интервью Натальи Батраковой

Mar 01, 2017 10:27

Наталья Батракова: «Это тяжелая судьба для женщины - быть генеральным директором…»

Популярная белорусская писательница Наталья Батракова имеет большой опыт в бизнесе. Сегодня в интервью «Генеральному директору» она вспоминает, как создавала собственное производство в «лихие девяностые», а также рассказывает об экономических аспектах книгоиздания.



-  Читала, Вы работали в транспортной компании. На чем она специализировалась? В чем заключались Ваши обязанности?
- Да, был у меня такой долгий период в жизни. Компания занималась грузоперевозками. В мои обязанности входил подсчет экономических показателей, внешнеэкономическая деятельность. Пришлось получать дополнительное образование по бухгалтерии, подтянуть английский. По первому образованию я - инженер-железнодорожник, работала на железной дороге. После второго декрета решила не возвращаться на прежнее место работы: работала в страховой компании, а затем открыла швейное ателье. Муж тем временем создал транспортную компанию и, после трех лет директорства в собственной, я перешла к нему в подчинение. Но бывали периоды, когда работала и там, и там параллельно: давала отпуска его заместителю. У нас с ним одна специальность.
- Ателье «живо»?
- Правильнее сказать, дело живо. Им владеет и руководит моя близкая подруга. Проект открывался как индивидуальный пошив эксклюзивных моделей. Я ездила в Польшу и Чехию, выбирала изысканные ткани. Но красивая идея на тот момент не сработала - экономическая ситуация вынудила ее переформатироваться. Это был 1995 год. Низкая платежеспособность населения, закрывающиеся предприятия. Плюс люди тогда были ориентированы не на покупку эксклюзива, а на масс-маркет, который и был признаком определенного благосостояния.  Да и в целом было не до одежды, у многих на еду денег не хватало,  хотя кто-то сколачивал колоссальные состояния. Надо мной и идеей открытия производства тогда многие откровенно смеялись: зачем такие сложности, когда легко можно заработать деньги по принципу «купи-продай»? Во многом они оказались правы. Мне и самой сейчас смешно вспоминать свои тогдашние наивные представления о производстве, о руководстве. Меня подбила на это подруга, занимавшаяся «швейкой». Сказала, что я буду директором, и все, что от меня потребуется - на пару часов приходить в офис и подписывать документы. Ага, как же! И приходила раньше всех, и уходила последней, сдав помещение на сигнализацию. Мгновенного финансового успеха не вышло, и поначалу была работа только «в минус». Усталость, разочарование… К тому же из проекта ушла та самая подруга, которая увлекла меня этой идей. Ей было проще, материально она в дело не вкладывалась. А мне закрыть проект не позволяла гордость: не могла смириться с тем, что просадила все вложенные деньги и в итоге ничего не получилось! Начинали то красиво - ремонт, новое оборудование, примерочные… Чтобы выйти в «плюс» пришлось переехать в очень скромное помещение для экономии на аренде и поменять концепцию производства: стали шить «массовку». Качественную, конечно, но об эксклюзиве речь больше не шла.  Тогда и пришла на помощь другая подруга, которая и занимается этим делом до сих пор.
Да, я оставила свое дело, но благодарна тому опыту, который получила. Самое главное - научилась принимать самостоятельные решения и говорить твердое «нет». Помню, как переживала, когда пришлось впервые уволить двух сотрудниц: это было гораздо мучительнее чем, если бы уволили меня! Я ведь была продуктом воспитания советской эпохи, этакий «профсоюз»: вникала во все нюансы жизни людей, с которыми работала - от болезней их детей до проблем со свекровью. Пока не осознала, что есть те, кто пользуется моей сострадательностью, манипулирует этим. Так что пришлось воспитать в себе внутреннюю жесткость.
Но при этом я не замечала, что это накладывает отпечаток на другие отношения, прежде всего в семье. Со стороны леди-босс - это довольно красивая картинка: ухоженная, уверенная в себе женщина. Но что там внутри? Крест руководителя, особенно для женщины, неимоверно тяжел, это огромная ответственность: за дело, за сотрудников. Она не замечает, как оставаясь женщиной физиологически, постепенно приобретает другие черты: контролировать все и вся, держать постоянный «блок» на случай неожиданной атаки, мгновенно выпускать наружу «иголки», сражаться до последнего, защищая свое дело, отстаивая свою позицию. Но это мужские черты. А ведь дома ждут муж, дети. Видишь их только по вечерам, автоматически спрашиваешь, как дела, что-то делаешь по хозяйству и без сил падаешь в кровать. Времени на теплоту и ласку не остается. Этакий психологический диссонанс: умом понимаешь, что так неправильно, но ничего изменить не можешь - ответственность за бизнес! А если еще и супруг руководитель? Помню, как однажды в воскресенье мы с мужем проснулись, посмотрели друг на друга и синхронно произнесли: «Привет!»
