Многие из исторически грамотных знают, что в феврале 1917 не завезли хлеб и другие продукты в Петроград, но нужно понимать - это был сложившейся и сработавший эффект из роста цен и перебоев с продуктами, обеспечивший судьбоносный исторический импульс.
В 2023 яйца, в 2024 - масло, что дальше?!
Когда дорожает один товар, то это проблема, когда группа значимых товаров - тенденция. Сегодня снова тема продуктовой корзинки, как двигателя исторического процесса.
фото автора: такие цены на масло в Карелии
Источник:
https://dzen.ru/a/Zy2cEkzVp241sb_g Для сравнения...
В Челябинской области средняя цена на сливочное масло в текущем моменте 175 рублей, хотя ещё совсем недавно можно было купить маслице за 100 вполне так спокойно. Что происходит? И причём тут политика?! Попытаемся, в очередной раз, разобраться.
Если картофельный кризис 2011 года в РФ, когда я уже хотел из Беларуси переть мешок картошки, был ситуационный по причине неурожая, то взрывной рост цен на яйца в 2023 году стал последствием инфраструктурного кризиса. Тож самое примерно и с ценами на сливочное масло в 2024 году. Посмотрим один материал по ссылке, ну и оценим масштабы явления. В очередной раз. По цене на важнейший товар.
Секрет взрывного роста цен на сливочное масло оказался прост: закончились сухое молоко и дешевые корма
https://dzen.ru/a/Zyc274wADCLXrook
Фото: Pr Scr/youtube.com
"По данным Росстата, с начала 2024 года и по 28 октября сливочное масло подорожало на 25,7%. И это, возможно, еще не предел. В «Руспродсобюзе» ситуацию объяснили увеличением стоимости производства. Так, по словам заместителя председателя ассоциации Дмитрия Леонова, одной из первопричин резкого скачка цен стал рост затрат на закупку сырого молока, логистику и упаковку. И не надо забывать о наценке со стороны торговых сетей примерно на 70%.
И вот тут возникает вопрос: а как так вышло, что у нас в стране неожиданно возник дефицит именно этого сырья? «Точка» попыталась разобраться в проблеме и установить, собственно, кто виноват и что с этим делать. Подробнее - в нашем материале.
Досталось всем
Прежде всего стоит понимать, что общая тенденция к повышению стоимости продукции не обошла стороной и самодостаточные предприятия. То есть те, кто мало зависит от импорта составляющих для производства молочной продукции.
Например, крупнейший в Ленинградской области сельхозпроизводитель, племенной завод «Приневское». Предприятие обладает 4000 гектарами угодий, где живут две с половиной тысячи животных, включая коров и коз. Более того, есть свой молокозавод. Казалось бы, наличие своей цепочки производства должно было оградить компанию от невзгод.
Однако, как рассказал корреспонденту «Точки» начальник цеха по переработке молока «Приневского» Владимир Гельбер, необходимость поднять цену на продукцию не обошла их стороной.
«Я не могу сказать за других. Мы наше масло как делали в небольших количествах, так и делаем. Сколько у нас есть сливок, столько и вырабатываем. Но при общей тенденции нам пришлось тоже поднять цену на 10-15%, чтобы хотя бы хоть как-то перекрыть себестоимость. Мы долго держали цену очень низкой и, в принципе, работали в убыток», - поделился специалист.
Еще раз, пока мы говорим об одном из крупнейших производителей, чью продукцию покупают тысячи петербуржцев и не только. Теперь поговорим про то, как дела обстоят у более мелких коллег «Приневского».
Меньше фальсификата - больше дефицит
С 1 сентября 2024 года с целью контроля свойства и безопасности продуктов из молока в России введена система трассировки молочной продукции. Другими словами, теперь отслеживается весь путь молочки - от фермы до магазинных полок. В эту же систему входит и маркировка, которая должна защитить потребителя от контрафакта. Задумка отличная, результат, как мы видим, - не порадовал. Но почему так получилось?
