о крейсерах и броненосцах

Dec 19, 2008 22:41

... нижеприведенный текст

1. Не претендует на новизну
2. Не претендует на абсолютную точность.

Собственно, разговор о "Варяге" во вториник на тренировке сполз на то, какие вообще были боевые корабли в 1905 году.

Так вот, в начала XIX века властелинами морей были, по нынешним меркам, смешных размеров деревянные скорлупки, вооруженные десятками гладкоствольных орудий с эффективной дальностью огня примерно как у пистолета Макарова. Толстые дубовые борта были достаточно неплохой защитой от ядер, а брандскугели, пустотелые ядра с дырками, наполненные чуть ли не каменным углем, обладали зажигательным действием, сравнимым с грамотным применением зажигалки Zippo.

Французы в годы наполеоновских войн от полной безысходности пытались калить ядра (да, да, раскаленное чугунное ядро было эффективнее зажигательного снаряда), но держать на деревянном корабле жаровню у каждой пушки... бррр... По боевой тревоге на камбузе-то плиту было положено заливать...

Прорывом в деле истребления ближнего своего на воде была идея Пексана, в 1822 году он предложил бомбическую пушку - то есть, пушку, стреляющую бомбой (то бишь, сферическим фугасным снарядом) не по навесной траектории, как мортира, а по настильной. Эффективность бомбы не зависела от расстояния, а 20-25 попаданий бомб отправляли на дно любой линкор своего времени.

Тот же Пексан предложил для защиты от бомб покрывать корабли броней. Но эту идею то ли не приняли всерьез и выбросили, то ли приняли слишком всерьез и засекретили.

Правда, англичане экспериментировали с бронированием, но 6.4 мм стальные листы при попадании ядер и бомб трескались, давая массу зазубренных осколков, и идея была сочтена неудачной.

Но ненадолго. В 1855 году, уже под занавес Крымской войны (Севастополь был очищен русской армией), три французские паровые броненосные батареи в несколько часов принудили к сдаче крепость Кинбурн. Несколько десятков прямых попаданий не причинили им ни малейшего вреда.

Успех оказался многообещающим, и Англия с Францией наперебой начали строить (французы раньше заложили "Глуар", англичане быстрее построили "Уорриор") т.н. панцирные броненосцы - деревянные паровые корабли, обшитые железной броней и вооруженные абсолютно бесполезными в борьбе с броненосцем пушками.

Один броненосец типа "Уорриор" без вреда для себя мог бы уничтожить эскадру старых линейных кораблей. Но при встрече с "Глуаром" они были бы бессильны.

Собственно, до Крупповских казнозарядных пушек броня целиком и полностью победила снаряд. "Монитор" и "Вирджиния" вели артиллерийский бой с дистанции в несколько метров (!!!). К концу боя, капитан "Монитора" получил ожоги то ли от разрыва бомбы на решетчатой крыше башни, то ли просто от близкого выстрела, а "Вирджиния" получила течи от нескольких посадок на мель.

Для улучшения бронебойности чугунные ядра заменили закаленными стальными, а калибры орудий возросли до невероятия, впрочем без особого роста бронебойности. Стрелять же из гладкоствола цилиндроконическими снарядами не получалось. На линкоры помещалось от двух до четырех таких пушек, и возник вопрос - как их размещать?

По углам центральной надстройки. Это решение лежало на поверхности, и оказалось самым неподходящим. При полном отсутствии скорострельности, огонь орудий еще и не мог быть сосредоточен в каком-либо направлении.

В барбетах, то есть броневых брустверах, по носу и/или корме. Это была неплохая идея, собственно, развитие барбетов привело к башням.

В башнях, сначала системы Эрикссона (на центральном штыре), потом кэптена Кольза (на погоне и шарах, именно так они и устроены до сих пор).

Впрочем, совершентвование систем установки орудий не делало их существенно эффективнее. В качестве средств борьбы с равным противником стали изобретаться разные разности. Минные катера, потом торпеды, и, вызванный из античной тактики, таран.

О, таран! Я спою про него отдельную песню. В другой раз. Кстати, торпеды на броненосцах и линкорах ставили долго-долго, но, сколь я помню, единственное осмысленное применение на кораблях такого типа было "Ну, теперь стреляем торпедой и можно спускать флаг".

Так вот, между гладкостволом и Крупповским затвором был период половых извращений, называемых "дульнозарядная нарезная пушка". О ней тоже нужно будет спеть отдельно, буде народ заинтересуется.

А потом герр Крупп придумал наконец нормальный затвор для пушки. И опа, и началось.

Во-первых, наконец получилось стрелять чаще, чем один выстрел в пять минут на учениях в присутствии высочайших особ (коэффициент ускорения всего 3.1415).

Во-вторых, цилиндроконический снаряд дал осмысленную бронебойность. Да, и обзавелся приемлимым заброневым действием.

С этого момента и пошли расти разные схемы бронирования. Завтра о них.








P.S. Если никто не отметит, что текст ему/ей интересен, продолжения не будет.

P.P.S. Дальше - про схемы бронирования и прочее, или осветить боковики с таранами и нарезными дульнозарядностями?

статья, военное дело, 20 век, корабли

Previous post Next post
Up