Источник:
https://regnum.ru/opinion/3850940?ysclid=lpth56ppl7850000459 Надо же!
Даже в некоторых консервативных СМИ моменты диспута от ощущения перебора. Перебора со стороны запретителей. На этот раз, слишком явного и мерзкого, даже для простых обывателей обычных, в казённом лицемерии своём. Если говорить совсем честно, то я бы и не заметил сей сериал, наверное, но теперь уж точно посмотрю - из принципа. А заодно это и повод для раскрытия кой - каких механизмов.
Кстати, а ещё более относительно свободные СМИ, уже называют официозные реакции, что называется, своими именами.....
Кто запрещает «Слово пацана», тот самый настоящий провокатор
https://news.ru/russia/kto-zapreshaet-slovo-pacana-tot-samyj-nastoyashij-provokator/?ysclid=lpth02nx7114401583"Продолжают кипеть страсти вокруг сериала «Слово пацана» про молодежные группировки Казани конца 1980-х. На этот раз председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина попросила Следственный комитет и Роскомнадзор проверить картину на пропаганду опасного образа жизни для подростков. Превратится ли молодежь в «зверей» после просмотра сериала или проблема преувеличена?
Останина в подтверждение своих слов привела в пример ситуацию в Иркутске, когда 2 декабря толпа подростков напала на 15-летнего школьника и, предположительно, нанесла ему удары ножом, после чего тот скончался. Депутат отметила, что этот случай якобы связан с сериалом «Слово пацана», который «был пересмотрен не один раз преступниками-подростками». Хотя в МВД быстро опровергли факт того, что нападавшие смотрели картину.
Неужели кто-то в РФ действительно считает, что из-за сериала подростки вдруг превратятся в «зверей», начнут нападать на прохожих, срывать шапки и отнимать мелочь? Вы это серьезно? Почему вы так плохо думаете о гражданах России?
Футбольные фанаты уже были
В 2013 году в России вышел фильм «Околофутбола» про современных футбольных фанатов, которые устраивали драки в формате «стенка на стенку» и нападали друг на друга на улицах. Как думаете, после этого подростки и взрослые мужчины начали сбиваться в стаи и драться друг с другом? Конечно нет.
Поэтому говорить о том, что «Слово пацана» взрастит из подростков преступников - неправильно. Скорее всего, молодежь не воспримет показанное в сериале как призыв к действию, а просто насладится сюжетом. Так же, как это было с «Околофутбола».
Если запрещать все, что потенциально может оказать негативное влияние на сознание граждан, то останется смотреть только «Фиксиков», «Смешариков» и «Лунтика». По такой логике другие страны тоже должны были отменить огромное количество своих сериалов, чтобы «не окунуться в хаос». Но они этого не сделали. И катастрофы не произошло. Неужели граждане Германии, США или Польши лучше и умнее нас? Если слушать некоторых наших общественников, то складывается именно такое впечатление.
Например, одним из самых популярных сериалов в Турции является криминальная драма «Чукур». В ней рассказывается о влиятельной семье Кочовалы, которые являются бандитами и хотят силой завладеть всем Стамбулом. Вот где-где, а в этом сериале точно романтизируется криминал и показывается, что быть «авторитетом» - это «круто». Но, несмотря на то что сериал не запретили, в Турции все в миг бандитами и убийцами не стали.
Американцы пошли еще дальше. Они сняли мегапопулярный сериал «Декстер» про маньяка, который убивает людей. Более того, не просто ведется повествование о его темных делах, но еще и романтизируется сам персонаж. И что? В США резко увеличилось количество маньяков? Нет, все осталось на том же уровне. Американцы посмотрели сериал, весело провели время и пошли по своим делам. Уровень преступности остался прежним.
Поэтому возникает вопрос, с чего вдруг российская молодежь должна сорваться с цепи после просмотра «Слова пацана»? Разве там романтизируется криминал? Авторы просто показывают, что такое явление существовало в конце 1980-х. Что парни, которые состояли в группировках, выходили из различных конфликтов победителями далеко не всегда. Один раз им везло, а в другой они в лучшем случае получали травмы и увечья. В худшем - погибали.
На самом деле сериал хочет донести до зрителя, что криминал - это плохо. Что можно пожить ярко и богато, занимаясь бандитизмом, но очень недолго. Конец один - либо гроб, либо тюрьма. Если «Слово пацана» не пропагандирует бандитизм и маньячество, как турецкий «Чукур» и американский «Декстер», то разве он может быть опасен для молодежи?
