В 1990 - начале 2000-х годов британская фирма Cooper State Models была известна своими моделями самолетов первой мировой войны, отлитыми из смолы, среди которых было немало интересных прототипов. Некоторым наборам нет альтернативы и сегодня. Модели с туманного Альбиона отличались достаточно высокой копийностью (особенно на фоне чешских и польских поделок) и неплохой собираемостью. Но по личным обстоятельствам, прежний владелец был вынужден продать бизнесс, и на несколько лет фирма практически пропала с модельного горизонта. Это было связанно с тем, что новые владельцы бренда, наши, между прочим соотечественники решили пересмотреть производственную политику компании. Время идет, и те изделия, которые в 90-е вызывали восторг с придыханием более не кажутся таким уж совершенством, особенно на фоне смоляных моделей, сделанных по новым технологиям и с использованием 3D - моделирования. Про пластиковые наборы, вплотную приблизившиеся по тонкости литья к смоле уже и говорить нечего.
На сегодняшний день компания намерена развивать два направления. Первое - это ренновация и переиздание самых востребованных и интересных смоляных наборов с приведениением их к современным требованиям. Неким отдельным результатом этой деятельности стал выпуск смоляных наборов авиационных двигателей в масштабах 1/28 - 1/32 - 1/48, большая часть из которых ранее не выпускалась на в пластике, ни в смоле.
Второе - это выпуск полноценных наборов из полистирола по технологии литья под высоким давлением. Результатом усилий в этом направлении является модель CSM 1026Р Sopwith 5F.1 Dolphin d 48-ом масштабе обзором которой в варианте "премиум" я и хочу сегодня с вами поделиться.
С тех пор, как чешские и украинские производители практически забросили тему ПМВ, модели в 48-ом масштабе стали появляться хорошо, если раз в год. Полхую услугу рынку оказала и новозеландская компания Wingnut Wings, пока ее модели были относительно доступны. Тем более удивительно, что выпуск этого набора остался практически незамеченным на просторах русскоязычного интернета.
Я не буду приводить историческую справку по этому самолету, желающие найдут список литературы в конце обзора. Отмечу только, что из набора можно собрать самолет средних и поздних производственных серий.
Начнем с упаковки. На боксарте изображен бой майора "Кейси" Каллигана, командира 87 сквадрона КВВС с "драйдеккерами" Jasta 2 - такой эпизод мог иметь место в марте-апреле 1918 года, в ходе весеннего наступления немцев (операция "Михаэль"). Художник постарался на славу, к дизайнерам упаковки тоже нет претензий. Под съемной крышкой находится крепкая коробка из прочного гофрокартона, открывающаяся вверх - тут фирма следует в мейнстриме крайних лет.
В коробке мы находим:
1. Полноцветную инструкцию на глянцевой мелованной бумаге о 16-ти страницах;
2. Два запаянных пакета с литниками, содержащими 63 детали из серого полистирола;
3. Пакет с клипсой, где мы найдем плату фоторавления, содержащую 98 деталей;
4. Пакет с пленкой для ветрового козырька;
5. Такой же пакет с декалью, поверхность которой защищена листком вощеной бумаги;
6. Счастливые обладатели премиум-издания обнаружат так же отдельную плотную коробку из гофрокартона с главными ништяками, а именно:
a) Копией мотора Hispano-Suiza 8B из 5 деталей из светлой полиуретановой смолы;
b) выхлопные патрубки, выполненные по технологии гальванопластики.
Инструкция.
Многие обозреватели отметили, что общий дизайн книжицы напоминает наборы WnW. Лично я не вижу в этом ничего страшного, в том, что бы следовать лучшим образцам. По крайней мере, сам сэр Питер Джексон, заказавший несколько коробок ничего в уперк не сказал. Сборочные схемы предельно понятны, схема расчаливания аппарата так же имеется и достаточно ясна. Единственно, я бы посоветовал использовать для внутренних расчалок леску диаметром 0,08 мм, а для внешних - 0,12 вместо 0,1 везде, но КМК это мелочи. К сожалению, отсутствует схема проводки к органам управления в кабине, но ее можно рассмотреть на фото реставрируемой машины С3988, которых полно в сети. Не приводятся так же рекомендации по краскам конкретных фирм: модель ориентированна на опытных "этажерочников", а тут у каждого свои предпочтения.
