Наши буржуи самые жадные и ленивые. Продолжение. 2

Jun 18, 2012 13:12

Дорогие френды! В прошлом посте я вопрошала, почему так изменилось соотношение цен между отдельными видами продуктов питания. Почему хлеб, крупы, молоко и молочные изделия подорожали в разы больше, чем другие продукты. Я готова была обвинить в этом предпринимателей. Теперь я разобралась и поняла, что в этом случае, только в этом, была к ним несправедлива. Дело в том, что в советское время так называемые основные продукты питания дотировались государством, а вот сколь велика была дотация мы можем увидеть теперь.


Как-то случилось, что соседом моего мужа по больничной палате был человек, который работал в Госкомцен. Он рассказывал, как устанавливаются цены. Если нам сложно разобраться в экономике сегодняшней России, то социалистическая экономика - это полная загадка. Закон стоимости в ней не работает, цены и себестоимость никак не коррелируют, каким же образом можно было сводить концы с концами? Но я о ценах на продукты питания. Цены на «основные продукты питания» устанавливались такие, чтобы женщина, получающая минимальную зарплату (минимальная зарплата была 70 рублей с нее и налога не брали), имеющая двух детей и мужа-пьяницу, или одинокая мать, могла бы прокормить семью. К основным продуктам питания относились: хлеб, крупы, сахар, молоко, творог, кефир и другие молочные продукты. В качестве источника белка для бедных была определена рыба. Поэтому треска стоила 56 копеек, горячего копчения - 63 к., камбала 45 к., а была еще рыба плоская, как камбала, очень вкусная, кажется она называлась морской ерш и стоила 36 к.. Все эти основные продукты питания продавались много ниже себестоимости. Так что те, кто теперь производят хлеб и молоко, ничуть не хуже других производителей продуктов питания. Просто теперь мы узнали сколько в действительности стоят рыба, молоко и хлеб, также как узнали, сколько стоит газета, журнал, книга, посещение музея, кинотеатра и театра.
Из-под своей огульной, заушательской, как говорили в советское время, критики я хочу вывести тех, кто производит куриные яйца. Я жива и здорова благодаря им. Низкий им земной поклон. В начале 90-хх я не могла позволить себе купить картошку и кефир, два года я не пробовала колбасы и сыра, по сыру особенно скучала. Я питалась крупами, которые, как все граждане, запасла в ожидании реформ, и бесплатным гуманитарным сухим молоком, которым нас завалили страны, желающие нам помочь. Мне гуманитарной помощи доставалось несколько больше, чем многим. Я - член Российской ассоциации жертв незаконных политических репрессий, а к этим жертвам в западных странах относились особенно трепетно. Но и в самое тяжелое время я могла покупать яйца. Они всегда были, и цена их была доступна даже пенсионерам. Яйца спасли меня от белкового голодания.
Ну, с конкретными продуктами питания мы кончили. Теперь в связи с борьбой против вступления России в ВТО хочу поговорить о другом.
Читатель пишет в комментарии, что на начальном этапе развития промышленности протекционистская политика необходима, и приводит в пример Америку и Японию. Но, во-первых, мы говорили до сих пор не о промышленности вообще, а о производстве продуктов питания. Во-вторых, у нас не ранний период развития промышленности. Наши предприниматели используют материальную базу социалистической экономики, доставшуюся им задаром. Когда в один ряд ставят такие слова, как Америка, Япония и Россия, это выглядит комично. Американский народ, также как японцы, не страдал от протекционистской политики, она не отразилась губительно на ранке продуктов питнаия. Промышленность в этих странах быстро поднялась, а как отражается протекционистская политика на нашей промышленности, видно на примере ВАЗа. Конечно, нужно поддерживать своего производителя, который работает, конечно, страна должна развиваться, но я что-то не вижу, чтобы поддержка, которую государство оказывает производителю, была бы полезна. Сейчас Россия не член ВТО, но картошку мы импортируем из Израиля, повторяю картошку (!) из Израиля (?!). Израиль крошечная страна и почти вся она - каменистая пустыня. Как несчастные израильтяне ухитряются из камня иссекать какую-то жизнь, что-то зеленое - это их секрет. Я была на экскурсии в Израиле, нас возили в маленький городок на самой границе с Сирией, там кстати производят изделия из серебра. Сестра моего мужа попросила меня купить ей в Израиле серебряные серьги. Но ни в Иерусалиме, ни в Тель-Авиве я это сделать не смогла, а в этом городке купила. Но я не о серебре, я о прелестном городке, где белые, как сахар, дома утопают в пышной темной зелени, а по ту сторону границы, сколько видит глаз, бурая пустыня, ни одной зеленой искорки. Я поняла людей, которые не щадя жизни защищают свой город-сад от наступления неумолимой пустыни. Я хочу сказать, что у нас огромные просторы, и уж что-что, а картошка у нас растет. Отчего же мы ее импортируем? Вы скажете, что перекупщики не пускают тех, кто выращивает картошку, на рынок. Вот и я о том же. О тех, кто не пускает.
Один из читателей, прекраснодушный оптимист, приятно встретить такого человека, написал комментарий, из которого видно, что он верит в светлое будущее, которое наступит в ближайшее время, в частности благодаря тому, что в результате развития капитализма конкуренция сменится сотрудничеством и т.д. Но, если не будет конкуренции, это уже не совсем капитализм. В этом есть опасность. У нас уже кое-где конкуренция сменилась сотрудничеством. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся закупкой сельскохозяйственных продуктов у тех, кто эти продукты производит, не конкурируют между собой, они сговорились и держат монопольно-низкие закупочные цены. Фермеры едва-едва сводят концы с концами. Тяжелым трудом кое-как живут и содержат свои фермы. Развивать хозяйства им не на что. Сговорившиеся закупщики держат их за горло. Но и нас не очень балуют. При монопольно низких закупочных ценах продажные цены в результате такого же сговора у нас монопольно высокие. Антимонопольные службы знают об этом и пытаются с этим бороться, но их возможности очень ограничены. И вот, я думаю, что когда мы вступим в ВТО, и к нам хлынут дешевые продукты, то вздувать цены на свои продукты станет невозможно, и перекупщики, сейчас вольно жирующие между производителем и нами в несколько эшелонов заградотрядов, должны будут искать себе другую работу. Я спросила у чиновника из Федеральной антимонопольной службы, возможно ли это, он сказал, что очень даже может быть.
И, хоть это не моя тема, я все больше о том, что самых бедных касается, о хлебе насущном, но поговорим все-таки о протекционизме в автомобильной промышленности. Я о ВАЗе. Сколько денег туда убухали и подумать страшно, астрономические цифры. В кризис в 2008 году Путин волевым решением отвалил ВАЗу 75 миллиардов, и каков результат? В странах, у которых нет таких амбиций как у России, граждане уже давно пересели на иномарки, я имею в виду Прибалтику. На подержанные иномарки, пошлины там нулевые. А на машинах, с пробегом по 3-5 лет по европейским дорогам можно еще ездить и ездить. И безопасно и экологично. А о продовольственной безопасности и о тех, кто ее обеспечивает поговорим в следующий раз.

демократия, размышления

Previous post Next post
Up