Юбилей судьбоносных событий...
Очередная круглая дата. Ровно 30 лет.
Я же в принципе завершаю тему осени 1993 года в моей жизни и в судьбе моей страны финальной серией публикаций. Причём, самым неожиданным образом, неудобным для всех "сторон".
Указ 1400 о роспуске Съезда депутатов и Верховного Совета России имел условную правовую базу в виде итогов Референдума о доверии институтам власти и управления, а также об их переизбрании, которые выглядели следующим образом!
"Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? («да» - 58,7 % голосовавших)
Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года? («да» - 53,0 % голосовавших)
Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации? («нет» - 50,5 % голосовавших)
Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? («да» - 67,2 % голосовавших)"
"Хотя большинство более 2/3 от явившихся на выборы проголосовало за досрочные выборы народных депутатов, не удалось набрать 50 % от общего числа избирателей (с учётом явки требовалось бы более 77,908 % от числа проголосовавших)."
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Всероссийский_референдум_25_апреля_1993_года Таким образом, безусловного права распустить Съезд и Верховный Совет, на котором настаивают сегодня условные демократы, так и оставшиеся ельцинистами, на основе результатов референдума у президента Ельцина не было, а уж тем более такового права не было, если смотреть исключительно на букву закона, даже если и признать за данность, что итоги Референдума, а лично я признаю это, имеют прямое влияние на принятие решений.
Таким образом, в основе Указа 1400 о поэтапной Конституционной Реформе в РФ, это объективная данность лежал "дух" ползучей буржуазно - демократической революции 1991 - 1993 годов, заключающейся в насильственной смене экономической и политической формации в интересах класса собственников, в самой значительной степени, состоявшего из представителей криминальной (советская организовання преступность), а также около криминальной (цеховики, находящиеся под "крышей" оргпреступности и расхитители общенародной собственности из числа работников советской торговли) и лишь наполовину легальной (кооператоры и первые частные предприниматели) формирующейся бизнес - среды. При этом, как видно из результатов всенародного голосования по первым двум вопросам Референдума, российский народ действительно продолжал одобрять политику президента и правительства, даже после ужасающего эффекта "шоковой терапии", потому как данная политика дала простым гражданам следующие очевидные возможности:
а) Покупать, свободно и без дефицита, если есть деньги;
б) Зарабатывать деньги всеми возможными способами;
в) "Как-то жить", не ходя на работу, если была такая возможность.
Мотивация подобных настроений имела истоки в позднесоветской эпохе, которая "уже многих достала", по словам простых сограждан, слишком сильно уставших от нарастающих волн дефицита и от постоянного магазинного "нету", с чем и справился первый состав команды самых радикальных российских реформаторов. Если сей факт не признавать, а ориентироваться лишь на "красно - коричневый миф" об исключительно антинародный характер проводимых реформ, то это будет означать скатывание в крайность одной лишь "правды" оппозиции народно - патриотического толка, сторону которой занял тогда лично я, оказавшись сначала в Челябинском Облсовете в качестве волонтёра, а потом и в Белом Доме, в роли его защитника, в моменте ужее вооружённого автоматом АКСУ и пистолетом ПМ. Да, именно так. Знаю, как шипят пули. Впрочем, об этом позже, а эта конкретно заметка - про право и "правду" исключительно.
Как обычно это со мной бывает, объективную журналистику обожаю!
Прямое президентское давление
https://www.kommersant.ru/doc/2284470"21 сентября 1993 года президент Борис Ельцин подписал указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" N1400. Конституционный суд под председательством Валерия Зорькина немедленно признал этот указ неконституционным. Верховный совет принял решение об отрешении главы государства от должности. Временно исполняющим обязанности президента стал Александр Руцкой. До расстрела Белого дома оставалось меньше двух недель. Специальный корреспондент ИД "Ъ" ИЛЬЯ БАРАБАНОВ попытался выяснить, могли ли конфликтующие стороны в последний момент прийти к мировому соглашению или же силовая развязка затянувшегося кризиса была неизбежной.
