Эпидерсии HMS “Antelope”. Часть вторая. Что такое de-armer?

Apr 24, 2024 02:40





В первой части мы оставили злополучный фрегат «Энтилоуп» с двумя неразорвавшимися аргентинскими авиабомбами внутри корпуса, одна - в кают-кампании старшин в носовой части, другая - в помещении кондиционера. Что стало с кораблем дальше? Нет, общеизвестно, что он затонул вследствие взрыва одной из бомб при неудачной попытке ее разоружения. Но как это случилось?



Отечественные авторы писали об этом как-то мало и невразумительно. Единственный заслуживающий внимания текст, пускай лицам мужского пола станет стыдно, принадлежит девушке. Был такой задорный сайт warhead.su. К сожалению, безвозвратно почил в 2020 году после того, как на нем опубликовали какое-то не такое интервью зарубежного эксперта по Карабахскому конфликту. А в прежние годы я с удовольствием почитывал его материалы на работе за утренним чаем, в том числе заметки Анны Новиковой. Правда, то как означенная авторесса обращалась с военными терминами - это полный караул. Мой любимый перл: «квадрант досягаемости». Но она же девушка. Ей простительно.

Так вот, про гибель фрегата «Энтилоуп» там писалось, надо предупредить, довольно своеобразным языком, примерно следующее:
«Штаб-сержант Прескотт и уоррент-офицер Филипс из Корпуса Королевских инженеров разбирались с поврежденным взрывателем одной из неразорвавшихся бомб на "Аргонавте". Разобрались. На следующий день им приказали снова идти на "Аргонавт". Который вообще-то в воде плавает, а они - на берегу. Но они же инженеры - они договорились и их подкинули на "Аргонавт". На "Аргонавте" же им сказали, что нет, не надо вас нам больше и валите на "Антилопу", там вас еще не знают.
Инженерам понадобилось перебраться с одного корабля на другой - а водичка прохладная. Но они же инженеры - они договорились и их подкинули с "Аргонавта" на "Антилопу".
На "Антилопе" они увидели немаленькую дыру в борту, кучу разорванного металла и обыкновенную койку, на которой спокойно лежала бомба. Инженеры решили, что ну его нафиг и попросили экипаж разобрать обломки, чтобы они могли подойти к койке и к бомбе. А сами пошли ко второй бомбе, которая забралась в холодильник [sic!].
Бомбы были знакомыми - британские 1000-фунтовые МК17. Так что проблем Филипс и Прескотт не предвидели. А что в британском корабле наделали дырок британскими бомбами - ну, бывает, чо. Они использовали специальное устройство для выкручивания взрывателей из бомб. Устройство представляет собой фактически гаечный ключ с ракетным приводом от пиропатронов, который выкручивает взрыватель так быстро, что тот не успевает понять, что это вообще такое было. Инженеры совершили три попытки выкрутить взрыватель. Безуспешно. Потом у них кончились патроны к ключу.
Но Филипс был инженером и заметил, что эти попытки таки немного выкрутили взрыватель. Два инженера обсудили это и решили, что можно его просто отрезать. Резаком с пироприводом. Взрывателю хватило».

Отсек кондиционера, ставший «холодильником», - это сильно. Также никогда не предполагал, что бывают патроны к ключу. Ну и, конечно, немало заинтриговывает «резак с пироприводом».

Давайте теперь обратимся к отчету комиссии по расследованию гибели фрегата «Энтилоуп». В основном тексте Board of Inquiry Report (приложения, к сожалению, недоступны) сказано следующее:



Перевод: «Группа по разминированию решила сначала обезвредить бомбу в кормовой части, в помещении кондиционера (2-я палуба). Было предпринято три попытки дистанционно удалить взрыватель бомбы с помощью rocket wrench, но они не увенчались успехом. Тогда было решено использовать de-armer. Примерно через полминуты после этой попытки бомба взорвалась, мгновенно убив ххххххх и ранив ххххххх. В борту корабля образовалась пробоина шириной 35 футов от ватерлинии до верхней палубы, и основные повреждения были в обоих машинных отделениях и примерно пяти смежных помещениях».
Все персональные данные в обнародованном отчете закомментированы знаками «ххххх». В данном случае это фамилии старшего сержанта Джеймса Прескотта и уорент-офицера Джона Филлипса.

