Оригинал взят у
fillum в
Страшилки для родителей (2) - запах изо рта у ребёнка Продолжаем тему «страшилок» (начало серии - в этом посте: Страшилки для родителей (1) - внезапная рвота у ребёнка
http://fillum.livejournal.com/71837.html). Сегодня - про достаточно часто наблюдаемое явление у маленьких детей - неприятный запах изо рта.
.
Вот пример подобного запроса, который, как правило, «соседствует» с другими вопросами и описаниями ситуации (из одного сообщества в ЖЖ):
Доброго времени суток! У меня тут накопилось несколько вопросов, поделитесь, пожалуйста, своим опытом! Речь идет о девочке 2г.5 мес.
1. Две недели назад вернулись с моря, от бабушки. Там "забыли" любимую соску. Соска была только на сон дома, в саду дочка изначально спала без нее (ходит в сад с февраля). Вроде все прошло спокойно, иногда спрашивает, где, но не просит. А вот по ночам прям чмокает, сглатывает слюну и более тревожно спит. Если дать соску - будет спокойнее, сразу отрубится, (но я держусь), а так пару раз за ночь просыпается, хнычет. Это нормально первое время? Когда пройдет?
2. По утрам стала замечать у дочки запах изо рта. Не то, чтобы прям ужасный, но не очень приятный. Зубы чистим (сама чистит), может, не очень тщательно? Хотя мне кажется, запах не от зубов, а изнутри. Это что значит и куды бечь?
3. Дома засыпает исключительно у меня на плече. Как отучить? Уже и что больно/тяжело говорила, и сама просто обнимала, и с игрушками в обнимку, и что только не пробовала. "На ручке спать" и все тут! Вообще, как детей такого возраста самостоятельно засыпать учат? Оставить одну в комнате - будет реветь или придет ко мне. Сидеть рядом - будет требовать спать "на ручке". Два раза у бабушки сильно уставшая уходила спать сама и засыпала. Дома так вымотать не получается)))
.
Казалось бы, три совершенно разных вопроса… Но давайте сначала разберёмся с запахом, а потом соберём единую картинку из разных паззлов.
.
Итак, причиной неприятного запаха изо рта считают разные вещи - это и проблемы с остатками еды во рту или с самими зубами (поэтому особо ретивые родители учат детей чистить зубы чуть ли не с рождения), и проблемы с ЖКТ (т.е. с чем-то от желудка и дальше).
.
Я не знаю, сколько еды нужно оставить во рту, и с какой скоростью она должна разлагаться, чтобы получить плохой запах изо рта. Кариес, развивающийся до состояния действительно гнилых зубов тоже у детей, тем более у маленьких, практически не встречается (опять же, особо ретивые родители ведут детей к стоматологу при появлении первых же чёрных точек, чтобы «убить кариес в зародыше).
.
Желудок тоже не при делах - он имеет аж два сфинктера: входной (кардиальный, нижний сфинктер пищевода), и выходной (пилорический). В нормальном состоянии они оба закрыты, что не даёт проникнуть «обратно» ни запахам из самого желудка, ни тем более из кишечника. Даже если учесть, что изначально развиваются эти два сфинктера у маленьких детей неравномерно (при рождении ребёнка пилорический сфинктер сформирован достаточно, а входной сфинктер недоразвит), и именно это обстоятельство и провоцируют отрыжки у малышей, то сам запах этой отрыжки младенца - кислый, но никак не «как из помойки»; вообще, содержимое желудка - кислое, а не «тухлое».
.
Откуда же тогда берётся неприятный запах во рту ребёнка (а иногда - и у взрослых), если и зубы ни при чём, и желудок?
.
У любого ребёнка есть миндалины, по крайней мере до того момента, когда родители решат их удалить по совету врача. Согласно традиционной медицине миндалины (Tonsillae) - глоточные, трубные, нёбная и подъязычная - это образования лимфоидной ткани, расположенные в области носоглотки и ротовой полости, которые «имеют защитную функцию и участвуют в выработке иммунитета - являются защитным механизмом первой линии на пути вдыхаемых чужеродных патогенов».
.
Согласно
Системе Биологических Законов функционирования нашего организма миндалины это слизистые железы, состоящие из энтодермальной ткани (управляются из ствола головного мозга), кольцеобразно расположенные в горле (глотке), имеющие функцию увлажнения (смазки) поглощаемого куска пищи для его нормального продвижения дальше по пищеварительному тракту. Миндалины отвечают на т.н. «кусковые конфликты»: еда или что-то крайне необходимое для жизни (например, соска, грудь мамы, игрушка, автомобиль, дом, должность…) не может быть проглочено, потому что слишком мало слизи в глотке (миндалины справа), или что-то крайне опасное для жизни (также как в буквальном, так и в метафорическом смысле) не может быть исторгнуто обратно, потому что слишком мало слизи в глотке (миндалины слева).
