Жизнь у нас самая дорогая в Европе, а качество жизни - самое низкое в Европе. С продолжительностью жизни и со здоровьем нации тоже дело обстоит весьма печально. Хорошо бы приблизить эти показатели к европейским, но как это сделать? И кто виноват? Я считаю, что виноваты наши буржуи, которые идут своим путем, возможным только в сегодняшней России.
Маркс говорил о главном противоречии капиталистической системы - противоречии между трудом и капиталом, которое и разрушит капитализм, но ему и в голову не приходило и во сне не снилось, что при капитализме возможно противоречие между производителем и потребителем. На капиталистическом рынке потребитель, покупатель - главная фигура. Спрос рождает предложение, побуждает к строительству новых предприятий и даже к созданию новых отраслей, а отсутствие спроса может разорить предприятие и уничтожить целую отрасль. Капиталист стремится удовлетворить спрос во что бы то ни стало, не смотря ни на какие привходящие обстоятельства. У великого чешского писателя Карела Чапека в его знаменитом романе «Война с саламандрами» предприниматели продают землеройные машины саламандрам. Саламандры - разумные существа, обитающие в воде. Землеройные машины нужны им для того, чтобы срывать сушу и увеличивать площадь водной поверхности, им не хватает жизненного пространства, поскольку они быстро размножаются. Эта деятельность саламандр угрожает существованию человека, но, тем не менее, трудностей с приобретением машин они не испытывают. Ленин, чтобы охарактеризовать особенности капиталистического рынка, говорил, что если бы мы решили повесить всех капиталистов и для этого захотели бы купить веревку у капиталистов других стран, они бы нам ее не только продали, но продали бы в кредит, со скидкой и самого лучшего качества. Таковы законы капиталистического рынка. Конечно, то что написал Чапек и сказал Ленин - гипербола. Но она характеризует отношения партнеров на капиталистическом рынке. У нас всё иначе.
Несколько лет назад я говорила моей дочери, что хотела бы дожить до вступления России в ВТО, а она мне ответила: «А что если мы никогда не вступим, ты готова жить вечно?» Но мы решили вступить. И говорили, что уже с июля этого года, то есть буквально через несколько недель мы почувствуем это. Но не тут-то было! Мы будем вступать настолько постепенно, и наше вступление обременено столькими оговорками, что влияние вступления в ВТО на отечественный рынок той продукции, которая нас с вами интересует, вы заметите не скоро, а я уж до этого не доживу. Договор о вступлении начнёт действовать только в 2018 году. Наше государство продолжает защищать нашего производителя и, похоже, будет защищать его до последней капли крови, конечно, не своей и не производителя, а нашей. Отечественный производитель у чиновника в руках, он чиновнику «отстегивает», а вступление в ВТО нарушит эту идиллию. А на отечественного потребителя, то есть на весь народ, чиновникам наплевать. Чем больше производитель нас грабит, чем большей дрянью заставляет питаться, тем чиновнику выгоднее, сумма взятки увеличится.
Для продуктов питания отечественного производства характерны высокая себестоимость, самая высокая в Европе цена и низкое качество. Восемнадцать лет наши предприниматели грудью защищают себя от зарубежной конкуренции всеми правдами и неправдами, взятками и запугиванием борются против вступления нашей страны в ВТО и им много удалось добиться. За эти 18 лет они ничего не сделали для модернизации производства, снижения себестоимости и повышения качества своей продукции. И зачем? Ведь внешней конкуренции нет, да и внутренней тоже. Ведь на самом деле у нас нет свободного рынка. Рынок регулируется бандитами и чиновниками. У кого «крыша» круче и кто дал большую взятку чиновникам, а их много, тот и оказывается в положении почти монополиста. Расходы на «крышу» и на взятки составляют значительную часть себестоимости продукта, влияют на цену товара и, следовательно, оплачиваем их мы с вами. Это на нас бремя.
Если зарубежный производитель получает прибыль 10%, он считает такую прибыль хорошей, прибыль в 7% - вполне достаточной, но при неблагоприятных условиях работает и за 2% и за 1%. Наш предприниматель хочет получать рубль на рубль, а желательно 10 рублей на рубль. За какие-нибудь 7% он и пальцем не шевельнет. В одном нашем фильме буржуй говорит бандиту, который его крышует: «Ты думаешь, я много зарабатываю? Какие-нибудь 50%». А бандит отвечает: « За кого ты меня держишь? Ты думаешь, я в магазины не хожу, цены не знаю?» А буржуй ему: «Ну, хорошо 200% зарабатываю, сколько же ты хочешь получить?» Впрочем, наш капиталист и за 20% пальцем не шевельнет. Зачем ему думать и работать? От такой необходимости его избавляют те же чиновники и бандиты.