Разговоры об отмене только пиарят сериал
5 декабря в Соединенных Штатах празднуют 90-ю годовщину отмены «сухого закона». Который в свое время принимали именно для того, чтобы победить пороки общества: пьянство, домашнее насилие, убийства и так далее. Помогло? Нет. Наоборот - «сухой закон» родил еще больше преступности.
Так же будет и со «Словом пацана» в случае его «отмены». Чем чаще различные публичные деятели будут говорить о том, что его надо запретить, тем больше внимания к нему привлекут.
Многие подростки даже и не знали об этом сериале, пока о нем не заговорили на федеральном уровне. Теперь каждый россиянин, услышав новости, подумает: «Что же это за сериал такой, раз его обсуждают даже чиновники? Надо посмотреть!» В результате общественные деятели своими заявлениями добились обратного - вознесли сериал по популярности до небес."
А теперь я буду пугать ханжей и самых нудных из "ватников"!
Пацанский взгляд на жизнь - это про стимулы, социальные лифты и справедливость. Ну а прежде всего, "всё это" про отечественную историю повседневности, сохраняющуюся в настоящеем времени в качестве рудимента, на который опасно закрывать глаза. Если бы не было тех слов из сериала, с которыми подошли к жертве несовершеннолетние убийцы из Иркутска, то они от жизненной безнадёги своей, всё равно бы совершили это преступление. Ведь "зона один и шесть" есть примерно на четверть - зона, в которой царят понятия, как в зоне лишения свободы, так и на условной воле. И пацанская среда есть сплав между глубинариями и зонариями. Кстати, к классическим зонариям отечественным эта среда не относится. Недаром ведь реальному пацану не западло послужить в армейке, потому как жизнь глубанария состоит из многих инициаций. Тогда как, вот, жизнь зонария более предопределена необходимостью пройти через тюремные - зоновские институты. И тут мы натыкаемся на момент, что запретами можно приблизить юных глубинариев к зонариям. Не отдалить, как хочется запретителям, а приблизить. Тогда как, если говорить правду, то у многих пацанский отрезок, в большинстве случаев, в прошлом и прошёл без калечащих последствий, если человек в данном отрезке не застрял. А почему возможно застревание? От отсутствия социальных лифтов! Так, например, один из главных героев сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" проходит через боевые действия в Афганистане, организованные старперами из Политбюро, но в мирной жизни не находит ничего лучшего, чем снова стать пацаном, только возрастной категории "старый", которая была самой уважаемой в обществе всеобщей дедовщины, у которой была вершина в виде партийно - государственной герантократии Виноват ли в этом сей герой? Смотрим исторично, а не истерично, ну и убеждаемся, что нет, отнюдь.... Виноваты тупорылые старцы, постоянно призывающие "потерпеть", а также жирующие функционеры среднего возраста, построившие тогда для себя любимых коммунизьму. Вот они действительно виноваты, ибо лишили молодёжь будущего, выхолостив былые смыслы, ради коих и свершалась революция. А когда уже не для чего нормально жить, то в силу вступает девиация, продиктованная обычаем в виде понятий. Трансформация традиции в псевдотрадицию. Об этом, кстати, очень правдиво рассуждает Роберт Гараев, автор книги "Слово Пацана".
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х
https://readnow.me/k/slovo-pacana-kriminalnyy-tatarstan-1970-2010-h-garaev?ysclid=lptifdlho3113971876
"Хронология Казанского феномена
Конец 1960-х - начало 1980-х:
Появление первых протогруппировок. Трансформация дворовых компаний в уличные территориальные группировки: «Тяп-Ляп», «Борисково», «Суконка», «Павлюхинские», «Новотатарская», «Мирный», «Тукаевские». Формирование уличных понятий, ритуалов и запретов.
1982-1992 годы:
Дележ асфальта и завоевание авторитета. Группировки появились на каждой улице, соседи дерутся стенка на стенку за территории. Массовые драки, жесткая дисциплина, запрет на курение и алкоголь; местами появляется отличительная атрибутика: «новотатарские» носят значки «Речфлот», «зининские» - зеленые шапки-фернандельки. Конец 1980-х - появление свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета, первых больших денег. Группировки постепенно встают на экономические рельсы. Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские».
1992-1999 годы:
В условиях капитализма группировки начали делиться на бригады. Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм (того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством»), где вы и ваш «коммерс» - уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. В 1993 году МВД Республики Татарстан инициирует принятие закона, разрешающего арестовывать участников ОПГ на тридцать суток. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин.
1999-2010 годы:
Разгром группировок и длительные сроки для их лидеров, с одной стороны, и сращивание криминальных, политических и бизнес-элит - с другой. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить.
