Вернёмся к разговору об экранизациях произведений Толстого

Sep 03, 2023 13:50


В прошлом посте мы говорили об экранизациях произведений Льва Толстого. Я прервала разговор об экранизациях его произведений, чтобы ответить на комментарии. Думала, что прервала на несколько дней, а получилось больше, чем на полмесяца. Теперь я хочу к этому разговору вернуться, хотя боюсь, что начало его вы уже забыли.

Ещё несколько слов в связи с комментариями. Меня поразила прямо-таки ненависть некоторых наших читателей ко Льву Толстому. Ну, не нравится тебе роман «Война и мир» - не читай. Откуда же такое воинствующее неприятие. Есть такой феномен, как ненависть бездарности к гению. Но я не хочу так думать о наших читателях. Может быть, здесь другое. Гений - это чудо. А обывателю чудо трудно принять.


Многосерийная «Анна Каренина» Сергея Соловьёва мне не понравилась. Татьяна Друбич там не молодая, и выглядит так, что стареющая дамочка влюбилась в молодого офицера. Но для создателей этого фильма важнее всего был образ Каренина. И Каренин там безупречно положительный герой. Создатели фильма как будто не знают, что Анна про него говорила, что он машина, и злая машина. Я помню телевизионную передачу про этот фильм, и участники съёмочной группы в этой передаче говорили, что Каренин был их солнцем, вокруг которого всё вращалось. Мне кажется, это не совпадает с замыслом Толстого. Вронского в этом фильме сыграл Ярослав Бойко. Соловьёв считал, что это очень хороший выбор, восхищался им, говорил, что в нём есть порода, что это настоящий аристократ. Я с этим не могу согласиться. Ярослав Бойко - красавец, других достоинств у него нет. Никакой он не аристократ, а дубина стоеросовая. Он хорошо сыграл только в одном фильме, но там он играл самого себя, тупого солдафона.

«Войну и мир» экранизировал американский режиссёр Кинг Видор в 1956 году. Пьера в его фильме сыграл Генри Фонда. А Наташу Ростову сыграла Одри Хепберн. Фильм мне понравился. Конечно, в фильме, который продолжался 208 минут, трудно передать содержание такого большого романа. Но всё же главное - дух произведения - Кинг Видор передал. Генри Фонда внешне совсем не похож на Пьера, он высокий и худой. Но я поверила, что это Пьер. Ну, а про Одри Хепберн и говорить нечего - она настоящая Наташа Ростова.

В нашей стране роман «Война и мир» экранизировал Сергей Бондарчук. Он очень ответственно отнёсся к этой задаче, и его поддержали все организации, которые ведают кинематографом. Бондарчуку ни в чём не было отказа - ни в деньгах, ни в чём остальном, что необходимо для кинопроцесса. Его фильм стал национальным проектом. Для батальных сцен Бондарчук мог использовать любое количество настоящей конницы, артиллерии и пр., армия ему ни в чём не отказывала. Все с радостью ему помогали. И работа получилась добротная. Фильм был двухсерийный. Пьера Безухова сыграл сам режиссёр, Андрея Болконского - Вячеслав Тихонов, Наташу Ростову - Людмила Савельева, Элен Курагину - Ирина Скобцева, Анатоля Курагина - Василий Лановой, Николая Ростова - Олег Табаков. Мне там все понравились. Для каждого из актёров роль в фильме Сергея Бондарчука стала удачей. А Фёдор Бондарчук рассказал, что он пересматривал фильм через много лет после его создания. Вошёл отец, застал его за этим занятием и спросил: «Неужели тебе это интересно?». Похоже, что сам он охладел к своему детищу.

Англичане сняли фильм по роману «Война и мир» в 2016 году, и его показали по нашему телевидению. Решусь сказать, что фильм мне понравился очень. Толстой в этом фильме немного англичанин, но ему это идёт. Пьера Безухова в этом фильме сыграл Пол Дано, и это лучший Пьер из всех, кого я видела. Я была поражена, как этот англичанин глубоко проник в замысел Толстого. Он перевоплотился в русского Пьера, и отчасти в самого Толстого. Я, только увидев фамилию Пола Дано, поняла, в какой степени Пьер - это сам Толстой.