А банковские кредиты? За них платят 14% (которые, как правило, оборачиваются 20%) до 48%. Я всегда думала, что деньги под такой процент может взять только промотавшийся игрок. Ему нужно либо отыграться, либо смерть. Он не думает, как будет отдавать. Если отыграется, то это просто, а если нет, то пулю в лоб. Но у нас деньги под такой процент берут не игроки, а трезвые разумные люди, потому что выбора у них нет. Лучшая подруга моей племянницы, Галя, тоже биолог, с которой она училась и потом работала в заповеднике, теперь живет в Канаде. Им пришлось взять в банке кредит то ли на строительство, то ли на покупку дома. Кредит они взяли на большой срок под 1,5%. Некоторое время они выплачивали этот кредит, а потом подали заявление в банк с просьбой уменьшить для них ставку кредита, так как за это время банк мог убедиться, что они надежные плательщики. Это заявление рассматривалось на правлении банка, там решили их просьбу удовлетворить и теперь они выплачивают не 1,5%, а 1,35%. Галя очень довольна.
Поговорим о качестве продуктов отечественного производства. Как нам сказал производитель Лисовский С.Ф. в передаче «Народ хочет знать», 90% продуктов мясо переработки (колбасы, ветчины, все копчёности, мясные консервы и пр.) на наших прилавках - отечественного производства. Он говорил об этом с гордостью. Но эксперты нам объясняют, что в колбасах нет мяса, что в пельменях нет мяса, что в мясных консервах, готовых котлетах и даже в фарше в пачках - мяса почти нет. И даже, если вы покупаете кусок мяса, который на ваших глазах продавец отрубил от туши, вы не можете быть уверены, что купили качественный продукт. Тушу, нашприцовывают чем-то, чтобы она была тяжелее. В мясных продуктах много сои. Говорят, это не страшно, соя полезна, вот только она дает «гороховый эффект». Это нам безразлично, мы и так живем в зловонии. Но обидно, что самый дешевый сельскохозяйственный продукт - сою мы покупаем по цене самого дорого продукта - говядины.
Нам советуют при покупке кур следить, чтобы на тушке не было следов от шприца, но они есть, как у кур заправских наркоманов. На прилавках мы видим только бройлеров, или старых кур-несушек, которые перестали нестись. Бульона из них не сваришь. Настоящий куриный бульон золотистого цвета, который божественно пахнет теперь недоступная роскошь. И с бройлерами этими не все ясно. Каким образом за такой короткий срок цыплят раздувают до веса 1,5 кг и больше. Ведь это вес взрослой курицы. Какие ростовые вещества добавляют им в корм, и как эти ростовые вещества влияют на тех, кто употребляет мясо бройлеров в пищу? И почему на бройлерах нет жира, цеплят содержат в клетках без движения и ни жиринки? Покупатель, конечно, рад, что мясо постное, но мне кажется, что это плохой признак. Говорят «за морем телушка-полушка да дорог перевоз». Несмотря на дороговизну перевоза через океан, «ножки Буша» стоили чуть не вдвое дешевле наших, когда мы их импортировали, и нашему производителю пришлось сбросить цену, но как только он избавился от этой конкуренции - она опять подскочила. Считали, что американские окорочка хуже наших, потому что они жирные, но вкусное мясо бывает только у упитанного животного. Моя бабушка покупала на рынке живых кур и цыплят, откармливала их почти месяц, за две недели то того, как цыпленок попадал на стол в корм ему добавляли грецкие орехи в значительном количестве. Мясо было очень вкусное, а жир, от которого пахло орехами, бабушка тоже для чего-то использовала. Французы почему-то не боятся фуа-гра. Моя бабушка тоже откармливала гусей грецкими орехами, и чтобы у них была большая и жирная печенка, этих несчастных животных для обездвиживания помещали в мешки, которые подвешивали. Американские окорочка были дешевые, и жир без особого убытка можно было выбросить, отдать животным, нарезать для птиц, насыпать на карниз и смотреть, как птицы клюют. Мясо же было прекрасное и какое-то рассыпчатое. Я со свойственным советскому человеку недоверием думала, уж не добавляют ли американцы в корм к бройлерам уксус.
В советское время мясо по степени упитанности делилось на 3 категории: от категории зависела цена, и все знали, что нужно покупать мясо первой категории упитанности, потому что оно вкусное. Еще из него вкусный суп, вкусное жаркое, гуляш, бефстроганов, бифштекс и рубленные котлеты. Но сегодняшний покупатель этого не знает, как будто он сроду мяса не ел, с Марса свалился, впрочем, на Марсе жизни нет, как будто он свалился с Альфы Центавра или с Тау Кита. Моя дочь подарила мне на Новый год большой кусок говяжьей грудинки, около двух кг, купленной у фермера втридорога. На грудинке не было ни грамма жира. Я думаю, эту бедную корову, которая перестала доиться, зарезали за несколько часов до естественной смерти от дистрофии. Я сварила из этой грудинки суп. Суп был более или менее, а мясо было такое жесткое, что я его два раза пропустила через мясорубку и сделала с ним картофельную запеканку, то, что американцы называют «пастушеский пирог». Если кто не помнит, то напомню, что грудинка - жирное мясо и там есть кость, но она считается мясом первого сорта. Жир на грудинке особенный, он не стынет во рту, как весь говяжий жир, а тает, как масло. Мясо грудинки мягкое, как вырезка. Нормальные люди из грудинки варят суп, а евреи делают жаркое. Я в старые времена, теперь мне говядина не по карману, готовила из грудинки жаркое и подавала гостям под названием «жаркое по-еврейски». Гости хвалили. Теперь такое жаркое приготовить не из чего.
Продолжение следует.