В Тобольске нет музея декабристов!
Для всех, интересующихся сей темой, ну да, охотно сообщаю: тематические музеи в условном "урало - сибирском" (то есть в землях, которые то Сибирь, то Урал...) имеются в Ялуторовске (между прочим, интересный, как говорят, провинциальный городок с колоритной архитектурой, к тому же его автостопщики любят в виду удобства стопа дальше на Сибирь!), а также в Кургане, центре региона Зауралье. В Тобольске же - нет. Но, скажем так, есть декабристский след и "та самая" составляющая для экскурсии. Сегодня мы с вами отправимся на старое Завальное Кладбище, расположенное рядом с Рощей Журавского, прям у которой и расположен Памятник Жёнам Декабристов. Вот, с него, собственно, и начнём. Тем более, что это так просто, потому как городские автобусы Тобольска ходят по великолепной отлаженной схеме, красующейся на любой остановке, там каждому будет понятно на чём ехать до нужного места. Нам нужна остановка Роща Журавского. Выходим - переходим - любуемся Памятником.
Образ заведомо собирательный. Женскому Подвигу посвященный. И отодвинем сегодня в сторону оценочные мнения да суждения. Просто воздадим нравственный долг памяти, один из тех долгов, который я - убеждённый циник по отношению ко всем прочим многим "долгам", признаю. Женщины совершили Подвиг, поехав вслед за своими мужьями на поселение рядом с местами отбывание каторги, а далее - на поселение по местам ссылки. Можно относиться, наверное, как угодно. Но, вот, сам факт Подвига налицо. И это обстоятельство не зависит от отношения к самому восстанию декабристов. Впрочем, о феномене русского бунта или российской попытке государственного переворота (мятежа), а это разные исторические явления, невольно возникают мысли по мере дальнейшего продвижения по ходу аллеи, идущей в сторону входов на Завальное Кладбище и центра города Тобольска. Смотрим на суровые барельефы. И невольно о многом задумываемся.
Россия была всегда страной, в которой наиболее мало цивилизованных способов обеспечения назревших перемен. И, вот, увидев жизнь в Европе, да, участники одной из великих войн, которая справедливо завершилась заграничным походом, задумали эти перемены обеспечить. У них были причины. Не у каждого, это особливо заметим, благородные. Но, вот, историческое событие состоялось. И очень многое с этим событием связано.
Впрочем, мы уже на Завальном Кладбище, более того, на могиле известнейшего Вильгельма Карловича Кюхельбекера. пламенного идейного декабриста, присоединившегося к восстанию, уже будучи отставным чиновником - сугубо штатским человеком.
"Кюхля", покоящийся под плитой с католическим крестом, кто бы что не говорил, но был яркой и колоритной личностью. Большую часть жизни Кюхельбекера составили пламенные метания. Дальше же - тюрьма, каторга и ссылка, как наработанный за мятежность результат. Так бывает. Особенно - в России. Этот интересный человек успел пожить как в Кургане, так и в Тобольске. В Тобольске, куда переехал на лечение, он почувствовал себя лучше, чем в Кургане, но прожил всё равно несколько месяцев, потому как болел чахоткой, что в условиях того времени не оставляло особых шансов. Что тут сказать? Вечная память.
Другому декабристу - Башмакову, также в Тобольске оказавшемуся, так и вообще, что называется, "не повезло". Его история - пример, что достаточно давно на земле российской существует порочная практика необоснованных дел да репрессий.
Суть тут в чём? Разжалованный да неблагонадёжный армейский служака Башмаков, если смотреть внимательно, то был "виновен" лишь в том, что квартировал у декабриста Муравьёва - Апостола. Вот и всё. Этого было достаточно для приговора военного суда. Особо это отметим, что в списке "официальных декабристов" этого человека, осужденного простым военным судом, а не коллегией Верховного Уголовного Суда империи нет. При этом, именно на Завальном Кладбище Тобольска Башмаков значится именно декабристом. Таковы каверзы истории и перепетии человеческих судеб, занятным образом преломляющиеся даже опосля кончины. Впрочем, достаточно интересен факт, что...., уже будучи стариком, Флегонт Миронович Башмаков был высочайшим решением прощён, но после императорского повеления не захотел покидать Тобольск.
Мы вышли с Завального Кладбища Тобольска и вновь идём к Памятнику. С одной стороны - уют аллеи. И барельефы, говорящие о многом.
Что тут сказать? Будем помнить. Как и многое. В непростой Истории.
Click to view
Вот так и я, снова вспомню свой жизненный момент, когда во время соответствующих обстоятельств, обедал в вагоне - ресторане плезда, который вёз меня в другой декабристский город, не Тобольск, а Курган, прям под известнейший декабристский фильм. И чувствовал себя "немного декабристом". Это было в декабре 2007 года, когда я стал "немного правозащитником" и вёз уже вторую партию (первая была доставлена неделю назад автобусом!) листовок в рамках осуществления общественной защиты по одному уголовному делу. Но это была, что называется, "совсем другая история".