Пластик
Основные части модели отлиты из серого, качественного полистирола по технологии высокого давления. И материал, и оборудование используемые в производстве отвечают самым высоким современным мировым стандартам - и это не преувеличение. Облой, сдвиги пресс-форм и прочая фигня такого рода - забудьте!
Следы от толкателей внутри фюзеляжа будут видны только в двух местах у краев выреза кабины, где их легко удалить. Остальные вы не увидите никогда на собранной модели.
Задними кромками крыльев можно бриться (привет, Eduard!)! Особое внимание уделено проработке тканевых поверхностей: провисание и вспучивание полотна изображено деликатно и достоверно.
На гаргроте фюзеляжа немного утрированно показано натяжение ткани на поперечных шпангоутах - но это издержки технологии с которые не сложно победить наждачкой.
Имитация киперных лент отсутствует, что есть хорошо - то, как они показанны на крайних релизах Eduard (Albatros D.III (OEF) и SSW D.III) лично меня повергает в молчаливый ступор. Кому надо - тот изобразит эти ленты декальными полосками или надув краску.
На большинстве виданых мной фотографий в обзорах рулевые поверхности кажутся абсолютно плоскими, но это не так. Я специально сделал несколько снимков под острым углом к свету, что бы вы могли в этом убедиться.
То же могу сказать и про колпаки колес.
Отдельно надо сказать про имитацию шнуровки. Да, немного утрированно (закон жанра!) но тонко и изящно. Это лучшая шнуровка, что я когда-либо видел на пластиковой модели.
Доброго слова заслуживают так же пулеметы, хотя с ними авторы малость промахнулисьН на литниках "Виккерсы" раннего образца французского производства, с двойным комплектом лувров спереди и сзади кожуха, тогда как скорее всего на "Долфинах" должны стоять только с луврами у казенной части. Однако это не правило, пулеметы как из набора встречались до конца войны, иногда на одном самолете даже разного вида: с двойными и одинарными луврами одновременно. Отмечу так же наличие прорезей на компенсаторе ствола и грамотно подведенные питатели, так, что места их присоединения будет легко зачистить. Думаю, никакой афтермаркет тут не потребуется.
Фототравление
Главная фича этой модели в том, что без очен широкого применения фототравления эту модельне собрать, ни в базовом, ни в премиум-вариантах. Здесь это не бонус, а неотъемлемая часть, как и пластиковые детали. Так что задумавшись о приобретении "Долфина" прежде трезво оцените свои навыки и умения.
Плата травления изготовленна в Великобритании по всей видимости из медно-никелевого сплава и выглядит очень аккуратно, с отличной проработкой деталей. Правда, на тыльной стороне спинки плетеног кресла пилота отсутствует рельеф - но его и не будет особо видно после установки, а пуристы могут заменить эту деталь на травление из набора кресел Aber. За то привязные ремни выполненны просто чудесно! В металле даны так же все люки, что избавляет от необходимости восстанавливать их после склеивания половинок фюзеляжа, особенно на брюхе. Травлением даны так же боковые радиаторы с их створками, рамка ветрового козырька, диопртр прицела и т.п. А теперь - внимание! - такого я не видел ни в одной модели. Речь идет о площадках с узлами крепления расчалок, причем не только не крыле. Даны так же усиливающие стальные накладки на места сопряжения деревянных элементов рамы фюзеляжа с отверстиями под внутренние расчалки в них. детали эти исключительно мелкие, и ежели они станут поживой коварного коверного монстра - запасных деталей не предусмотрено, что очень жаль. Нет в травлении и ободков приборов - их фирма выпускает отдельным набором.
Декаль
Напечатанна так же в Британии, у известного и проверенного производителя. Декаль тонкая, прочная, без смещений и прочего брака. Имеет очень плотный красочный слой, белый цвет не просвечивеает на темном фоне - я видел на готовой тестовой модели. Прилегают без серебрения даже без жидкостей, плотно обтягивая рельеф. Единственный минус - глянцевая поверхность (ах, новый Airfx!) - так что слой полуматового финишного лака будет необходим.
