Дорогие френды, милые мои, спасибо вам за комменты, они очень нужны. Были очень интересные, были очень хорошо, даже изысканно хорошо написанные, были умные, были метко попавшие в самую точку, были полные такого искреннего сочувствия и таких хороших чувств, что мне казалось, я не достойна этого. Был такой, что вовек не забудешь - я говорю о том, который написала кормящая мать.
И все-таки вы меня удивили тем, что вы меня почему-то не поняли, не поверили. Все жалели обиженную беззащитную «бабушку», утешали, уговаривали не обижаться и т.д. и т.п.
Да не обиделась я! Не обиделась. Я ведь с этого и начала, что я не обижена и не задета. У меня слишком мало времени осталось, чтобы тратить его на обиды. Да и за что обижаться? Что человек сменил симпатию ко мне на антипатию, разочаровался? Только сумасшедший может требовать, чтобы все к нему относились с симпатией. И жалеть меня не нужно. Я не беззащитная. Я сильный человек и хорошо умею держать удар. «Интеллигентская штучка» - это название придумал А.Красовский, а я согласилась, потому что очень доверяла ему. Это от него я узнала о возможностях ЖЖ. Это он мне объяснил, что не надо печататься в толстом литературном журнале «Дружба народов» (а я собиралась это сделать). Он когда-то был популярен, а теперь его никто не читает. Теперь надо использовать Интернет. Но название «Интеллигентская штучка» ко мне настоящей не имеет отношения. Я скорее солдат, «забытый часовой в войне свободы» из стихотворения Г.Гейне. Мое любимое изречение - слова Дон Кихота: «В мире столько зла, что только и отдыхаешь, когда сражаешься». Я так и живу в состоянии сражения. Победы редки, но они есть, поражения часты, но, как сказал тот же Дон Кихот: «Не мое дело считать, мое дело сражаться». Я на 85-м году еще стою на ногах и у меня еще хватает сил любить вас, а это не всегда просто, и жалеть (надеюсь, что вы не считаете, что «жалость унижает человека»). И для Красовского я не делаю исключения. Его есть за что пожалеть: красавец, умница, но в нем чувствуется какая-то глубокая неудовлетворённость, комплексы опять же, и он какой-то не ищущий, а мечущийся.
А с письмом А.Красовскому получилось так: я узнала, что он пишет обо мне не лестно, но не обратила внимания, отмахнулась. Я его ЖЖ не читаю и вообще с экрана не читаю, берегу остатки зрения. Я книги часто читаю с лупой. А когда ребята распечатывают мне с Интернета, то большими буквами. Но потом я подумала: нельзя отмахиваться от того, что говорит Красовский. В области ЖЖ он высокий профессионал. А может быть там серьезная критика, которая будет мне полезна, или на которую мне необходимо возразить. Я попросила ребят распечатать мне кусок из ЖЖ Красовского, где про меня. Про меня было совсем неинтересно. Но в тексте и в подтексте я почувствовала человека с противоположным моему отношением к жизни, взглядом на жизнь, с противоположной шкалой ценностей. А так как я человек, страстно убежденный в важности моих ценностей, то, как всякий глубоко убежденный идейный человек, я использую любую возможность излагать свои идеи и привлекать людей на сторону этих идей. А Красовский дал мне повод поговорить о самом для меня важном. И я этим поводом воспользовалась. По комментам я вижу, что это прочли и в этом большинство со мной согласно.
Хочу еще сказать, про Зельдина я писала дрожащей рукой, думала меня за это в клочки разорвут. Но все-таки сочла нужным написать. Написала. И что? Воистину sic transit Gloria mundi.
На один коммент я хочу ответить отдельно. Он содержит вопрос, который для меня как гамлетовское «быть или не быть», только в прошедшем времени: была или не была.
deyaneris 2009-09-07 07:32 pm (UTC) Прекрасно пишете, Энгелина Борисовна. Высоко мыслите. Почему не написали книгу раньше? Почему до "вывода в инет-свет" не возделывали свое поле? Вы талантливы - что вы делали с этим талантом? Расскажите. Это гораздо интереснее, чем повод для вашего поста.
С «этим талантом» и всем остальным я любила своего мужа. Все ухнула туда и еще мало было. Мне все время казалось, что я не все отдаю, что-то для себя оставляю. Беру больше, чем даю. Мы были счастливы. У нас были общие интересы и не только в профессии (мы оба были филологи-литературоведы), но и далеко за профессией. Мы были единомышленники, товарищи. «Мы умели дружить и о чем-то совсем не постельном лежа рядом, часами с тобой говорить по ночам» (К. Симонов).
Кто-то из французских классиках сказал: «Лучшая часть любви - это рассказ о ней». И мне страшно хочется рассказать, пережить и эту - лучшую - часть. Может, я когда-нибудь это сделаю.
Кроме того, мой возраст «творческого расцвета» выпал на очень неблагоприятное время. Писать можно было в лучшем случае полуправду и эзоповым языком. Эта эквилибристика унизительна. Я, кстати, писала, но кроме всякой мелочёвки - рецензий, хроники - опубликовать ничего не удалось. Тем не менее, Ваш вопрос задел меня очень глубоко, причинил боль. Я сама всё время думаю, правильно ли я жила. Творчество, или любовь? Правильный ли я сделала выбор? Будь я мужчиной, я бы, наверное, выбрала иначе.