По данным социологов, спустя 20 лет после октябрьских событий 1993 года большинство россиян полагает, что правда в том конфликте была на стороне Верховного совета (ВС). Так, по данным ФОМ, считает 20% респондентов. Лишь 9% россиян уверены, что прав в той ситуации был президент Борис Ельцин. На вопрос: на чьей стороне были ваши симпатии в октябре 1993 года, 16% опрошенных говорят, что на стороне ВС, 14% - что на стороне команды президента. 20 лет назад перевес был на стороне президента. По данным Службы изучения общественного мнения Бориса Грушина, в сентябре 1993 года, к середине первого президентского срока господина Ельцина, на вопрос о том, кому граждане в целом доверяют, они отвечали так: 14,2% респондентов доверяли Съезду народных депутатов, 15,2% - Верховному совету, 26,9% - Борису Ельцину. Это означает, что о полном или частичном недоверии главе государства говорили 63,2% опрошенных, тогда как ВС и съезду не доверяли по 71% россиян.
"Круглый номер для указа"
В книге "Записки президента" Борис Ельцин вспоминал, что работу над указом N1400 начал в первых числах сентября, когда в связи с ухудшением здоровья находился в своей резиденции в Барвихе. Одним из первых работу над документом начал президентский помощник Виктор Илюшин. Авторы книги "Эпоха Ельцина" (в авторском коллективе бывшие помощники Бориса Ельцина Юрий Батурин, Михаил Краснов и Георгий Сатаров, пресс-секретарь президента Вячеслав Костиков, экс-вице-премьер Александр Лившиц и другие) упоминают любопытный эпизод. Президент пригласил одного из членов своей команды к себе и показал черновик документа. "Характерным почерком Ельцина, крупными буквами было написано несколько пунктов: "распустить съезд и Верховный совет", "распустить Конституционный суд", "генеральный прокурор подчиняется президенту". "Знаете, Борис Николаевич,- ответил собеседник,- эта штука, конечно, посильнее, чем "Фауст" Гете, но, мне кажется, здесь еще должны поработать специалисты"",- описывают авторы книги этот диалог с оставшимся анонимным членом команды.
Через несколько дней к работе подключили помощника главы государства по правовым вопросам Юрия Батурина. Сомневаясь по поводу того или иного абзаца, как вспоминает глава Службы безопасности президента Александр Коржаков в разговоре с "Ъ", Борис Ельцин обращался к разным людям из своего окружения за советами. Сам господин Коржаков, по его словам, таким образом, посоветовал главе государства многое из того, что вошло в итоге в текст новой российской Конституции. Начальник СБ принимал участие и в работе над указом N1400: "Параллельно с этим шла работа по формированию Совета федерации. В первом варианте сенаторов должны были выбирать. То, что в итоге его решили формировать из губернаторов и председателей региональных заксобраний - моя идея".
17 сентября Виктор Илюшин позвонил в канцелярию президента и сказал ее заведующему Виктору Семенченко: "У тебя есть на подходе какой-нибудь круглый номер для указа?" "Номер 1400 подойдет?" - спросил господин Семенченко.- "Подойдет. Зарезервируй".
Хотя Конституционный суд во главе с Валерием Зорькиным (в центре) принял решение о неконституционности указа №1400, Владиславу Ачалову (слева) это не помогло удержаться на посту министра обороны в правительстве, сформированном Александром Руцким
21 сентября указ был подписан. В 17:00 в Кремле началась запись видеообращения президента, которое прозвучало в 20:00. Спустя час Валерий Зорькин объявил о начале экстренного заседания Конституционного суда, на котором должны были рассмотреть конституционность президентского указа.
"Президент России наконец совершил то, чего довольно давно ждали и его сторонники, и противники. В соответствии с подписанным им вчера указом об изменениях и дополнениях в действующую Конституцию прекращается осуществление всех функций Съезда народных депутатов и Верховного совета. Выборы в новый парламент - Федеральное Собрание - назначены на 11-12 декабря этого года. Таким образом, хотя в указе президента это и не оговаривается, до выборов в России введено президентское правление",- сообщала на следующий день газета "Коммерсантъ".