Как объяснил «Точке» председатель Совета Ассоциации «Союз фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга» Александр Москвин, многие производители для изготовления своей продукции долгие годы использовали сухое обезжиренное молоко (СОМ). Склады были просто забиты данным сырьем. При этом, по словам собеседника редакции, Таможенная служба не дает точный ответ об источниках таких больших запасов, - был ли это импорт или местные источники.
В любом случае, дело дошло до того, что заводы в принципе стали отказываться от работы с цельным молоком. После многочисленных обращений петербургского «Союза фермеров», Госдума таки ввела ограничения на ввоз в страну СОМа.
«Не знаю, с этим связано или нет, но как бы запасы сухого молока сократились на складах переработчиков, и цена на молоко в течение года ни только не росла, но и падала, местами до 25 рублей. Многие хозяйства оказались в сложной экономической ситуации, и им пришлось уйти с рынка. Закрытия многих молочных предприятий привело и к тому, что у нас теперь сокращается количество крупного рогатого скота. В год, грубо говоря, на 2,5-4%», - объяснил спикер.
Он также рассказал, что заменить цельное молоко сухим можно по другим товарным группам, но провернуть такой фокус с молочным жиром для изготовления масла никак не получится.
«А маркировка повлияла тем, что для мелких и средних предприятий это стало дополнительной финансовой и технической нагрузкой. То есть им сложно было это сделать. В силу чего многие хозяйства отказались участвовать в этой истории с маркировкой и закрылись», - объяснил эксперт.
Вопрос экономики
Кроме того, добавляет Москвин, одним из основных факторов сложившейся ситуации стал рост цен на кормовую составляющую для молочных компаний.
«Сейчас очень дорожает зерно. Два года цена на него была стабильная и ограничивалась только вывозными пошлинами, но где-то с 2021 года себестоимость зерна выросла кратно, подскочив примерно на 20%. То есть, хозяйства даже при таком росте все равно не могут выйти в плюс, и производство молока стало, в общем-то, таким довольно убыточным предприятием. В целом, ситуация в молочной отрасли остается очень тяжелой и печальной», - отметил спикер.
Свою лепту внесло и новое законодательство. Речь идет о вводе министерством сельского хозяйства новых правил субсидирования. Теперь фермерским хозяйствам для получения поддержки от государства необходимо подтверждать свои затраты. Данное условие, по словам спикера, оказалось невыполнимо для мелких и средних предприятий.
«Это стало дополнительным негативным фактором закрытия многих производств. Я больше скажу, у нас в Ленинградской области за три года количество фермерских хозяйств сократилось в 3 раза, примерно с 600 до 200 и даже меньше. Это просто катастрофа», - посетовал глава Совета Ассоциации фермеров.
По мнению Москвина, у российского руководства есть два способа решения проблемы. Один из них - ограничить цену на полках магазинов, то есть увеличить иностранный импорт. Этой дорогой, собственно, и пошел Минсельхоз.
Однако в долгосрочной перспективе - это путь в никуда, считает эксперт. Такой подход не увеличит количество молочных производств. Другой, более верный способ, - увеличение выше упомянутого субсидирования и облегчение условий его получения для мелких и средних предприятий.
Так чем же все-таки поможет импорт из Турции?
Логично, что любой дефицит ведет к росту цен, напомнил в беседе с «Точкой» экономист Александр Разуваев. По его мнению, сегодняшняя ситуация с резким подорожанием сливочного масла похожа на ту, что была недавно с яйцами. Тогда нам тоже помогали турки.
«Насколько я понимаю, их доля на рынке будет не очень большая, но так или иначе, к сожалению, мы под санкциями, и иногда на региональных рынках возникает дефицит товаров, что ведет к росту цен. Сегодня инфляция - это важнейшая проблема и поставки из Турции помогут сбить цену на из-за того, что на рынке появится конкурент. Уровень жизни в Турции примерно такой же, как у нас, соответственно, и по ценнику их масло будет для нас приемлемо. А всеобщая диспропорция у нас возникает из-за санкций», - поделился своим мнением эксперт.
