Продолжим разговор о Сталине

Aug 22, 2024 12:50


Хотя продолжать его неохота. Сталин был носителем зла, я бы даже сказала, воплощением зла. Он сам был злом. Поэтому писать о нём трудно, неприятно и противно. Но нужно. Со злом нужно разобраться, чтобы не попасть под его влияние. Жажда убийства у Сталина была неутолима. А выбор жертв можно понять. Сталин не выносил тех, кто выделялся из среднего уровня. Поэтому он уничтожил Николая Ивановича Вавилова, мы с вами об этом говорили, Всеволода Эмильевича Мейерхольда. К нашему разведчику Рихарду Зорге в Японию он подослал убийцу. Вот совершенно непонятно, почему Сталин захотел убить Рихарда Зорге, который в Японии был очень нужен и полезен. Желание его убить можно объяснить только выдающимися достоинствами Рихарда Зорге и тем, что больше всего Сталин ненавидел доблесть. В качестве убийцы он подослал к Зорге его друга, и тот сказал, с каким поручением его прислали. Убивать Рихарда Зорге он не стал, но положение было очень сложным, потому что в Советском Союзе осталась жена друга Зорге. Она оказалась в положении заложницы, впрочем, может быть, так и было задумано. Но Зорге нашёл выход из положения, у него были связи с коммунистами в Китае, и он эти связи использовал. По его просьбе китайские товарищи объяснили Сталину, что Зорге в Японии им очень нужен, и что нужно, чтобы в Японию приехала жена друга Зорге, и она приехала. Так Зорге уцелел. Сталин к этому отнёсся спокойно. Уцелел - и пусть живёт пока, никуда он от нас не денется.

С 26 января по 10 февраля 1934 года в Москве проходил XVII съезд ВКП(б). Официальная пропаганда назвала его «Съезд победителей». На этом съезде было объявлено, что социализм в нашей стране уже построен, и поэтому делегаты съезда - победители. На этом съезде проходили перевыборы руководящих органов партии, включая генерального секретаря. На выборах генсека Сталин не получил большинства голосов, большинство голосов получил Сергей Миронович Киров. Но Сталин якобы сказал: «Не важно, как они проголосуют, важно, как мы подсчитаем голоса». И подсчитали голоса так, что генеральным секретарём оказался Сталин. В 1960-е годы в печати появились сообщения о возможной фальсификации итогов голосования на этих выборах. Основным источником этой версии были выступления В. М. Верховых, который был членом счётной комиссии съезда. В архиве сохранилась докладная записка В. М. Верховых в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС от 23 ноября 1960 г., в которой он писал: «Будучи делегатом XVII партсъезда.., я был избран в счетную комиссию. Всего было избрано 65 или 75 человек, точно не помню. Тоже не помню, сколько было урн - 13 или 15… В голосовании должно было участвовать 1225 или 1227. Проголосовало же 1222. В итоге голосования наибольшее количество голосов „против“ имели Сталин, Молотов, Каганович, каждый имел более 100 голосов „против“, точно теперь не помню…, но, кажется, Сталин 125 или 123». В этой же записке В. М. Верховых сообщал, что «в процессе работы съезда в ряде делегаций были разговоры о Генеральном секретаре ЦК. В беседе с Косиором последний мне сказал: некоторые из нас говорили с Кировым, чтобы он дал согласие быть Генеральным секретарем. Киров отказался, сказав: надо подождать, все уладится».

Однако показания двух других членов счётной комиссии XVII съезда, доживших до начала 60-х годов, - Н. В. Андреасяна и С. О. Викснина - не совпадают и между собой, и с показанием В. М. Верховых. Н. В. Андреасян в своем объяснении от 12 ноября 1960 г. писал: «Помню наше возмущение по поводу того, что в списках для тайного голосования были случаи, когда фамилия Сталина оказалась вычеркнутой. Сколько было таких случаев, не помню, но, кажется, не больше трех фактов». С. О. Викснин сообщал 14 января 1961 г.: «Сколько против Сталина было подано голосов - не помню, но отчетливо припоминаю, что он получил меньше всех голосов „за“».

Голосование было тайным, и Сталин не знал, кто именно проголосовал против него. Поэтому большинство делегатов XVII съезда Сталин репрессировал, и этот «Съезд победителей» стали называть «Съездом расстрелянных». Съезд проходил с 26 января по 10 февраля 1934 года, а 1 декабря 1934 года Киров был убит. Его убил некто Николаев, и вроде бы из ревности. Но все прекрасно понимали, кто заказчик этого убийства. Была частушка «Ах, огурчики-помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике». Я очень хорошо помню, как мы узнали об убийстве Кирова. Мы с папой тогда жили в селе Дергачи недалеко от Харькова, папа там был начальником политотдела. К нам в гости приехала мама. Я уже писала, что она окончила военную химическую академию, её направили на работу на завод в городе Дзержинске недалеко от Нижнего Новгорода, и в декабре мама приехала к нам в отпуск. И папа, и мы с маленьким Феликсом были очень рады её приезду, это был праздник. Мы сидели за столом и обедали. Наша домработница Мотя положила на стол каравай хлеба. Продуктовые карточки недавно отменили, и Мотя купила целый каравай. Такие караваи пекут только на Украине. Он был живой, он дышал, а пахло от него так, что голова кружилась. Мама взяла в руки нож, чтобы разрезать хлеб, но вместе с хлебом Мотя положила на стол свежую газету, и на первой полосе было сообщение об убийстве Кирова. Мама вслух прочла это сообщение, и мои родители долго молча смотрели друг другу в глаза. Я поняла, что произошло что-то ужасное, что имеет отношение к нам лично. И, действительно, убийство Кирова стало первым событием в череде совершённых Сталиным политических убийств, оно открыло страшный счёт.

Previous post Next post
Up