В следующем номере газеты публиковались уже выдержки из заключения Конституционного суда, который на ночном заседании с 21 на 22 сентября девятью голосами против четырех постановил, что президентский указ и его обращение к нации противоречат целому ряду статей Конституции и "служат основанием для отстранения президента России Бориса Ельцина от должности". Член КС Гадис Гаджиев в беседе с "Ъ" после заседания даже назвал руководителя аппарата президента Сергея Филатова "государственным преступником". "Был неправ,- заявил господин Гаджиев корреспонденту "Ъ" 20 лет спустя.- Если говорил такое, приношу извинения. В тот день я был на лекции в МГУ. В аудиторию заглянул водитель, попросил выйти, рассказал о подписанном указе и об экстренном заседании КС. Мы собрались ближе к ночи и торопились рассмотреть это дело". По мнению господина Гаджиева, решение КС было все-таки скоропалительным, вместе с тем он уверен: "Даже если бы мы взяли отсрочку в три-четыре дня, решение было бы тем же: очевидно, что президент превысил тогда свои полномочия".
Неоднозначную реакцию решение президента вызвало и в регионах. Как писал "Коммерсантъ" (см. номер от 13 сентября 1993 года), большинство регионов выступили за консолидацию, заявив, что конфронтация ветвей власти не должна выходить за пределы Москвы. Однако в целом ряде регионов между законодательной и исполнительной властью произошел раскол. Бориса Ельцина однозначно поддержали в Архангельске и Петропавловске-Камчатском. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко заявил, что президенту давно надо было принять такое решение. Глава Хабаровского края Виктор Ишаев предложил подумать о необходимости переизбрания всех ветвей власти. Вместе с тем законодатели на Сахалине, в Новосибирске, Липецке и Хакасии президента категорически не поддержали. В Москве и Челябинске произошел раскол: исполнительная власть указ поддерживала, а законодательная выступила против. В национальных республиках, Татарстане, Удмуртии и Чечне, поспешили заявить о главенстве местных конституций на этих территориях и не стали вмешиваться в московские конфликты.
"Он врет"
Уже через несколько часов после обращения Бориса Ельцина к нации на экстренном заседании ВС Александр Руцкой принял полномочия и.о. президента
В 23:00 21 сентября доступ к Белому дому был блокирован. Часом ранее на экстренном заседании президиума Верховного совета Александр Руцкой принял полномочия и. о. президента. Впереди были сложные переговоры с участием патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре.
Почти все участники тех событий уверены, что к моменту подписания указа N1400 противоборствующие стороны настолько увлеклись личным противостоянием, что не смогли бы сесть за стол переговоров, чтобы решить конфликт мирным путем. "Если бы такая возможность была, ее попытались бы использовать,- говорит Гадис Гаджиев.- Но стороны были недоговороспособны. И ответственность за это, думаю, в большей мере лежит на тех, кто сидел тогда в Белом доме". Председатель ВС Руслан Хасбулатов c этим категорически не согласен: "Если бы Ельцин за день пригласил меня к себе и сказал, что намерен подписать такой указ, мы бы договорились. Я не цеплялся за свою должность и предотвратил бы вселенский позор". По словам господина Хасбулатова, он постоянно посылал в Кремль сигналы о готовности начать переговоры, но не смог добиться личной встречи ни с президентом, ни с премьер-министром Виктором Черномырдиным. "Мы предлагали: давайте вместе пойдем на выборы,- утверждает Руслан Хасбулатов.- Досрочные выборы президента и парламента могли бы разрешить ситуацию". Депутат ВС Сергей Бабурин также уверен, что стороны могли уладить тогда конфликт мирным путем, если бы Борис Ельцин согласился на досрочные выборы. По его словам, "нулевой вариант", предполагающий единовременную отставку главы государства и роспуск парламента, мог разрешить ситуацию мирным путем. Тем более что еще за несколько дней до подписания указа Борис Ельцин говорил о своей готовности к досрочным президентским выборам. "Большинство депутатов склонялось к тому, что можно самораспуститься,- утверждает господин Бабурин.- Но все, кто знал Ельцина, понимали, как только он начинал что-то одобрять - значит, этого не будет. Так что в его отставку никто не верил". Он вспоминает, как полугодом ранее, в марте 1993 года, Борис Ельцин подписал указ "Об особом порядке управления страной", также выступив с телеобращением, в котором объявил о приостановке действия Конституции, но спустя несколько дней ситуацию отыграл. "Тогда единство разных ветвей власти помогло снять напряженность, и осенью нам казалось, что эти уроки не прошли зря, что мы многому научились и сумеем преодолеть кризис,- говорит Сергей Бабурин.- Времени найти компромисс хватало. Была активная позиция регионов, требовавших остановить бардак. Были переговоры в Свято-Даниловом монастыре. Но фактически в стране осуществлялся переворот, во главе которого стояла одна группировка"."