Резюмируя, можно добавить, что в целом импорт из-за границы ситуацию с молочной отраслью не сильно спасет. Он лишь может выполнить роль некоего сдерживающего фактора.
«Сейчас наши власти работают, знаете, в таком вот режиме пожарной бригады, а экономика находится под давлением. Много денег уходит на оборонку. Но, как я много раз говорил ранее, все эти проблемы станут решаемы после СВО, когда на Западе одумаются, и санкционное напряжение начнет спадать», - заключил экономист.
Ранее «Точка» писала о том, как Кремль потребовал от чиновников в течение двух недель решить проблему роста цен в стране.
Подготовил Ренат Таневский"
Всё сложнее, чем с гречкой!
Да-да, не могу не вспомнить гречишные кризисы, когда возникал дефицит и спекулянты взвинчивали цены. Появилась социальная цена - была проблема решена.
С яйцами уже оказалось дело сложнее, тут пришлось импорт привлекать и посредством госучастия инфраструктурные проблемы решать. С маслом ещё сложнее! Появилось маслице по социальной цене в сети магнит, цена тоже кусается - 137 рублей за сильно уменьшенную пачечку, однако, вот, маслом сей продукт не является, что уже вполне так отметили жители Южного Урала. Это значит, что социальные цены не сработали. И уже видно, что при всех призывах и окриках, цена на сливочное масло в РФ не идёт вниз. С яйцами было чуть проще, а с гречкой - тем более. Так удавка инфраструктурного кризиса от неправильного, мягко скажем, курса ну и от тупости управленцев всех уровней постепенно сжимается вокруг стариковской шеи системушки, порой пребывающей в ура-патриотическом и в сырьевом - наркоманском угаре. Судьбу красной империи СССР решил дефицит всего и вся, ну а талоны на то же максло вызывали всеобщую ненависть к зажравшейся спецпайками партократии. Тогда на месяц полагалась пачка весом в 200 грамм, во много каких регионах, не относящихся к первой и второй категориям снабжения, что тоже было воплощением чудовищной совковой несправедливости. Сегодня же недоимперия РФ постепенно скатывается к ситуации, когда значимые продукты есть, но обычный человек труда их скоро не сможет легко взять и купить как раньше, буквально, как ещё вчера, люди этого не прощают, как специалист - аналитик с базовым историческим образованием это чётко утверждаю. Кстати, именно так - в плане невозможности с лёгкостью взять и купить, уже произошло, по сути, с привычной красной рыбой, которую мы в РФ уже более чем привыкли кушать чуть ли не каждый день, по крайней мере те, кто умеет хорошо зарабатывать. Теперь же, цена 900 рублей за кило горбуши и выше, увы, но делает невозможными привычные стандарты жизни. Так складывается совокупность моментов, когда не ценится более "стабильность", а все рассуждения про "будет ещё хуже при переменах!" когда-то станут проявлениями одной лишь терпильской дебильности. Ну да, всё будет немного по - другому, чем в случае с советским дефицитом. Для социального взрыва, это очевидно, нужен эффект сложения позиций, формирующий волну настроений, что типа "так жить нельзя!", ну и никто точно не знает из чего и как именно сложится этот решающий импульс. Кстати, такое пока что впечатление, что представители властей реально обеспокоены каждый раз гречкой, яйцами и маслом, ну и всеми случаями слишком резкого роста цен, влияющего на общественные настроения. Видимо "наверху" есть понимание, что не помогут патриотические завывания, когда произойдёт известное сложение позиций, обеспечивающее переломные перемены.
Революция опять или всё же эволюция? Ответ относительно скоро узнаем, ну а истина, как обычно, в жратве.