.
В активной фазе конфликта происходит рост компактных адено-опухолей секреторного типа (по типу «цветной капусты»), биологический смысл которого очень прост и понятен - большее количество железистых клеток может произвести больше слизи, чтобы «кусок пищи» лучше скользил по пищеварительному тракту.
.
Если конфликт длится достаточно долго, то образуются «увеличенные миндалины», полипы горла - которые, однако, не дают никаких дискомфортных ощущений, но при очень сильном и долгом активном конфликте могут привести к затруднениям в глотании и/или дыхании. Однако, как правило, конфликты разрешаются быстро (ребёнок орёт и таки получает игрушку или соску, которую ещё вчера «утащила кошка»), либо имеют не очень большую силу («вернулись с моря, от бабушки. Там "забыли" любимую соску. Соска была только на сон дома, в саду дочка изначально спала без нее (ходит в сад с февраля). Вроде все прошло спокойно, иногда спрашивает, где, но не просит»).
.
Когда конфликт, который был активен некоторое время, разрешается (хотя бы на время - на день, на ночь), то необходимости в лишней теперь уже ткани миндалин нет, наступает фаза восстановления - лишнюю теперь уже ткань начинают уничтожать микроорганизмы - для данной ткани это грибковые бактерии (микобактерии), происходит процесс
казеозно-некротического разложения (распада) ткани, выросшей в активной фазе конфликта (микро аденокарценом) = ангина. А любой процесс разложения сопровождается соответствующим запахом, помимо других малоприятных проявлений - воспаления, отёк миндалин, неприятные ощущения. Из-за восстановительного отёка происходит сужение горла, при сильном отёке -
при Синдроме - это даёт сильное затруднение при глотании. Именно этот процесс (восстановления!!!) сопровождается болью, неприятным запахом изо рта (туберкулёзное разложение лишних тканей), гнойными миндалинами, иногда - абсцессом миндалин, обильными ночными потами.
.
Вот некоторые примеры подобных ситуаций:
- Ребёнок вынужден съесть что-то, что ему не нравится. > Конфликт «хочу избавиться от (буквального) куска пищи» - увеличение миндалин в левой части глотки в активной фазе конфликта, воспаление и отёк в фазе восстановления.
- Ребёнок не получает желанного подарка на Новый Год и жестоко разочарован. > Конфликт «не могу получить желаемый «кусок» - увеличение миндалин в правой части глотки в активной фазе конфликта, воспаление и отёк в фазе восстановления.
- Шестимесячную девочку отлучают от груди, т.к. матери необходимо выйти на работу. Маленький ребёнок страдает от «кускового» конфликта - задействованы миндалины и глубокий подслизистый слой полости рта. Три месяца спустя, когда она внутренне успокаивается и смиряется (привыкает) с искусственным питанием, она получает стоматит и вскоре после этого тонзиллит = фаза восстановления после разрешения двух конфликтов.
.
Хронический тонзиллит, гиперплазия миндалин, образование рубцовой ткани на них и даже «рак миндалин» - это всё признаки наличия рецидивирующего конфликта. Официальная медицина сегодня всё чаще и чаще ставит диагноз «рак миндалин» вместо более распространённого ранее «хронического тонзиллита». Разумеется, если нет способа избежать рецидивирующих конфликтов или миндалины слишком большие и твёрдые, т.е. мешают чисто механически, то нужно прибегнуть к их удалению. В остальных случаях - необходимо разрешать конфликт.
.
Подобный же эффект (запах изо рта) может дать и другой по виду «кусковой конфликт» - не для миндалин, а для подслизистого слоя ротовой полости, который также относится к энтодермальным тканям (управляется из ствола головного мозга) и отвечает на конфликт невозможности «захватить кусок пищи»: еда или что-то крайне необходимое для жизни (например, соска, игрушка, автомобиль, дом, должность…) не может быть получено (справа), или что-то крайне опасное для жизни (например, шпинат или рыбий жир, которые дети особенно не любят) не может быть исторгнуто обратно (слева).
.
В активной фазе конфликта образуются плоскорастущие аденокарциномы резорбтивного типа минимального размера под слоем эктодермального плоского эпителия, поэтому практически незаметные. С точки зрения онтогенеза подслизистый слой ротовой полости относится к старой слизистой кишечника (архаичной кишечной трубки), которая в настоящее время почти полностью закрыта сверху более новым эктодермальным слоем слизистой полости рта. Рак нёба относится к этому же типу конфликта.
.
