Поговорим немного про британские вертолеты

Dec 17, 2023 23:15





Вертолеты «Си Кинг» с авианосца «Гермес»

В процессе исследования истории высадки морского десанта британцев в заливе Сан-Карлос поразбирался с их вертолетами: сколько было, на каких кораблях и судах когда базировались.



Расшифровка аббревиатур в обозначениях вертолетов ВМФ Великобритании: HAS - Helicopter, Anti-submarine (противолодочный вертолет), HAR - Helicopter, Air Rescue (поисково-спасательный вертолет), HC - Helicopter, Cargo (транспортный вертолет), HU - Helicopter, Utility (вертолет общего назначения, фактически - транспортно-десантный). Расшифровка аббревиатуры NAS - Naval Air Squadron.

Вертолеты «Си Кинг»

Противолодочные вертолеты «Си Кинг» были представлены в Англо-аргентинском конфликте (далее по тексту - ААК) двумя эскадрильями, входившими в состав авиагрупп авианосцев:
АВ «Инвисибл» имел на борту одиннадцать «Си Кингов» HAS.5 820-й эскадрильи лейтенант-коммандера Р.Д.С. Уайкс-Снейда (№ XZ920/10, ZA127/11, ZA126/12, ZA134/13, ZA128/14, ZA135/15, XZ574/16, XZ921/17, XZ918/20, XZ578/21, XZ573/22);
АВ «Гермес» - девять «Си Кингов» HAS.5 826-й эскадрильи лейтенант-коммандера Д.Дж.С. Сквайера (№ ZA130/132, ZA131/133, ZA132/134, ZA133/135, ZA136/140, XZ577/142, XZ571/143, ZA129/582, ZA137/596).
Еще три не поместившихся на авианосце вертолета 826-й эскадрильи позже отправились в Южную Атлантику на контейнеровозе «Контендер Безант».

Из состава 826-й эскадрильи были потеряны в летных происшествиях две машины:
ZA132 - 12.05.1982,
XZ573 - 18.05.1982.

17 мая 1982 г. четыре машины (№ XZ577, ZA130, ZA133, ZA137) перебазировались с авианосца на судно снабжение КВФ «Форт Остин» для участия в операции «Саттон». На «Гермес» они вернулись 6 июня.



Член британской королевской фамилии принц Эндрю, принимавший участие в Фолклендской войне, позирует рядом со своим вертолетом «Си Кинг» HAS.5 XZ918 на полетной палубе авианосца «Инвисибл»

Транспортно-десантные вертолеты. В операции «Саттон» были представлены 846-й и 845-й морскими авиационными эскадрильями. Последняя летала на вертолетах «Уэссекс» (см. ниже).

846-я эскадрилья, вертолеты «Си Кинг» HC.4. Всего в ААК участвовало 14 машин (я ранее ошибочно писал, что 15). Командир эскадрильи - лейтенант-коммандер С.К. Торневилл. Тактические номера вертолетов эскадрильи начинались на V: VA, VB и т.д. Исходное распределение вертолетов по кораблям: девять - АВ «Гермес», три - ДВКД «Фирлесс», один - ДВКД «Интрепид».
Авианосец «Гермес» отправился в Южную Атлантику имея на борту девять вертолетов «Си Кинг» HC.4 из состава 846 NAS (№ ZA298/VA, ZA291/VB, ZA290/VC, ZA299/VE, ZA292/VH, ZA293/VK, ZA295/VM, ZA311/VP, ZA294/VT).
По прибытии авианосца на о. Вознесения 17.04.1982 четыре машины (№ ZA291, ZA295, ZA298, ZA299) были оставлены на аэродроме Уайдэвейк, позже перераспределены на другие суда.

Потеряны:
ZA311 - 23.04.1982 (упал в воду),
ZA290 - 18.05.1982 (сожжен на Огненной Земле),
ZA294 - 19.05.1982 (упал в воду).

