«Самый правдивый киносериал», как утверждает реклама. Не смотрели еще? Так и не смотрите. В этом кино ужасно все. В нем нет ни исторической правды, ни художественной ценности. И в отношении истории речь идет не о каких-то единичных киноляпах - кроме отдельных краеугольных вех содержание сериала практически полностью фэнтезийное. Достоверность почти на уровне «Трех мушкетеров», но у Дюмы был лихо закрученный сюжет, а тут все очень плоско и натянуто. С другой стороны, а что так в первый раз? Давно пора привыкнуть, что наши кинематографисты в большинстве своем по другому не умеют и не хотят.
Возможно ли в принципе снимать художественное кино без существенных искажений исторических реалий? Конечно, да. А биографические киноленты не только можно, но и нужно. Но это требует желания, интеллекта и таланта.
Не стану обременять разбором конкретных «косяков». Повторяю: там плохо все. Лучше расскажу немного о предыстории. Сценарий сериала некогда даже представлялся на рассмотрение специалистам по военной истории, а когда те ответили, что он ни на что не годится, то кинематографисты на некоторое время «ушли в себя», а затем все равно сделали по-своему. То есть наплевать, что плохо, но все равно сделали. Кстати, научного консультанта сериал так и не получил. Обычно он значится в титрах, но киношники игнорируют его замечания. А тут даже не стали заморачиваться.
На вопрос: «как вам не стыдно снимать такое г…» продюсер сериала ответил в том духе: «Согласен, клюква, но так захотел канал, что делать. Это не документальное кино, а художественное произведение. Спилберг тоже снимает фантастику. Воля канала, тут я ничего не могу поделать».
Ага, остается переименовать сериал в «Спасти наркома Кузнецова», и можно отправляться за «Оскаром». Только, если штатовцы превращают свою историю в эпос, то зачем с них брать пример? И, конечно, во всем виноват канал «Россия 1», а продюсеры Андрей Анохин и Артем Елисеев, режиссер Сергей Виноградов и команда фантазеров-сценаристов аж из восьми человек совершенно ни при чем; старались сделать как лучше, а получилось как всегда.)))
Позволю себе немного моралистики. В условиях, когда патриотизм возведен практически в ранг государственной идеологии, производство такой кинопродукции можно расценивать как акт саботажа, ибо на самом деле киновымыслы и мифотворчество в современных условиях имеют обратное действие: дискредитируют подвиг народа в Великой Отечественной войне. Но даже если расценивать с точки зрения принципа «бритвы Хэнлона» («Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить дуростью»), то и вульгарная халтура киноделов тоже может являться не менее пагубной. В общем, как гневно и замысловато выразился один из комментаторов в обсуждении в
ВК у Григория Пернавского: «В результате “патриотический дискурс” предельно маргинализирован и почти в буквальном смысле “лишен микрофона”, потому что вокруг “микрофонов” плотнейшим образом расселась все та же прослойка, культурно выражаясь, “этического компрадорства” (которую, к тому же, невозможно заменить, поскольку социальные лифты давным-давно встали)».
Но есть и хорошие новости.
1. В процессе работы над сериалом его создатели в кое-чем таки подвинулись в пользу реализма. По некоторым сведениям, изначально главную роль должен был играть актер Сергей Марин. Это такой 36-летний милашка-хипстер, «очень нравящийся бабушкам», которые, по мнению продюсеров сериала, являются его основной целевой аудиторией. Однако затем кто-то все же смог донести до кинематографистов, что в то время военные моряки в 36 лет выглядели на все пятьдесят, и на роль адмирала Кузнецова был поставлен Игорь Петренко, актер того же амплуа, но на десять лет старше.
2. Если вышеназванная целевая аудитория определена верно, то это тоже обнадеживающее известие. Бабушки вполне заслуживают воплощения на киноэкране своих грез. Было, кстати, забавно прочесть, как одна из них в рецензии на дзене укоряет продюсеров, зачем же, дескать, те поставили на роль «самого молодого наркома» столь возрастного актера… Главное, чтобы молодежь эту чушь поменьше смотрела.
3. Можно надеяться, что данный сериал не достигнет таких высот популярности, как некогда прогремевший «феерический киношедевр» «Адмиралъ». Не достигнет по той объективной причине, что актерский состав здесь гораздо слабее. Нет, я вовсе не фанат Хабенского, Безрукого и тем более Елизаветы Боярской, но это так. Бывший муж красавицы Климовой с его однообразно мутным взглядом непроспавшегося алкоголика, совершенно невыразительный дуэт наркомовских жен, еще более деревянные исполнители ролей адмиралов не выдерживают сравнения. Единственный, кто как-то живо смотрится, это Николай Добрынин в роли маячника, но его убивает немецкий диверсант уже в первой серии. Иными словами, имеются хорошие предпосылки, что сериал быстро уйдет в небытие.
Жаль, конечно. Хотя это большой вопрос, насколько вообще было возможно снять героический сериал про реального адмирала Н.Г. Кузнецова. Дело в том, что Николай Герасимович, скажем так, был гораздо более сложным человеком, чем может показаться из прочтения его мемуаров. Но если подойти к делу масштабнее, сосредоточившись на действиях советского ВМФ в Великой Отечественной войне при участии его наркома, то, действительно, могла бы получиться кинодрама героическая, познавательная и поучительная одновременно.
P.S. Кстати, всех в прошедшим Всемирным днем историка!