Так что я благодарна ему, что со словами «Ты всем все доказала, теперь мне нужна твоя помощь», он позвал меня к себе - избавил от ответственности отвечать за все и вся хотя бы на работе!
Но поначалу работать вместе было ох, как непросто! В транспортную компанию я пришла одним из его заместителей, а работа с близким человеком, да еще после собственного директорства, накладывает свой отпечаток. Мне было сложно принять, почему он требует выполнения распоряжений в жестком тоне, а муж не понимал, почему он не может спрашивать с меня так же строго, как с остальных подчиненных. Но мы через это прошли, сделали выводы и со временем научились видеть в совместной работе только положительное. Во всяком случае, я не приставала к нему с глупыми вопросами: «Котик, почему ты не улыбаешься, почему в плохом настроении, почему ты не замечаешь моей новой прически (одежды и далее по списку)?» (смеется). Потому что хорошо знала: почему.
-   Отличаются ли современные «болевые точки» бизнеса от тех, которые были прежде? Я так понимаю, теперь самое неприятное - это кризис неплатежей, высокая стоимость кредитных ресурсов.
- «Болевые точки» не сильно отличаются. Иногда мне кажется, что развитие бизнеса сделало виток по спирали, но зависло над старыми проблемами. Многое повторяется. Помню, как двадцать лет назад мне приходилось упрашивать магазины рассчитаться за проданный товар. Конечно, в чем-то стало легче. Сегодня построили множество бизнес-центров с арендой буквально за коммуналку, люди стали гораздо грамотнее в ведении бизнеса. А тогда нужное место можно было отыскать за приличные деньги, пусть даже угол на заводе, да и то по знакомству. Помню, как радовалась, когда нашла помещение для производства. И вдруг через пару месяцев приносят такой баснословный счет за отопление, что предприятие пикирует в минус и бьется там в агонии. Начинаю разбираться, но ничего не могу доказать: предварительные цифры и договоренности были в основном на словах. Конечно, после такого опыта быстро учишься оформлять словесные договоренности документально и ставить свою подпись под любым документом только после изучения всех нюансов, а порой, лишь после того, как посоветуешься с юристом .
- Как вы думаете, что может улучшить экономическую ситуацию в стране?
- Америку не открою -  за счет поддержки предпринимательства. Недавно знакомый бизнесмен показал мне письмо за подписью крупного государственного чиновника, в котором ему предлагалась воспользоваться бюджетными средствами в рамках государственной программы по поддержке малого предпринимательства: компенсация доли расходов на участие в выставках-ярмарках, погашение части процентов по кредитам, выданным на покупку производственного оборудования и т.д. Исходя из собственного опыта, поначалу не поверила: это у нас? Сказка какая-то, фантастика! Но если к этому пришли - это прекрасное начинание! Поддерживать инициативу, а не рубить ее на корню, помогать людям поверить в свои силы, а не формировать из них циников и скептиков, обжегшихся при реализации своих начинаний и всю жизнь волочащих за это тяжкую плату - не это ли путь в будущее? Прослойка среднего класса в Беларуси мала, нет массового предпринимательства, крайне мало мелкого бизнеса. И вроде бы сейчас пришло понимание ошибочности такой тактики. Во всяком случае, я на это надеюсь. Не знаю, насколько лозунги и подобные письма соотносятся с реальными действиями, но хотелось бы, чтобы слова не расходились с делом. Потому что частный бизнес - это и занятость, и налоги, и развитие. Это, как бы правильно выразиться, «подушка безопасности» для людей. Как бы нам успеть ее создать и уберечь в век агрессивной глобализации!  
- Как вы думаете, гендер влияет на эффективность руководства? Кто лучший генеральный директор: мужчина или женщина?
