, как покупать билет, рассмотрите несколько вариантов.
Как оплачивать городские автобусы и миниавтобусы (бемо):
  • посмотрите, сколько платят местные, обычно поездка по городу стоит фиксированную сумму;
  • садясь в автобус, скажите, куда вам надо, и спросите, сколько это стоит.
При наличии свободных мест садитесь ближе к водителю около открытого окна (незакрывающейся двери). Обзор будет лучше и не так душно.
Как договариваться с водителями такси:
  • если в машине установлен счетчик, проследите, чтобы водитель его включил, и оплачивайте поездку по счетчику. Если вам нужно, чтобы водитель вас подождал и отвез обратно, попросите на время ожидания счетчик выключить. За длительное ожидание добавьте чаевые;
  • если счетчика нет, обязательно оговорите стоимость поездки, выяснив ее предварительно в гостинице. Если не выяснили, заявленную водителем стоимость поделите на два. Далее поторгуйтесь и придите к соглашению.
Водители, ожидающие у входов в отели, рассчитывают на неопытных туристов с деньгами. Лучше поймайте машину на дороге.
Как договариваться с рикшами (тук-туками, бечаками и прочими извозчиками):
  • оговаривайте место, где вас высадить, и стоимость поездки до того, как усесться в их тарантайку и расслабиться.
Многие водители транспортных средств искренне верят, что на их услуги есть два вида цены - для местных и для иностранцев. Не поддерживайте эту мысль и не переплачивайте.

[1] Хотя некоторым удается и такие заказы выполнять.

Путешествия без турагентств

Previous post Next post
Up