Собственно, прежде чем начать давать конкретику, нужно еще рассказать о предназначении боевых кораблей. Собственно, у кораблей есть четыре важнейших тактических характеристики
- скорость
- дальность
- вооруженность
- защищенность
Водоизмещение и цена - характеристики, скорее, экономические.
При заданной цене, как несложно понять, чем-то приходится жертвовать. При попытке пожертвовать всем, как положено, получаем сбалансированный никуда не годный корабль. Он не сможет уйти от того, с кем не справится, и не догонит того, кто слабее. Его скорость и дальность будут велики для сопровождения эскадры, но малы для разведки и рейдерства. Попытка вытащить один параметр за счет остальных - тоже большой ценности не дает. В основном, игра велась вокруг параметров крейсерских - скорости и дальности хода, против эскадренных - вооруженности и защищенности.
В принципе, вполне логичным и популярным стало мнение, что корабль должен иметь возможность более или менее долго держаться под огнем собственных орудий, то есть, вооруженность и защищенность нужно "прокачивать", примерно, до одного уровня. Как показала практика, так оно и есть. И "яичные скорлупки, вооруженные молотами", и слабо вооруженные толстокожие оказались кораблями "нишевыми", а от такой дорогой конструкции, как боевой корабль, в общем-то справедливо ожидать хоть какой-то универсальности.
В общем и целом, для Тихоокеанского ТВД автономность имела значительно большую важность, чем для Атлантического. Но это так, заметка между делом.
Поэтому, в каждой ценовой категории получилось несколько направлений.
Для большого (около 10 тыс. тонн) корабля - можно сделать вооруженный и защищенный корабль, это эскадренный броненосец. Можно - быстроходный и дальний, то есть, океанский крейсер. В первом случае главный калибр - до 305 мм, во втором - до 234 мм.
Типичным вооружением эскадренного корабля стали 2-4 (реже больше, совсем редко 1) орудие главного калибра, как правило, в двух башнях, способных к почти круговому обстрелу (во всяком случае, обе башни ведут огонь на каждый борт), десяток-полтора тоже больших, но вспомогательного калибра, орудий в батарее или отдельных спонсонах (еще реже - в башнях, дающих, однако, только бортовой обстрел), десяток и более мелких, но осмысленного калибра противоминных орудий открыто или в батарее, и некоторого количества мелочи неведомого науке назначения (их называли противоабордажными, да...), рассованной по самым неожиданным местам, типа боевых марсов. Для русских кораблей добавляются две 65-мм скорострелки Барановского, для высадки с десантом.
Типичное вооружение крейсера - десяток-два орудий, соответствующих вспомогательному калибру броненосца, либо два орудия побольше и десяток поменьше. Противоминные и противоабордажные в количестве "сколько поместится". Вместо башен, даже для главного калибра, могли использоваться щиты. Впрочем, "десятитысячные" крейсера для конца XIX века были, скорее, редкой и страшно дорогой экзотикой.
в 7-8 тысяч тонн помещался крейсер 1-го ранга, броненосный (то есть, для эскадренного боя или для борьбы с бронепалубниками) или бронепалубный (дальний разведчик/истребитель торговли). "Адмирал Нахимов", крейсер броненосный, 8500 тонн, нес 8x203 мм ГК в четырех башнях, что не совсем типично, кстати, две башни могли вести огонь только на один борт, 10x152, 12x47, 6x37, 4 пулемета две рогатки и две трубки для плевания горохом. Максимальная скорость - 17 узлов, при дальности 4200 миль.
"Варяг", также 1-го ранга, но бронепалубный (6500 тонн), нес 12x152, установленных открыто, 12x75, 8x47, 2x37, 2 пулемета две рогатки и две трубки для плевания горохом, при скорости (изначально) 24 узла, и дальности экономическим ходом 5000 миль.
(дальность хода в разных источниках указывается разная - зависит от загрузки углем и массы других факторов)
Крейсера 2-го ранга (до 5000 тонн) вооружались орудиями до 152 мм, крейсера третьего ранга - 1500-3000 тонн - до 120, среди них были и вовсе небронированные, и назначались они для посыльной и стационарной службы.
В 4-5 тысяч тонн еще впихивали броненосцы береговой обороны, иронически называемые "броненосцы, берегами обороняемые". Отличались они тем, что бронированы были посредственно, вооружены слабо, скоростью не блистали, дальностью особой не отличались. Любимы были за то, что стоили дешево. Правда, боевой устойчивости у них не наблюдалось - "а чего вы хотели за один доллар?". Но в мирное время у них были все шансы доплавать до пенсии...
Броневая палуба у кораблей, не имевших иной защиты (локальное бронирование не в счет), располагалась на уровне ватерлинии. Будучи карапасной, то есть выпуклой либо со скосами, она верхнюю точку имела выше ватерлинии, а нижнюю - ниже, и предназначалась для защиты машин и вообще подводной части от случайно прилетевшего фугаса. На серьезный бой бронепалубники не рассчитывались, собственно, по этой причине японцы и не строили больших "истребителей торговли", предпочитая крейсера 1-го ранга строить броненосными.
Кстати, одно из положений теории Мэхена гласит - исход крейсерских операций определится соотношением главных сил.
Теперь имеет смысл перейти к устройству бронирования у броненосных кораблей. В следующем посте. постараюсь - сегодня.