В премиум - издании четыре варианта окраски. А именно:
1. C4157 лейт. C.E. Worthington, 87 Sqn., осень 1918
2. C4131 на котором летали майор N.W. Coel и капитаны F.I. Lord и J.D. Canning, 79 Sqn., лето 1918
3. C4168 майора J. C. Callaghan, командира 87 Sqn., весна 1918 (тот, что на боксарте)
4. C3824 капитана J. W. Pearson, 23 Sqn., июнь 1918
В обычном наборе декаль только на варианты 1 и 3.
"Ништяки"
Ну, во первых - двигатель, который доступен (или будет в скорости) в виде отдельного набора. Не смотря на простоту - всего 5 деталей, это 200-сильная редукторная "Испана" (Hispano-Suisa 8Bа или Hispano-Suisa Type 35 согласно фирменному обозначению) сделанная почти без упрощений. За этим мотором человек специально ездил в Ле-Бурже, так что точность на высоте. Блоки цилиндров, отлитые вместе с картером, конечно немного усложняют окраску, однако это позволяет избежать проблем с позиционированием двигателя на модели в случае если эти детали были бы приклеены с перекосом. Скажу "по секрету", что на эти самолеты иногда по нужде ставили моторы Волслей "Эддер" английского производства (c SE.5a), но они были похожи на французский прототип как близнецы - различить их довольно непросто.
И на закуску - роскошно выполненные в гальванике металлически выхлопные патрубки: масштабная (ну - почти) толщина стенок трубы, натуральный "от природы" цвет жженого металла.
Да, в обычном варианте набора все эти детали (блоки цилиндров и патрубки) продублированны в пластике.
Ну вот, пожалуй и все, что я имею сказать об этом наборе. Дебют в "высшей лиге" для CSM получился сильным. Не комом блин, не комом. Есть ли в модели косяки? Да, есть - их знаю и я, и производители. Так получилось. Но вам не скажу - найдите сами если будет охота. По-любому, их меньше, чем в моделях Eduard (особенно - ранних), о которых большинство или не подозревает вообще, или не обращает внимания.
Еще раз отмечу, что эта модель - только для опытных моделистов! Однако и результат можно получить просто потрясающий. Второй момент - это довольно высокая цена, которая составляет 48 евро или 38 фунтов стерлингов, что по текущему курсу составляет примерно 3500 рублей. Но посмотрите - некоторые (не будем тыкать пальцем) украинские производители не стесняются ломить сравнимые цены за аналогичные по размерам модели, где нет ничего, кроме голого пластика и декалей. Кроме того, в базовом варианте эта модель обойдется в 30 евро (около 2,5К рублей), что по нонешним временам представляется вполне справедливой ценой, тем более, что это не очередной "Мессершмитт" и рассчитывать на сравнимые тиражи не приходиться.
В ближайших планах компании - первая в мире пластиковая модель "Бикадрона", то есть Caudron G.4 в разных вариантах: работа над моделью идет полным ходом почти в круглосуточном режиме. Следующим этапом освоения рынка пластиковых моделей станет A-W FK.8, выпуск которого был отложен "в связи со вновь открывшимися обстоятельствами" уже после тестовых отливок. В модели будут добавленны новые детали и исправленны некоторые упущения в геометрии. Дальше - как Бог попустит, "загад не бывает богат". Среди кандидатов в пластиковые модели AEG C.IV\AEG N.I и кое-что в 32-ом.
Для желающих подробнее ознакомиться с матчастью рекомендуются к изучению следующие издания:
Davis, M; Jarret, Ph and other. Sopwith Dolphin in RFC, RNAS, RAF and Polish Service, Cross & Cockade International, 2012
Franks, Norman. Dolphin and Snipe Aces of World War 1, Osprey Pub. Ltd., 2002
Davis, Mick. Sopwith Aircraft, The Crooword Pub. Ltd, 1999
Bruce, J M . Sopwith Dolphin. Windsock Datafile №54, Albatros Production, 1995
King, H F. Sopwith Aircraft 1912 - 1920, Putnam & Co.Ltd, 1981
Bruce, J M. The Sopwith Dolphin. Profile Publication №169, London, cca. 1970's