Исходно борту на ДВКД «Фирлесс»: ZA296/VF, ZA297/VG, ZA310/VS,
на ДВКД «Интрепид», прибывшем к . Вознесения 05.05.1982: ZA313 (этот вертолет имел тактический номер «VZ», но не носил его на фюзеляже).
По прибытии на о. Вознесения все четыре указанных вертолета были перемещены на аэродром Уайдэвейк.
Еще одна машина, ZA312/VW, была доставлена туда по воздуху в полуразобранном виде транспортным самолетом SC-5 «Белфаст».
Итого на Уайдэвейке собралось девять вертолетов: № ZA291, ZA295, ZA298, ZA299, ZA296, ZA297, ZA310, ZA313, снятые с кораблей, и ZA312, доставленный по воздуху. Там же,  на о. Вознесения, находился командир 846-й эскадрильи лейтенант-коммандер Торневилл; оттуда до Фолклендов он добирался на ДВКД «Фирлесс», флагманском корабле TG 317.0. Оставшимися на «Гермесе» вертолетами командовал его заместитель старший пилот эскадрильи лейтенант-коммандер Уильям Поллок.

На АВ «Гермес» (с учетом потерянного 23.04.1982 ZA311) по состоянию на 01.05.1982 базировалось четыре машины: ZA290/VC, ZA292/VH, ZA293/VK, ZA294/VT.

Перераспределение машин на о. Вознесения перед выходом TG 317.0 к Фолклендам:
HMS Fearless - ZA296, ZA298, ZA310,
HMS Intrepid - ZA297, ZA313,
SS Canberra - ZA299,
SS Elk - ZA291, ZA295, ZA312.

На АВ «Гермес» к утру 20.05.1982 оставалось два вертолета: ZA292/VH, ZA293/VK. Были затем переданы на «Интрепид».



Вертолет «Си Кинг» HC.4 на взлетно-посадочной площадке лайнера «Канберра» в заливе Сан-Карлос

Перед началом операции «Саттон» произведено очередное перераспределение вертолетов «Си Кинг» по судам. Как сообщает в своих мемуарах коммодор М.С. Клэпп, по состоянию на 21.05.1982 846-я эскадрилья насчитывала одиннадцать вертолетов «Си Кинг»: по четыре на «Фирлессе» и «Интрепиде», два на лайнере «Канберра» и один на пароме «Норлэнд».

На ДВКД «Интрепид» базировались: ZA292/VH, ZA293/VK, ZA295/VM, ZA297/VG. Эти вертолеты были оборудованы для использования приборов ночного видения, применение которых требовало соответствующей адаптации светотехнического оборудования кабины пилотов. В ночь на 21 мая с их помощью была осуществлена вертолетная высадка эскадрона D 22-го полка SAS (рейд на Дарвин).

Вот здесь присутствует некоторая неясность. Есть информация, что исходно для выполнения ночных полетов с ПНВ было приспособлено четыре машины, базировавшихся на АВ «Гермес». Из них потеряны две. И вдруг к 21 мая их становится снова четыре (добавляются ZA295 и ZA297). Выходит, что либо изначально их было шесть, и две оставлены на о. Вознесения, либо эти две машины прошли дооборудование во второй половине апреля на аэродроме Уайдэвейк.

Еще две эскадрильи, летавшие на противолодочных «Си Кингах» HAS.2, переоборудованных для выполнения транспортных задач, не принимали участие в операции «Саттон». Это были:

824-я эскадрилья. Командир - лейтенант-коммандер Йэн Маккензи. Имела на вооружении «Си Кинги» HAS.2. Противолодочная аппаратура демонтирована. Всего в ААК задействовано пять машин. Два вертолета отправились в Южную Атлантику 5 апреля на борту танкера КВФ «Олмеда», и еще три - 14 мая с судном снабжения «Форт Грейндж».

825-я эскадрилья. Сформирована в начале мая 1982 г. в Калдроузе. Получила на вооружение «Си Кинги» HAS.2, взятые из состава 706-й учебной эскадрильи и резерва. Командир - лейтенант-коммандер Хью Кларк. Всего в ААК задействовано десять вертолетов. Из них два отправились в Южную Атлантику на лайнере «Куин Элизабет 2», остальные восемь принял на борт контейнеровоз «Атлантик Козвей».

Вертолеты «Уэссекс»

В Фолклендской войне приняли участие два противолодочных вертолета «Уэссекс» HAS.3, относившихся к 737 NAS и базировавшихся на эсминцах типа «Каунти»:
«Глэморган» - XM837 (уничтожен попаданием ПКР «Экзосет» 12.06.1982),
«Энтрим» - XP142/406.



Вертолет «Уэссекс» HAS.3 XP142 эсминца УРО «Энтрим»

Транспортно-десантные вертолеты.

845-я морская авиационная эскадрилья, вертолеты «Уэссекс» HU.5, - всего в ААК задействовано 14 машин. Командир - лейтенант-коммандер Роджер Уорден. Тактические номера вертолетов эскадрильи начинались на Y: YA, YB и т.д., но фактически на борту писалась только вторая буква. Например, XT449/YC нес литеру «С», но при этом звался «Yankee Charlie».

