Оригинал взят у
transurfer в
Люди не меняются (с) Но к терапирующимся это не относится :)У долгосрочной терапии ранней травмы есть одна клевая побочка, ценность которой понимаешь далеко не сразу. Я в шутку называю ее "профилактикой Альцгеймера", потому что у терапирующегося раннего травматика входит в привычку постоянно выращивать в мозге новые нейонные связи.
Работая с травмой требуется не только выследить, идентифицировать и изучить свои токсичные установки, верования и стратегии доставшиеся в наследство от травмы, но и менять их, а также доращивать части личности, которые не получили шанса развиться из-за травмы.
Процесс этот не из приятных по многим причинам.
Во-первых, часто в силу возраста хочется уже не первоклашкой сидеть в "школе жизни", а горделиво помахивать "дипломом" из эффективного жизненного опыта и личных наработок. Раннему травматику же приходится все, чему его "жизнь" ака травма научила, сгребать и нести на помойку, потому что это говно - кривые представления о себе и мире, провальные стратегии, кошмарные и неверные установки, кривое восприятие реальности, не имеющее ничего общего с объективной реальностью. И начинать чуть ли не с нуля осваивать адекватное самовосприятие и восприятие мира. По этой причине существует так много людей, которые, дожив до взрослого возраста, больше заняты доказательством своей правоты и верности своих убеждений, чем их апгрейдом.
Во-вторых, это больно и горько, потому что на это самое говно ушло полжизни или больше, а дивидентов - никаких. Живешь-живешь "хорошей девочкой, которая никогда ничего сама не просит" два-три-четыре десятка лет в ожидании, когда же тебя за это, наконец, полюбят, и когда, как обещалось, "сами придут и сами все дадут". Упускаешь возможности, теряешь лучшие годы в отношениях с насильниками и юзерами, не живешь, не дышишь - ждешь, ждешь, ждешь. И чем дольше ждешь, тем больнее, труднее и невозможнее признать, что - никто не придет, не даст и не полюбит (на этих условиях). Списать многолетние убытки и сесть снова за парту жизни, чтобы научиться "быть хорошей и твердой", "быть хорошей и уметь просить", "быть хорошей и уметь быть плохой, если обстоятельства требуют", "быть хорошей и уметь отстаивать свои границы" с практически нуля - требует большого мужества, настойчивости и твердости в обещании себя вытащить себя из травмы и создать для себя счастливую и полноценную жизнь. И для своих детей (имеющихся и будущих) тоже.
Во-третьих, в силу человеческой физиологии где-то после 30 мозг меняться категорически против, и его надо специально, методично и регулярно раскачивать на апгрейды и выращивание новых нейронных связей. Мозг изначально товарищ крайне ленивый а после определенного возраста вообще норовит залезть на печку и поменьше шевелиться, поэтому люди старше 35-40, осваивающие новую профессию или гибко адаптирующиеся к новым обстоятельствам встречаются редко.
Все эти навыки ранний травматик, находящийся в длительной терапии осваивает по ходу дела, просто потому, что в этом и есть суть терапии - проапгредить имеющийся инструментарий и добавить новые инструменты для решения жизненных задач. На терапию травматик приходит с 2-3 инструментами, из которых работает один и используется для всего на свете (и кашу есть, и гвозди забивать, и на ночь под голову подкладывать), а остальные изначально бракованные. Выходит с терапии с широким арсеналом инструметов, позволяющим ему решать жизненные задачи множеством разных способов и выбирать подходящий для каждой ситуации.
Таким образом всегда проверять свое восприятие и свои установки на адекватность и при надобности изменить их/проапдейтить/дорастить входит у терапирующегося травматика в повседневную привычку. Надо научиться уверенно выступать на публике - вопрос 5-10 месяцев, в зависимости от изначального уровня застенчивости. Нужна коммуникабельность - 6-18, в зависимости от стартовых условий. Креативность, усидчивость, способность сохранять баланс во время стресса - что угодно, всего лишь вопрос сравнительно небольшого отрезка времени. Освоение нового становится просто частью рабочего процесса, в котором мозг постоянно в работе и развивается.
Помимо поддержания мозга в здоровом тонусе и постепенного изменения жизни к более гармоничной и соответствующей желаниям, возрастает ощущение безопасности в этом мире, потому что знаешь: какая бы задача ни возникла, каких бы навыков ни потребовала, я с ней справлюсь.
Есть расхожая поговорка, мол, люди не меняются. Я б сказала, их душа как некое уникальное сочетание не меняется. Все остальное - привычки, стратегии, мировоззрение, установки, верования могут (и должны) меняться с помощью терапии.