Не навязываю читателям выводы, но.....
Остаюсь, сам для себя и наедине со своей совестью, верен тезису о том, ельцинский Указ 1400, как и последующие решения Парламента, в почти равной степени (ответственности президентской команды за антиконституционный переворот было, это данность, больше - они банально начали первыми грубо нарушать законодательство!), имел фатальное значение для исторической судьбы России. Если мы желаем в дальнейшем действительно коренной - цивилизованной трансформации, то нужно делать всё возможное, чтобы следующий исторический поворот происходил без подобных противоправных решений и таких же ответных реакций. Когда государственные Институты начинают входить между собою в процесс внутреннего военно - политического противостояния, а обращения к армии и к прочим силовикам понеслись с первых же дней эскалации, то это означает отход от принципов правового государства, не смотря на любые оправдания. При этом, ну - разумеется, никакой уверенности в том, что подобное невозможно в будущем у меня, по итогам многолетних размышлений, нет. Есть лишь робкая надежда на более сглаженные сценарии, которую отчасти уже дарит меняющаяся палитра социологии. Будущая команда реформаторов - технократов, есть основания так думать, будет способна на подобные же меры. Ну а депутатов, выбранных на не вполне честных и свободных отечественных выборов (тем более, с учётом их зарплат!), российский народ снова, мягко скажем, будет поддерживать меньше, чем реформаторов. Особенно, если представить ситуацию наступившего "поколенческого сдвига", в котором наиболее несогласным с линией "особого пути" захочется что-то поменять. И, точно также, в ответ на подобные же меры, гипотеически возможно, ожесточение "Последних из Кузьмичей", который опять окажутся в заведомо проигрышной ситуации, но будут вновь готовы поступать, некоторые "идя до конца", лишь "по - понятиям". Ну и да, у наиболее консервативных из депутатов(а также у деятелей категории "те, что рядом"), это очевидно, будут связи и сторонники. А технократы - реформаторы военным и МВД, плюс Россгвардии, как бы это корректнее сказать-то...., скажем так, создадут мотивации, чтобы поддержать трансформацию. Ведь у тех, кто контролирует именно исполнительную вертикаль, если смотреть по ситуации "у нас", то возможностей объективно больше. Понимаю, что говорю вещи, очень и очекнь непохожие, на то, что говорилось и писалось мною раньше. Это логично. Ведь я обещал действительно честный анализ да прогноз, в юбилей тех фатальных событий. Подобные диктаторские указы, а также типично туземная встречная реакция на них, если говорить честно, то формируют неправовое поле. А также стереотипы поведения формируются, для всех субъектов процессов, исключительно неправовые, из багажа стран третьего мира. Ну а потом, если можно распустить Парламент, то также легко двинуть танки на, пытающуюся отделиться, автономию, не считаясь со смертями парней, которым жить да жить. Легко фальсифицировать выборы, причём - постепенно, на всех без исключения уровнях, было бы желание да возможности. Кстати, а ведь в определённом событийном моменте "красно - коричневые" и самые отмороженные из "синих" (так некоторые называли сторонников президентской диктатуры...), ну да, объединяться, в варварской попытке "особых" построить "управляемую демократию", а далее перейти к автократии туземного "особого пути". Впереди пик отмороженности, а потом - подобие оттепели. И снова "ход спирали", зависящий от каждого из нас.