Биологический смысл тот же: большее количество железистых клеток может произвести больше слизи, чтобы «кусок пищи» лучше скользил по пищеварительному тракту. Примеры:
- Молодая женщина хочет перейти на вегетарианскую диету в течение многих лет. Но она никак не может это сделать, т.к. у неё нет времени на приготовление «правильной» еды, и она часто питается фастфудом (хотя и без ущерба для фигуры и здоровья). = Конфликт «не получаю правильные «куски» пищи. Когда она встречает и выходит замуж за мужчину-вегетарианца, то в её рационе появляется наконец «правильная еда», которую готовит её муж. - Начинается фаза восстановления после разрешения конфликта с болезненной молочницей во рту.
- Молодая мать имеет проблемы с грудным вскармливанием своего младенца - несколько дней ребёнок голоден. = Конфликт «не получать еду (материнское молоко)». Когда женщина, наконец, решила эту проблему, у ребёнка появляется стоматит (молочница) во рту - признак разрешённого конфликта. Очень распространённая ситуация!
.
В фазе восстановления получаем диагнозы: воспаление полости рта (стоматит, кандидоз, молочница, лейкоплакия), глоссит (воспаление языка). Происходит казеозно-некротический распад выросших ранее микро-опухолей (разросшихся в активной фазе «одноразовых» клеток) с помощью грибов или грибковых бактерий (микобактерий) - образуются белые пятна (бляшки) = диагноз традиционной медицины - «молочница (лейкоплакия)». Боль, воспаление с отёком, плохой запах изо рта и неприятный, гнилостный привкус во рту (туберкулёзное разложение лишних тканей).
.
Вот, с теорией и примерами, её описывающими, разобрались. А теперь вернёмся к примеру в начале этого поста. Я описал механизм появления неприятного запаха, т.е. п.2. Теперь опишу (возможные) причины «запуска» этого механизма на этом примере - п.1 и п.3.
Две недели назад вернулись с моря, от бабушки. Там "забыли" любимую соску. Соска была только на сон дома, в саду дочка изначально спала без нее (ходит в сад с февраля). Вроде все прошло спокойно, иногда спрашивает, где, но не просит. А вот по ночам прям чмокает, сглатывает слюну и более тревожно спит. Если дать соску - будет спокойнее, сразу отрубится, (но я держусь), а так пару раз за ночь просыпается, хнычет. Это нормально первое время? Когда пройдет?
Одной из явных причин - «забытая» любимая соска. Соска - это тот самый «кусок» для ребёнка, к которому он привык, который его успокаивал, и вдруг он пропал. Налицо «кусковой» конфликт для полости рта (для языка, миндалин или подслизистого слоя - не столь важно, в каждом конкретном случае будет видно, что воспаляется). Поскольку мама ничего не пишет ни про ангину, ни про стоматит, можно предположить, что конфликт, хоть и имеет место быть, относительно слаб по силе и невелик по длительности. Тем не менее он есть. Днём, когда ребёнок акцентирует внимание на отсутствие соски, конфликт активен («иногда спрашивает, но не просит»), по ночам в первое время тело о ней вспоминает («а вот по ночам прям чмокает, сглатывает слюну и более тревожно спит»), но к второй половине ночи и к утру успокаивается и конфликт разрешается - начинается фаза восстановления с разложением лишней уже ткани и утром мама ощущает неприятный запах изо рта ребёнка. Всё просто.
Дома засыпает исключительно у меня на плече. Как отучить? Уже и что больно/тяжело говорила, и сама просто обнимала, и с игрушками в обнимку, и что только не пробовала. "На ручке спать" и все тут! Вообще, как детей такого возраста самостоятельно засыпать учат? Оставить одну в комнате - будет реветь или придет ко мне. Сидеть рядом - будет требовать спать "на ручке". Два раза у бабушки сильно уставшая уходила спать сама и засыпала. Дома так вымотать не получается)))
Вся мама для ребёнка (маленького) - это тоже «кусок». «Кусок безопасности». И опять в данном примере - это относится ко сну. Подготовка ко сну, засыпание - активный конфликт, мамы («куска») нет рядом или я боюсь, что её не будет рядом ночью. После фактического засыпания - конфликт разрешается и к утру появляется запах изо рта. Тоже всё просто.
.
Большинство детей это просто перерастают, привыкают к отсутствию соски, привыкают ночью спать одни и т.д. и т.п. И запах проходит. Просто бояться этого не надо, надо понимать, что происходит с отдельно взятым ребёнком, как он реагирует на то, что происходит вокруг него, как относится к переменам. На ребёнка надо смотреть. И любить его.
.
Кстати, к этому же типу конфликтов относятся ещё несколько органов:
Воспаление среднего уха
http://fillum.livejournal.com/29934.htmlБольное горло
http://fillum.livejournal.com/29546.htmlСвинка
http://fillum.livejournal.com/29203.html Вот. Разобрали ещё одну «страшилку». Про зубы, кстати, будет скоро отдельный пост (что такое кариес, откуда берётся и что делать, если он начал появляться).
А в принципе, очень подробно про ЖКТ - в книге
«Пищеварительная система в контексте Биологических Законов Природы».
.
.
.