А ещё я видела итальянский фильм «Отец Сергий», случайно включила и увидела небольшой фрагмент. Нажала пальцем кнопку, и начался фильм. В первую же минуту я поняла, что это Толстой, а через две минуты - что это «Отец Сергий», хотя происходящее на экране ещё не было сюжетом этого произведения Толстого. Духом Толстого был пронизан каждый кадр. Я даже почувствовала благодарность к итальянцам за их понимание и за их такую любовь к нашему гению.

Можно поговорить ещё о фильме «Отец Сергий». Его снял режиссёр Игорь Таланкин. А главные роли сыграли актёры Сергей Бондарчук, Валентина Титова, Владислав Стржельчик, Николай Гриценко, Иван Лапиков, Георгий Бурков, Людмила Максакова. Я помню, что фильм мне очень понравился. Я говорила, что «Отец Сергий» для меня особое произведение, судьбоносное. Я живу по «Отцу Сергию». И понятно, что к фильму по этому произведению у меня были особые требования. Обычно, когда смотришь экранизацию известного произведения, то сравниваешь своё представление, своё понимание этого произведения с пониманием создателей фильма. А здесь я фильм приняла сразу. Я смотрела и думала: «Так вот, оказывается, как это было». И у меня было ощущение, что я вижу что-то совершенно новое, будто произведение Толстого я вообще не читала.

Я ещё не сказала об экранизации романа Толстого «Воскресение». А с этой экранизацией у меня связаны личные воспоминания. Часть фильма снимали в нашем дворе в Зарядье, Кривой переулок, дом 4. В нашем дворе три жилых корпуса были расположены буквой «П». Так вот, одну из ножек этой буквы «П», как раз корпус, в котором жили мы, внезапно отремонтировали. Жильцы двух других корпусов стали возмущаться, почему отремонтировали только этот корпус. Им объяснили, что ремонт делал не ЖЭК, а «Мосфильм». В фильме «Воскресение» наш корпус изображает острог. Матвеев, который играет Нехлюдова, в коляске выезжает из-под арки. Это он выезжает из нашего двора. Конечно, все жильцы нашего дома с интересом наблюдали за съёмками. А киношники очень заинтересовались нашими жильцами. Зарядье - это самый центр Москвы, самая старая её часть. В нашем доме жили люди с деда, с прадеда. Были колоритные личности, и киношники хотели снимать всех. На третьем этаже жил Санёк Трубачёв, нестарый человек, но горький пьяница, и лицо у него было всегда опухшее. Киношники кричали ему: «Молодой человек, спуститесь к нам, мы вас снимем для кино. А если разрешите, мы к вам поднимемся». Но Санёк сниматься не захотел. Нужно сказать, что мой муж заходил к нему каждый вечер, чтобы убедиться, что он погасил газ и сигарету, боялся, что Санёк устроит нам пожар. В корпусе, который был напротив нашего, на низком первом этаже жила Инна. Однажды, войдя во двор, она увидела, что киношники через окно снимают её жилище. Ей это не понравилось, она сказала: «Поищите, пожалуйста, другой ландшафт». Об Инне я, наверное, в нашем блоге уже рассказывала несколько лет назад.

А ещё я была знакома с режиссёром этого фильма Михаилом Швейцером. Я училась в университете и дружила с его сестрой Викой. Когда Швейцеры получили новую квартиру, они в неё долго не въезжали. Въехала одна Вика, и пока она жила там одна, я жила у неё. Я ведь в студенческие годы в Москве была бомжом, я об этом рассказывала. Что же касается фильма «Воскресение», то я считаю его лучшим фильмом Михаила Швейцера. Нехлюдова там сыграл, как мы уже сказали, Евгений Матвеев, а Катюшу Маслову - Тамара Сёмина, и эта роль ей удалась. В творчестве Швейцера я не всё принимаю. Мне не нравятся «Маленькие трагедии» Пушкина. Я не принимаю Моцарта Золотухина и Высоцкого - Дона Гуана в «Каменном госте».

Previous post Next post
Up