«Скин», режиссёр Анро Смитсман, 2008, Нидерланды
Голландия 1979. Рыжий и прыщавый, очень худой и нескладный паренёк по имени Фрэнки - «традиционный скинхед». Он носит массивные ботинки и подвёрнутые джинсы на тонких подтяжках. Он слушает ска и реггей, катается на старом мотоцикле и дружит с темнокожим. Его отец, еврей, тяжело болен психически - пережил концентрационный лагерь, а мать при смерти. Фрэнки волнуется за здоровье матери, постоянно ссорится с отцом, перестаёт помогать ему в прачечной, и в итоге уходит из дома. Затем он совершает поступок, который во многом определяет ход дальнейших событий. Фрэнк бреется на лысо, то ли это своеобразный протест, то ли проявление любви к матери (мать тяжело больна, лежит в больнице, у неё выпадают последние волосы). Скинхеды-неонацисты признают Фрэнки за своего. В пьяном угаре бритый Фрэнк по-фашистски поднимает правую руку, а в потасовке встает на сторону нацистов. Теперь он в банде, которая бьёт панков, не даёт прохода темнокожим и азиатам. Фрэнк теряет лучшего друга. Отец отказывается от него. На посвящении в фашистскую группировку Фрэнку делают татуировку на груди в виде свастики и дарят нож. Этим ножом он убивает человека.
Отмечу только два момента, которые привлекли моё внимание. Первый: композиционное построение фильма. Взяты два временных пласта: жизнь Фрэнка до тюремного заключения и его жизнь в тюрьме. Эти два пласта идут параллельно, пересекаясь, отсылают зрителя то к прошлому Фрэнки, то к настоящему. Второй момент: сцена у зеркала. Это сцена на посвящении Фрэнки, когда ему сделали наколку и он блеёт то ли от боли, то ли от отвращения к самому себе. Он ещё не понимает, куда он попал и с кем связался. Какой-то роковой событийный вихрь занёс его в эту банду жестоких и беспринципных людей. И вот он смотрит на себя в зеркало и начинает плакать (что у актёра Роберта де Хуга получается весьма убедительно - уродливо морщится, хнычет совсем по-детски, жалобно и растерянно). Но некая злобная сила, агрессия несформировавшейся юношеской личности просыпается в нём. И вот он уже не плачет, а злобно ухмыляется, глядя на себя в зеркало. И в его взгляде - концентрация жестокости, злобы и ненависти ко всему миру. Пожалуй, такая сцена длительностью в несколько секунд стоит всего фильма. В общем же «Скин» производит удручающее впечатление. Есть некая недосказанность, натянутость и, пожалуй, автор не договорил пару ключевых смысловых фраз. Проблема неонацистских настроений в обществе поставлена, но совсем не раскрыта. Если же автора, Анро Смитсмана, волновало психологическое состояние героя, а его окружающая среда являлась лишь социальным фоном, то, вероятно, нужно было больше внимания уделить мировоззрению Фрэнки, тому, как он чувствует себя, как ведёт себя, став на путь злобы и насилия. Фрэнк - жертва сложившихся обстоятельств, но не только среда создаёт человека. Сам Фрэнк был не в состоянии бороться с трудностями, он не мог принять временных помешательств отца, он не смог выбрать сторону, на которой мог бы держаться верного пути. Череда ошибок приводит его в тюрьму, где его жестоко избивают уже за то, что на груди - фашистский знак. Как ни сложно выбраться из смрада злобы и агрессии, погасить в себе ненависть и начать воспитывать созидательное начало - это нужно делать. Путь зла и насилия - тупиковый.