Хочу еще раз вернуться к вопросу ретравматизации в клиент-терапевтическом процессе. Как же можно описать этот процесс, а самое главное как из него выруливать?
Признаки ретравматизции:
-сильные неадекватные чувства клиента(обида, злость, стыд, боль, разочарование), часто неосознаваемые и вытесняемые. Клиенты часто говорят в этом случае, «Это дежавю», «я никогда не думал что это возможно с тобой, как и со всеми другими».
- чувства и действия терапевта нехарактерные и несвойственные ему и терапевтическому процессу(удивление и недоумение).
Попав в ситуацию повторной травматизации, главное признать это попадание, в первую очередь терапевтом, а позднее клиентом, взять за нее ответственность, быть готовым столкнуться с сильными негативными чувствами клиента, дать разрешение на отреагирование, проживание этих чувств, находясь в контакте. Удержаться от вваливания в вину и оправдания. Очень важно оставаться поддерживающим и принимающим терапевтом, в этот момент. Опорой для терапевта тут может служить понимание, что не все эти чувства и их сила адресованы ему. Только после того как эти чувства будут отреагированы, возможно обсуждение произошедшего и поиск, в прошлом клиента, первичной травмы, проведение параллелей, и до проживания всех чувств, принадлежащих той ситуации. Очень важным, на мой взгляд, обнаружить «место» и причины по которым контакт с чувствами клиент прервал. Место, где попал в свои механизмы защиты. Такое проживание старой травмы вместе с терапевтом дает шанс клиенту усвоить новую «эффективную» модель, позволяющую избегать травм. Но не всегда, иногда неоднократное воспроизведение первичной травмы с психотерапевтом и /или с другими людьми, говорит оглубине и силе травмы, и требует неоднократного проживания в клиент-терапевтическом процессе.
Ясно одно терапевты всех подходов стремятся свести ретравматизацию к минимуму, но иногда повторнаятравматизация, является единственным способом увидеть и изменить паттерны клиента.