2010-е годы:
Группировки не исчезли, но так как все процессы в руках силовиков, стараются не высовываться. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки - уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне."
И это только Казань!
А был ещё мой родной Челябинск. С лампасниками, фуфаечниками и много - кем ещё. Была столица Казахстана Алма - Ата, со своим этническим да интернациональным "колоритом". Был промышленный украинский Кривой Рог, также с подобной же известностью. А в причёсанной советской Беларуси были группировки в Борисове да в Бресте. Как мы видим, даже этнический фактор не главный. И нечего тут руководителям Татарстана за свою республику переживать. Везде была гопота, ибо сие явление - есть часть позднесоветской псевдотрадиции, большей частью переваренное постсоветской оргпреступностью да утилизированное на известных аллеях кладбищ. Где-то пацанские тела зарыты совсем юные, ну а где-то похоронены уже братки, какая разница? Тут отчасти можно сказать, что типа "Такое было время", когда урбанизация принесла в города традицию, по своей сути вполне деревенскую, ну а депрессия создала псевдотрадицию, в основе которой был туземный трайбализм. Ну а когда смыслом стали деньги, то многие и предпочли крутиться и только лишь самые неуспешные до старости махали кулаками, пока неизбежная для каждого смерть не успокоила пещерное стремление к подобию справедливости навсегда. Впрочем, многие наблюдатели отмечают, что в том же Ульяновске подростковые да молодёжные группировки существуют в почти неизменном виде до сих пор, а в Забайкалье да в Иркутской области это явление переплетается с криминальной идеологией, склоняя юных глубинариев в сторону зонариев и их способа существования. И это лишь два примера. Кто - то вспомнит и поболее. В чём же причина? В замкнутом круге! Когда человек не видит выхода, окромя ухода в девиацию. И, чудо - чудное, представители лицемерной власти и провластногй недалёкой общественности, в образе которой народ всегда предполагает коррупцию, сегодня предлагают запретить.... явление, с коим не справилась даже однопартийная диктатура. И да, вот именно данное явление есть ответ на наивный вопрос "А почему в России не сработает китайский социальный рейтинг?". Да потому, я вам доложу, что постсоветский человек скорее выберет дорожку пацана и братка там, где китаец послушно построится и будет пахать за копейки трудолюбиво. Есть нельзя в Казани купить нужные шмотки, то "наш человек" их снимет при рейде в стоилцу с москвича. Ну а при отсутствии денег в карманах ничто внутри достаточно у многих не помешает осуществить гоп - стоп, тем более, что к тюрьме да к зоне уже многие готовы. Это данность такая. Так сложилось. И никуда эта история повседневности не денется. Более того, будет дремать, а в ряде случаев - проявляться. Вот, только, ошибаются некоторые оппозиционеры российские, что "всё это" по - своему хорошо. Одни уже пытались "всё это" сделать "социально близким", чем лишь ускорили разложение своей же системушки. Туземство, как и архаический жизненный круг, есть тормоз на пути прогресса, поэтому.... говорить "об этом" позитивно, хотя бы в какой- то степени, есть тоже большое историческое заблуждение, как и стремление запретить. "Всё это", по своей исторической сути, "как уж есть", но только..... нет альтернативы жизни лишь по букве, но для этого всем и каждому необходимы стимулы да лифты. Ну а если кто из россиянских чинуш считает, что несправедливость можно сделать вечной, то тут смотрим на казахстанских мамбетов из событий начала 2022 года и представляем тоже самое только в российских, но таких же туземных, реалиях. Есть общая позднесоветская основа, которая УЖЕ сформировала песевдотрадицию, ту самую, что может быть вытеснена лишь равными возможностями для самореализации, а также неотвратимой и чёткой работой законов правового государства.
PS
В качестве послесловия про себя скажу, что сам "в те годы" был "ботаником", в лихие компашки пошёл позже, во многом на волне интереса к политике да к деньгам, не умел даже "базарить", не "мотался" и перебежками ходил в музыкальную школу. Однако, о том, что происходило вокруг, знаю многое, тем более, что много путешествовал. Одна только поездка в крымский подростковый санаторий "Буревестник" чего стоила, где реальные пацаны постарше рассказали, особенно на фоне агрессивного поведения крымских ровесников по отношению к нам, на тему "что и как". А далее, в постсоветское уже время, была возможность пообщаться и с казанцами на тему их "С добрым утром!" и "Спокойной ночи, малыши!" и прочей - всякой былой повседневности. Поэтому, с высоты прожитых лет, чётко знаю тему да предмет. Но есть те кто, как тот же Роберт Гараев, кто знают почти всё.
Click to view