Итак, подергавшись в разные стороны, развитие кораблей пошло более или менее своим чередом. Казнозарядные нарезные пушки, стальная броня, паровая машина для больших, паровая турбина для тех, что поменьше. Торпеды пока толком своего слова не сказали (собственно, все успехи торпедных атак - ночью по неподвижным кораблям), да, собственно, о них (пока) все уже сказано.
Скажем же за броню и пушки.
Итак, что у нас с пушками?
Корабль, даже маленький, штука, по сухопутным меркам, большая. Самые тяжелые построенные в металле танки - не переползли за 100 тонн. По морским меркам - скорлупка, для рассмотрения коей микроскоп потребен. Номерной миноносец, то есть, такой, что на него имя пожалели выделять.
Соответственно, чтобы потопить корабль, нужно его сильно стукнуть. Поэтому, про орудия в распоряжении Ставки Верховного Главнокомандования, выделяемые для фронтовой операции, моряк скажет "У меня бабушка такими тараканов миноноски гоняет".
Следует помнить, что (в первом приближении) и масса снаряда, и дульная энергия его растут как третья степень калибра. Один снаряд 305 мм - это 8 по 152, или 64 по 76. То есть, одна башня броненосца (2 по 305) выбрасывает за один залп столько же металла, сколько все орудия бронепалубника (типа того же "Варяга"). А залп "Варяга" - это как залп орудий дивизиона миноносцев.
Разумеется, есть еще скорострельность и тонны в минуту. И тоже очень важны. Но, в целом, про могущество залпа более или менее достаточно.
Теперь два слова о живучести. Вывести корабль из строя можно "по хитам" - нанеся достаточные разрушения корпусу, особенно актуальные ниже ватерлинии, либо "критическими ударами".
В машины или котлы - корабль теряет ход, может потерять возможность использовать вспомогательные механизмы, не может ни уйти от боя, ни навязать бой.
Частный случай такого попадания (очень интересный) - в дымовую трубу. Почему частный и интересный - объясню потом.
В рулевой механизм (и в винты) - потеря хода и/или управляемости.
В орудие/башню - уменьшается огневая мощь, возможен пожар со взрывами.
В артиллерийский погреб. Как правило, противник кидает кучу сэйвингов vs. instant death тут же взлетает на воздух.
В боевую рубку. Корабль теряет капитана и заметную часть офицеров.
Теперь - о траекториях. Они бывают, как известно, навесные и настильные. Настильным огнем достаточно сложно поразить то, что ниже ватерлинии - то есть, артпогреба, машины, котлы. Но настильный точнее.
Навесной попадает в палубу, и очень опасен - взрыв получается, скорее всего, ниже ватерлинии, там, где у корабля проходят "нервы, кровеносные сосуды и жизненно важные органы". Ввиду ограничений на угол возвышения, навесной огонь реален только с довольно большой дистанции.
Скорость попадания снаряда (следовательно, бронебойность) при настильном огне с расстоянием падает, при навесном - растет.
Таким образом, бронирование корабля у нас естественным образом складывается из:
- бортовой, или вертикальной брони
- палубной, или горизонтальной брони
- локального бронирования особо важных объектов
Машины и котлы отдельно не бронируются - очень они велики. Боевая рубка бронируется очень часто, орудия - по возможности, элеваторы боевых погребов - тоже. К важным объектам для локального бронирования также часто относят основания дымовых труб - повреждение их резко снижает тягу в топках, со всеми вытекающими последствиями.
Бортовая броня. Разумеется, лучше всего забронировать борт сплошь, и так, чтобы все отскакивало. Но тогда это получится не корабль, а цельноброневая болванка.
Поэтому, броню делают разной толщины на разных участках, и стараются не выставлять заведомо невозможной боевой устойчивости.
Продолжение - схемы бронирования. Завтра.