Вертолеты этой эскадрильи отправились на театр военных действий на борту десантного корабля «Интрепид»,  а также на вспомогательных судах КВФ «Рисорс», «Форт Остин», «Тайдспринг» и «Тайдпул», а после высадки британских войск на островах действовали с береговых площадок. Часть из них первую половину пути, от Британии до о. Вознесения, преодолели в полуразобранном виде на борту транспортных самолетов SC-5 «Белфаст».

Два вертолета звена C (№ XT464, XT473) потеряны 22.04.1982 на Южной Георгии. Два вертолета звена D (его состав менялся) использовались в NP 1222 на о. Вознесения.

По состоянию на 21 мая 1982 г. 845-я эскадрилья насчитывала две машины (XS491, XT761) на о. Вознесения и десять на судах в Южной Атлантике, а именно: XT449 на ЭМ «Энтрим», XS483 и XT484 на ВСУ «Рисорс», XT461 на ТН «Тайдпул», XT468 и XT765 на ТР «Атлантик Конвейер», XT451 и XT460 в разукомплектованном виде на ДВКД «Интрепид», XT450 и XT459 далеко за пределами TEZ на ТН «Тайдспринг». Из них в обеспечении высадки десанта в заливе Сан-Карлос принял участие единственный «Уэссекс» HU.5 № XT449, временно базировавшийся на ЭМ «Энтрим». На вертолетной палубе эсминца уместились сразу два «Уэссекса»: штатный противолодочный HAS.3 № XP142/406 и транспортный HU.5 XT449/YC.



На вертолетной палубе эсминца «Энтрим» 20 мая 1982 г. Слева: «Уэссекс» HAS.3 XP142, справа: «Уэссекс» HU.5 XT449.

Джулиан Томпсон и Майкл Клэпп в своих мемуарах, в этой связи, отмечают малочисленность имевшихся в их распоряжении вертолетно-транспортных сил. Фактически для участия в операции «Саттон» у британцев имелось две эскадрильи транспортно-десантных вертолетов (846 и 845 NAS). Однако, как представляется, проблема состояла даже не столько в дефиците вертолетов, сколько ограниченном количестве их носителей, с учетом того, что часть судов оставались в тылу британских экспедиционных сил. Вертолетные площадки десантных кораблей типа «Сэр Ланселот» были заняты вертолетами «Газель» и «Скаут» авиаэскадрильи 3-й бригады. Многообещающей вертолетной платформой являлся переоборудованный в авиатранспорт контейнеровоз «Атлантик Конвейер», несший на палубе четыре вертолета «Чинук» HC.1 18-й эскадрильи КВВС, шесть «Уэссексов» HU.5 848-й эскадрильи и один «Линкс» HAS.2 815-й эскадрильи. Однако кроме авиационной составляющей трюмы судна были набиты воинскими грузами, в т.ч. в огромном количестве боеприпасами, поэтому руководители операцией, по-видимому, не решились вводить этот плавучий «пороховой погреб» в залив Сан-Карлос, оставив в резерве, до тех пор, пока не будет налажена надежная ПВО якорной стоянки. Большая часть вертолетов 25 мая 1982 г. пошла на дно вместе с судном.

Еще две эскадрильи, летавшие на «Уэссексах» HU.5 и не участвовавшие в операции «Саттон»:

847-я эскадрилья (лт.-кдр М.Д. Бут) сформирована 7 мая в Йовилтоне. Тактические номера вертолетов начинались на X. Всего в ААК задействовано 24 машины. Из них двадцать были доставлены на Фолкленды в конце мая авиатранспортом «Атлантик Козвей» и еще четыре - плавбазой вертолетов «Ингадайн».

848-я эскадрилья (лт.-кдр Д. Бастон) сформирована 17 апреля в Йовилтоне. Тактические номера вертолетов начинались на W. Всего в ААК задействовано 15 машин. Из них два вертолета отправились 19 апреля в Южную Атлантику на борту судна снабжения «Риджент», шесть - 24 апреля на контейнеровозе «Атлантик Конвейер», два - 9 мая с танкером КВФ «Олна», остальные пять машин - 8 июня на контейнеровозе «Астрономер».