Что же представляют собой rocket wrench и de-armer?

Как известно, саперами для удаления посаженных на резьбе бомбовых взрывателей используются специальные извлекатели, представляющие собой своего рода ключ, которым взрыватель захватывается и вывертывается из гнезда корпуса авиабомбы. В советских вооруженных силах наибольшее распространение получило приспособление в виде диска, раскручиваемое посредством выбирания троса. Вот как оно выглядит:



У натовских специалистов по разминированию в ходу так называемый «реактивный ключ» (rocket wrench), приводимый во вращение двумя пороховыми пиропатронами, подрыв которых производится с безопасного расстояния по проводам.



Так называемый реактивный ключ (rocket wrench) - дистанционный извлекатель взрывателей

Вот тут короткий ролик, как эта штука действует:
https://www.youtube.com/watch?v=DCi3Ixi3GrA
На фрегате «Аргонот» данная конструкция отлично сработала, позволив Прескотту и Филлипсу обезвредить 1000-фунтовую бомбу в котельном отделении.

Второе саперное приспособление, de-armer, представляет собой пиропатрон с небольшим стволиком, стреляющее стальной пулей, которая разрушает огневую цепь взрывателя.



Предназначено оно для обезвреживания взрывателей бомб, снарядов и мин, если вывинтить их не представляется возможным. У Дэвида Брауна в книге «The Royal Navy and the Falklands War» эта штука фигурирует как «небольшой обезвреживающий заряд» (small defuzing charge). Отечественных аналогов нет (если не прав - поправьте), поэтому буду именовать его просто «деармер», да простят меня поборники чистоты русского языка. Также следует сказать, что приспособление довольно рискованное: эффективность и безопасность применения сильно зависят от правильности направленности стволика при срабатывании. В качестве подставки используется специальный штатив, а при отсутствии оного подручные средства, как мешки с песком, картонные коробки и пр.



De-armer против донного взрывателя авиабомбы

Видео, как оно работает (американский Ordnance Dearmer Mk2 Mod1):
https://www.youtube.com/watch?v=1lelG7imuyg
смотреть начиная с 0:53.

Еще иллюстрации:



Деармер на штативе



Используемые пули. Слева - пластиковые, справа - стальные.



Результат работы деармера по противопехотной мине PMN-2 (до и после)



На этом фото запечатлен процесс установки деармера

Вернемся к фрегату «Энтилоуп». Что на нем произошло после того, как около четырех часов по аргентинскому (семи часов по британскому) времени корабль встал на якорь в южном рукаве залива Сан-Карлос.

Вследствие ударов аргентинской авиации «Энтилоуп» имел попадания двух неразорвавшихся авиабомб Mk.17 калибром 1000 фунтов (454 кг). Одна попала в правый борт ниже дымовой трубы на уровне второй палубы и застряла в помещении установки кондиционирования воздуха; вторая - в левый борт фрегата под ходовой рубкой и была обнаружена в кают-компании старшин. В 17:15 (20:15Z) на корабль прибыли опытные специалисты по разминированию уорент-офицер Джон Филлипс и старший сержант Джеймс Прескотт. Бомба в помещении кондиционера была идентифицирована ими как британская 1000-фунтовка 1971 года выпуска с донным взрывателем Mk.78. Предохранительная вилка отсутствовала, взрыватель посчитали взведенным. Вторая бомба, того же типа, находившаяся в кают-компании старшин, подверглась лишь беглому осмотру, т.к. была засыпана обломками.

В 18:00 (21:00Z) Филлипс и Прескотт приступили к разоружению бомбы в отсеке кондиционера. Двум саперам помогали лейтенант-коммандер Р.Ф. Гудфеллоу и старшина Х.Б. Портер из электромеханической службы корабля. Они прочно принайтовали бомбу так, чтобы не могла сдвинуться от удара или вибрации. Остальному личному составу было приказано покинуть внутренние отсеки и выйти на верхнюю палубу. Часть моряков во главе с командиром фрегата коммандером Н.Дж. Тобином находилась на баке, большинство собралось на вертолетной площадке, наиболее сообразительные нашли убежище от пронизывающего ветра в ангаре. Сам же корабельный вертолет «Линкс» пережидал на берегу.

