"Дон Джованни" Моцарта в Парижской Опере Бастилия. 8/04/12.

Apr 12, 2012 17:51



Вершиной последней поездки в Париж конечно же была опера "Дон Джованни" Моцарта с великолепным составом исполнителей. Постановка была очень необычной, до сих пор не перестаю думать об этом и нахожу её всё более и более интересной. Я люблю современное искусство, с удовольствием хожу на выставки, мне интересно думать, находить, искать отклик в своей душе, обнаруживать связь со старым искусством. Современные художники, скульпторы, фотографы не родились в вакууме, их искусство неразрывно связанно с прошлым, и эти связи безумно интересно обнаруживать. На новых выставках никто не знает кто гений, а кого забудут через несколько лет, месяцев, дней, музеи, покупающие произведения современных художников, зачастую рискуют приобретая то или иное произведение. Также и в опере. Мне интересны современные трактовки опер. Всегда есть о чём подумать. .
Опера "Дон Джованни" была поставлена в современной трактовке. Michael Haneke, постановщик оперы, исследовал глубины человеческой души, на мой взгляд, гениально. Действие происходит в большом здании, небоскрёбе, видимо принадлежащей какой-то крупной корпорации. Командоре - владелец фирмы, Донна Анна, его дочь, одна из директоров, Дон Джованни один из ведущих менеджеров, Лепорелло его помощник, Дона Эльвира представительница какого-то областного офиса. Мазетто и Церлина - уборщики. Все действие происходит в течении 12 часов: вечер и ночь. Дон Джованни похоже бисексуален, его интересуют не только женщины, он проявляет интерес и к Лепорелло, которым манипулирует, как хочет, из чего можно сделать вывод, что Лепорелло сам увлечён Дон Джованни и готов выполнять все его прихоти.
Я всегда думала о том, что Дон Джованни должен быть отъявленным мерзавцем, что бы объяснить появление Командоре в конце оперы. Ну действительно, не наказывать же человека за то, что он залез в комнату к незамужней девице, а потом случайно, действительно случайно, убил её отца. Дон Джованни на протяжении всей оперы должен источать нечеловеческое зло, что бы понадобилась неземная сила покарать его. Всё первое отделение подтверждало мои мысли. Но второе их несколько изменило. Во-первых, среда Дон Джованни. Это, на мой взгляд, лицемерное, мещанское общество, в котором Дон Джованни не находит себе места. Мир посредственностей, которым Дон Джованни не был, всем кем угодно, но только не посредственностью. Главные герои не вызывали никакой симпатии, ну, может быть, Донна Эльвира немного. Церлина, девушка которой на мгновение показалась, что она сможет подняться на этот этаж, но уже в роли жены одного из ведущих сотрудников, совсем была не против ухаживании Дон Джованни, потом разобравшись, превратилась в скромную праведную девицу, осуждающую монстра, и всеми силами пыталась вернуть Маззето. Донна Анна казалась сводит счеты с Дон Джованни и не только за убитого отца.
Во-вторых, у Дон Джованни галлюцинации, в последней сцене он на грани помешательства. Вокруг него маски, Камандоре со странным ведром на голове... Что это? Бесконечное зло помутило его рассудок, действие наркотиков...
Его выбрасывают в окно, и звучит лицемерный хор "Жизнь всем нам даёт урок, добродетель ждёт награда, порок сам себе судья".
Все продолжают жить и только Донна Эльвира уходит в монастырь.
Ханеке вывернул наш мир наизнанку, показав его отвратительные стороны, всю низость и грязь. И если бы не божественная музыка Моцарта и замечательные голоса впечатление могло бы быть очень тяжелым. Но Моцарт, блистательный и бессмертный, спасает нас, благословляет, лечит наши раны, и очищает всё к чему прикасается его вечная музыка.
Питер Маттеи (Peter Mattei), исполнявший Дон Джованни, создал великолепный образ, всё в нём было омерзительно прекрасно. Аристократ, красавиц, прекрасные манеры, богат и вместе с тем каждый поступок отвратителен, циничен, безжалостен. Он безжалостен и к самому себе, это чувствовалось во втором акте, казалось он эпатирует публику, делает всё возможное, что бы выглядеть ещё более мерзко. Peter Mattei потрясающий баритон! При всём звёздном составе этой оперы он блистал как пением, так и игрой.
Донна Анна - Патрисия Петибон (Patricia Petibon) из-за которой и была затеяна эта поездка :-) Прекрасное сопрано! В первом отделении немного разочаровала, но во втором пела так, что дух захватывало.
Донна Эльвира - Вероник Жан (Véronique Gens), ещё одно великолепное сопрано, создала незабываемый образ!
Церлина - Gaëlle Arquez главный сюрприз оперы, фантастический голос! Она поразила меня невероятно!
Маззето - Науэль ди Пьеро (Nahuel Di Pierro) был хорош, роль в принципе не очень интересная, но он сумел сделать её привлекательной.
Лепорелло - Давид Бизич (David Bizic), когда-то учился в Израиле, на мой взгляд был очень убедительным, но уступающим звёздам, блиставшим на сцене. Я где-то читала, что он пел Маззето у Чернякова, думаю эта роль ему больше подходит.
Дон Оттавио - Saimir Pirgu, на мой взгляд, не очень. Хорошо, но не более.
Командоре - Паата Бурчуладзе, как всегда. :-)
Дирижёр - Philippe Jordan, молодец, великолепен, оркестр играл изумительно! Бастилия не очень подходит для опер Моцарта, слишком огромный зал, но Филипп Джордан справился отлично. Потрясающий дирижёр.
Вот такая незабываемая опера, в антракте - бокал с шампанским, после оперы невероятное ощущение счастья.









opera, mozart, france, Париж

Previous post Next post
Up