К 21 мая неполная 848-я маэ насчитывала в зоне Фолклендского конфликта восемь вертолетов, в т.ч. шесть (XS480, XS495, XS499, XS512, XT476, XT483), все еще покрытых защитной транспортировочной пленкой, на палубе контейнеровоза «Атлантик Конвейер» (потеряны 25.05.1982 вместе с судном) и два (XT756/WM и XS486/WW) на борту судна снабжения «Риджент». В операции «Саттон» они участия не принимали.



Вертолет «Уэссекс» HU.5 XT755 из состава 847-й эскадрильи на Фолклендах

Вертолеты «Чинук»

Пять вертолетов «Чинук» HC.1 18-й эскадрильи КВВС перевозились из Великобритании контейнеровозом «Атлантик Конвейер». Из них один (ZA707/BP) был оставлен на о. Вознесения. Три машины (ZA706, ZA716, ZA719) 25 мая 1982 г. потеряно при потоплении судна ракетами «Экзосет». Уцелел единственный борт ZA718/BN, который в момент ракетной атаки находился в воздухе.

Остававшийся на о. Вознесения «Чинук» № ZA707 был в конце мая погружен на борт контейнеровоза «Контендер Безант» и также отправился в Фолклендам, однако театра военных действий это судно достигло 17 июня, уже после капитуляции аргентинского гарнизона.



Вертолет «Чинук» HC.1 ZA718 в районе Тил-Инлет, о. Восточный Фолкленд, 29 мая 1982 г.

Состав легких корабельных вертолетов «Линкс» и «Уосп» в рамках данной публикации не рассматриваю.

Вертолеты «Газель» и «Скаут»

Армейская авиация и авиация морской пехоты Великобритании в операции «Саттон» были представлены:
во-первых, авиационной эскадрильей 3-й бригады морской пехоты (комэск - майор Ч.П. Кэмерон) - девять вертолетов огневой поддержки «Газель» AH.1 и шесть легких многоцелевых «Скаут» AH.1;
во-вторых, передовым отрядом (Advance Section) 656-й эскадрильи армейской авиации, состоявшим из трех вертолетов «Скаут» AH.1 (№ XR628, XT637, XT649), под командованием капитана Дж. Гринхала.

Размещение вертолетов на судах:
HMS «Fearless» - три «Скаут» AH.1 звена B авиаэскадрильи 3-й бригады,
RFA «Sir Galahad» - три «Газель» AH.1 звена C авиаэскадрильи 3-й бригады,
RFA «Sir Geraint» - три «Газель» AH.1 звена A авиаэскадрильи 3-й бригады,
RFA «Sir Lancelot» - три «Скаут» AH.1 звена B авиаэскадрильи 3-й бригады,
RFA «Sir Percivale» - три «Газель» AH.1 звена M авиаэскадрильи 3-й бригады,
MV «Europic Ferry» - три «Скаут» AH.1 передового отряда 656-й эскадрильи.

21 мая 1982 г. аргентинцами было сбито два вертолета «Газель» (№ XX402, XX411) авиаэскадрильи 3-й бригады.

Остальная часть 656-й эскадрильи, приданная 5-й пехотной бригаде (три «Скаута» и шесть «Газелей») доставлялись в Южную Атлантику паромами «Балтик Ферри» и «Нордик Ферри», а личный состав эскадрильи - на борту лайнера «Куин Элизабет 2».



Вертолеты 656-й эскадрильи на Фолклендах

Обобщенные сведения о потерях британских вертолетов за войну:
«Газель» - два сбиты огнем противника (№ XX402, XX411), один сбит «дружественным огнем» (XX377);
«Линкс» - три уничтожены на кораблях (XZ251, XZ242, XZ700);
«Си Кинг» - четыре упали в воду по небоевым причинам (ZA132, XZ573, ZA311, ZA294), один уничтожен экипажем (ZA290);
«Скаут» - один (XT629) сбит штурмовиком «Пукара», плюс один (XR628) под списание по небоевой причине;
«Уэссекс» - два потеряны на о. Южная Георгия по небоевым причинам (XT464, XT473), шесть уничтожены на контейнеровозе «Атлантик конвейер» (XS480, XS495, XS499, XS512, XT476, XT483), один уничтожен на эсминце «Глэморган» (XM837);
«Чинук» - три уничтожены на «Атлантик конвейере» (ZA706, ZA716, ZA719).

военная история, Великобритания, авиация, 1982, вертолеты, ВМФ, Англо-аргентинский конфликт, Фолклендская война, корабли, Фолклендские о-ва

Previous post Next post
Up