С реактивным ключом ничего не вышло. Саперы предприняли три безуспешные попытки выкрутить взрыватель. Резьба оказалась перекошена. Тогда они решили применить деармер. Вообще, следовало бы обсудить риски с командованием корабля, предложив и «консервативный» вариант - извлечение бомбы через прорезанные в переборках и борту отверстия. Филлипс и Прескотт этого не сделали, а организовывавшие разминирование офицеры фрегата целиком полагались на мнение профессионалов.

Поскольку взрыватель располагался в хвостовой части бомбы, добиться правильного наклона деармера было трудно, но саперы остались удовлетворены, и, удалившись за плотно закрытые огнеупорные двери, дистанционно привели приспособление в действие. Последовал привычный хлопок и дальше, вроде бы, ничего страшного. Выждав немного, они отправились проконтролировать результат. Однако выстрел деармера не разрушил взрыватель, а наоборот привел к его срабатыванию. Покидая укрытие, специалисты по разминированию не учли, что бомба может иметь задержку подрыва. При их приближении, примерно через полминуты после задействования деармера, она взорвалась. Мы помним, что на бомбах Mk.17 аргентинцы использовали взрыватели Mk.78 с замедлением в 25-30 секунд, чтобы обеспечить возможность сброса бомб со сверхмалых высот. Взрыв бомбы произошел в 18:20 (21:20Z). Старший сержант Прескотт был убит на месте, уорент-офицер Филлипс - тяжело ранен, позже в госпитале 3-й бригады морской пехоты ему ампутировали руку. Двое сопровождавших их корабельных инженеров получили легкие травмы, а старший матрос М.Дж. Хэнкокс - ушиб колена от падения с трапа.

Взрыв бомбы проделал дыру в надводном борту десять метров длиною, произвел разрушения в обоих машинных отделениях и пяти прилежащих помещениях. Начался сильный пожар. Сосредоточение людей на вертолетной палубе и баке позволило избежать жертв среди личного состава и затем обеспечило быструю и организованную эвакуацию. Однако по той же причине борьба за живучесть практически не велась, тем более, что главная пожарная магистраль сразу вышла из строя, а во внутренних отсеках из-за потери электропитания стояла кромешная тьма. Группа энтузиастов пыталась лить воду в пробоину с помощью вспомогательного насоса, но без особого успеха. Также мало проку оказалось от участия в тушении пожара подошедшей к фрегату десантной баржи LCU. Огонь стал быстро распространяться и подбирался к боевым погребам ЗРК «Си Кэт» и ПКР «Си Скьюа». В этих условиях коммандеру Тобину не оставалось ничего, как отдать приказ оставить корабль.

Личный состав с «Энтилоуп» снимали десантные баржи LCU F1 и F4, десантный катер LCVP F7 c десантного корабля-дока «Фирлесс» и вельбот с фрегата «Аргонот». Зависшие над кораблем три вертолета освещали его прожекторами. Коммандер Ник Тобин в 19:10 (22:10Z) последним покинул корабль. Вскоре вечернюю темноту и тишину разверг мощный взрыв ракетного боезапаса. Запечатлевший его фотоснимок, с потрясающей быстротой разошелся по передовицам таблоидов, став одним самых известных кадров Фолклендской войны. Нередко пишут, что разломленный взрывом фрегат сразу пошел на дно. Это не так. Он оставался на плаву и горел всю ночь. Пожар сопровождался серией взрывов. К утру 24 мая надстройка, выполненная из алюминиево-магниевых сплавов, выгорела практически полностью. Около девяти часов утра прогремел еще один сильный взрыв, возможно, артиллерийского боезапаса. «Энтилоуп» переломился пополам и в 09:15 (12:15Z) затонул на глубине 20 метров. Его носовая и кормовая оконечности затем еще долго оставались торчать на поверхности. Координаты места гибели корабля: 51°33.38′ ю.ш. и 59°03.72′ з.д.



Останки фрегата «Энтилоуп» в заливе Сан-Карлос. На заднем плане (слева направо): фрегат «Ярмут», судно снабжения «Стромнесс», войсковой транспорт «Норлэнд», десантный корабль-док «Фирлесс»

военная история, Великобритания, Мальвины, 1982, война на море, ВМФ, Англо-аргентинский конфликт, Фолклендская война, авиабомбы, корабли, Фолклендские о-ва

Previous post Next post
Up