- Ох, как же мне хочется сказать - женщина!  Да, мы ответственные, мы умницы, многие вопросы можем решать гораздо быстрее и лучше мужчин. Мы сильные, и в мгновение ока можем стать еще сильнее в критических, кризисных ситуациях. Но мы женщины, матери, хранительницы домашнего очага и уюта. Это заложено природой. Поэтому я не желаю нам доли генерального директора (улыбается), а желаю сильного мужского плеча рядом!  Когда-то я сама была такой: соревновалась с мужчинами, что-то им доказывала, выигрывала, гордилась собой. Но со временем поняла: играя на мужском поле, ты незаметно становишься мужчиной. Да, добиваешься успеха, повышаешь самооценку. Но обратная сторона этой медали - холодная постель и одиночество. Надо уметь вовремя притормозить, возможно, осознано опуститься на ступеньку ниже. Иначе в конечном итоге потеряешь себя, как женщина.
- Сейчас в Вашей жизни нет бизнеса, зато есть творчество. Можно ли сегодня быть коммерчески успешным писателем? Жить за счет гонораров?
- Не сразу, но можно. Я лично стала писать книги, не ставя себе цель на них заработать. Вдохновляло и окрыляло, что растет читательская аудитория, что читатели ждут мои новые романы, что это не просто блажь и желание утвердиться в чем-то еще. Но в интересах писателя надо научиться относиться к творчеству и как к бизнесу. По крайней мере, внимательно читать договор. У меня в России есть знакомый писатель старого поколения, очень известный. По его книгам снят не один фильм, а он не получил с экранизаций ни копейки, потому что не глядя подписал договор, передав все права издателю: переводы, экранизации!
Лишь со временем я поняла, что за счет писательской деятельности у меня всегда будет корочка хлеба, иногда и с маслом. А икру я не люблю, наелась во всех смыслах, у меня на нее аллергия (смеется). Но мой случай - это и стечение обстоятельств, и везение. Словом, одно из редких исключений на сегодняшний день. Возможно, что-то еще. Ведь я не предпринимала особых усилий для продвижения своих книг.
- Должно ли государство дотировать книгоиздание?
- Скорее нет, чем да.  Мне кажется, государство должно взять на себя издание учебной литературы. Конечно, важно дотировать переиздание классиков - эти вещи всегда должны быть в наличии и доступны читателям по цене. Имиджевые для страны вещи надо финансировать - проекты с высокой себестоимостью, но необходимые для продвижения Беларуси. Материально поддерживать библиотеки, литературные фестивали, конкурсы для начинающих авторов, учреждать премии за реальные! достижения в этой области. А еще отменить НДС на книги, установить одинаковые правила для всех издательств, в том числе в государственной книготорговле. И все. И будет нам счастье - больше книжек хороших и разных!
Для литературы правила просты: если книги интересны читателям - их печатают, их покупают, их читают. Вся эта, оставшаяся с советских времен писательская инфраструктура - на мой взгляд, в современных реалиях себя изжила. Когда видишь в книжных магазинах непонятно для кого изданные за государственный счет и непродающиеся горы «фолиантов» в одинаковых обложках, невольно возникает вопрос: для чего, кому это нужно?
- Какой у Вас опыт с электронными правами на свое творчество?
- Пока скорее негативный. Я давала права на размещение своих романов популярному российскому ресурсу, но получала копейки, причем по статистике скачиваний информация мне предоставлялась крайне неохотно. При этом мои книги разошлись по всем пиратским библиотекам. Очень надеялась, что принятие в России закона об авторских правах станет эффективным средством в борьбе с пиратством, но пока этого не произошло. Планирую самостоятельно разместить романы на зарубежных площадках. Так и сделаю, когда появится время. Читатели требуют поскорее закончить последний роман (смеется).
- Наталья, Вы пишете о любви - будь то стихи, или проза. Множество любовных историй, откровенные признания, любовники - у лирических героинь насыщенная жизнь. Муж не ревнует? Ему не кажется, что у вас есть какая-то параллельная жизнь? Вы говорили в интервью, что он - ваш первый читатель…
- Здесь, скорее, были проблемы другого характера. Мой уход в творчество, и более частое, чем прежде, нахождение дома, воспринималось как готовность в любой момент заниматься бытовыми вопросами: сделать то, это, ждать мастера, который что-то починит, курьера, который что-то привезет и так далее по списку домохозяйки.  Близким и друзьям поначалу было сложно понять, что если жена(мама, бабушка, подруга, ) осталась дома, то она работает - пишет книгу. К счастью, со временем они  приняли и поняли эти нюансы.
Я пишу о современной жизни, все мои главные герои и героини живут в Минске и так или иначе связаны с бизнесом - прошлое не отпускает!
И да, я пишу о любви. Потому что это великое счастье - любить, дарить любимому человеку теплоту своего сердца!
Это круче любого бизнеса. Я женщина, и я знаю, о чем говорю!
Previous post Next post
Up