Исток "глубинной" ментальности, вернее, "один из".......

Feb 03, 2022 23:12

Почему "глубинный народ" порой на автомате противостоит государству, даже если, особенно при внешнем давлении, поддерживает его?

Ответ на сей непростой вопрос, на мой скромный взгляд, следует искать в истории криминальной ментальной составляющей "глубинного" народного сознания, до сих пор основательно бытующей среди самых широких народных масс, особенно на уровне "массового подсознания".

Я предлагаю самым решительным образом отказаться от "нерусской" версии происхождения российского криминала, хотя честно признаю, что то же слово "пацан", возможно и наиболее вероятно, имеет нерусское - неславянское происхождение. То известное обстоятельство, что у профессиональной преступности сегодня в России кавказская и закавказская основа также есть, В ДАННОМ МЕНТАЛЬНОМ СЛУЧАЕ, "не суть". Существовал и "русский корень", отлично прописанный как некий код в заметке на одном популярном культурологическом - историческом ресурсе.

Итак.....

Офени: почему русские уголовники использовали именно их жаргон
https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/ofeni-pochemu-russkie-ugolovniki-ispolzovali-imenno-ih-jargon-61dd79c8f171825276bd8db7?&


Бабки, пахан, лох, шуровать - эти и многие другие слова появились в уголовном жаргоне из тайного языка странствующих коробейников офеней. И на то были свои причины.

Ботать по фене
В монографии «Особенности возникновения и развития организованной преступности в дореволюционной России» О. Калпинская справедливо отмечает, что к началу XVIII века на территории страны сформировались «корпорации бродяг», промышлявших мелкими кражами и попрошайничеством. Именно их и принято считать костяком «ордена воров», которых сегодня называют ворами в законе. В элиту входили воры-карманники и медвежатники - те, кто обладал виртуозными техническими навыками. Кроме них к началу XX века в стране орудовало немало банд конокрадов, которые воровали, перекрашивали, перегоняли и продавали лошадей; картежных шулеров и фальшивомонетчиков.

В XVIII веке встречались целые селения разбойников и воров. К тем же временам относят появление воровских законов, из которых до сегодняшних дней сохранились такие, как внесение платы за вступление в воровское братство, прохождение обряда посвящения, замена имен прозвищами и общение на фене - тайном языке бродячих торговцев офеней. Примечательно, что одним из первых, кто показал, что истоки уголовного арго лежат в тайном языке офеней, был известный фольклорист и этнограф, автор легендарного «Словаря живого великорусского языка» Владимир Даль.

Не обманешь - не продашь
В 60-е годы XIX века князь-беллетрист К. Мещерский писал, что каждый на Руси - от Вислы до Тобольска и от Дона до Лены - знает офеней, вечных странников, говорящих на своём кодовом языке, неустрашимых и хитрых и обманывающих везде, где обмануть можно. Хотя основным промыслом офеней была продажа разных мелочей (тесьмы, лент, иголок, ниток, пуговиц и другого кустарного товара), в их лексике было мало профессиональных слов, связанных с торговлей. Причины понятны: когда продавцы, переговариваясь между собой, употребляют непонятные для других слова, они получают больше возможностей обмануть покупателя.

Как пишет Н. Хаджаева в монографии «Лингвокультурологический аспект возникновения в языке социальной лексики», в возрасте 8 лет мальчиков начинали обучать офенству. Наряду с побоями и лишениями, голодом и отсутствием постоянного дома детям, чтобы выжить, приходилось постоянно перенимать и совершенствовать приемы взрослых, которые обманывали покупателей при любом удобном случае. А чтобы дело точно выгорело, в разговоре между собой офени пользовались тайным языком. К тому же среди них было предостаточно людей с криминальным прошлым, разбойников, которые рано или поздно повторно оказывались на каторге и обучали коллег-каторжан секретному языку.

По Владимирскому тракту
Важно и то, что офенями принято называть крестьян Владимирской губернии. Большая их часть старалась не уходить далеко от родного края. Поэтому те преступники, которых гнали по знаменитой Владимирке на каторгу, могли, общаясь с офенями или слыша их речь, заимствовать отдельные их слова. Конечно, непосвященные не догадывались, что: фраза «Кчон не мастырит, тот не бряет» означает известную пословицу «Кто не работает - тот не ест» и что хаза - это притон, лох - изначально мужик, крестьянин (сейчас - доверчивый и не слишком умный человек), пахан - изначально хозяин (сейчас - опытный вор), клёво - хорошо, лафа - свободная жизнь, стрема - опасность. Но порой семантика отдельных слов угадывалась из контекста.

Чужой среди своих
Употребление даже отдельных слов в речи позволяло и офеням, и уголовникам не только размыть смысл сказанного, но и идентифицировать говорящего, быстро установить его принадлежность к странствующе-преступной среде, понять, что он свой. По наблюдениям земляка владимирских офеней, сенатора и экономиста В. Безобразова, они отличаются от обычных крестьян низким ростом, вертлявостью, одеждой, бытом и собственным лексиконом. Жизнь по понятиям и феня позволяли преступникам дистанцироваться от общества, обособляться и подчеркивать свою непохожесть на остальных.

Знание языкового кода было крайне важно еще по одной причине. Оно помогало выявить засланного казачка - человека, которого правоохранительные органы могли внедрить в уголовный мир. Я. Красковский в статье «Уголовный жаргон» рассказывает, что для обозначения доносчика, осведомителя уголовники использовали не только хорошо известное «стукач», но еще с десяток синонимов. Например, брус лягавый - осведомитель-заключенный, или духарь - любой доносчик. При этом оперативник, пытающийся выдать себя за вора в законе или закоренелого рецидивиста, проваливали чаще всего именно языковой экзамен.

Криминальный талант вечных странников
Ошибочно полагать, что офенский лексикон знали только коробейники Ковровского и Вязниковского уездов Владимирской губернии. Владимир Даль пишет, что им пользовались многие профессиональные сообщества и социальные группы, чья жизнь предполагала постоянные перемещения. На офенском умели общаться нищие и раскольники, ямщики почтовых трактов и крестьяне, работающие на отхожих промыслах, торговцы-разносчики и даже мелкие купцы. Непонятный другим язык был удобным механизмом: он позволял обсуждать дела, в том числе и схему облапошивания, прямо в присутствии покупателя.

Язык офеней прижился также в преступной среде. Владимир Даль отмечал, что в Тверской и Рязанской губерниях был распространен так называемый кантюжный язык, в основе которого лежал офенский. На нем разговаривали записные нищие и мошенники, разбойники и конокрады. Например, воры-карманники (ширмачи) охотно употребляли офенское слово «ширман», означающее карман. При этом со временем у «ширмана» появились десятки синонимов: балка, шхера, гужак - для обозначения различных типов карманов. Используя офенский язык, уголовники могли без проблем общаться друг с другом на любые темы в присутствии охранников: обсуждать способы нарушения тюремных правил, варианты мести надзирателю или даже план побега.

Вот, собственно, такая получается история........
И "всё это" берёт истоки из культуры русских братьев - разбойничков из более стародавних времён. А в более новые времена были революции в начале и в конце двадцатого века. После первой успешной революции уголовники стали "социально близкими", ну а после второй....... так она вообще стала именоваться "великой криминальной революцией", когда криминал зарешивал экономические и политические вопросы на всех управленческих уровнях, а профессии "вор" и "бандит" стали вполне для очень многих приемлемыми как вариант обустройства жизни да карьеры. Всё это исторично и логично. Во время российских смут понятия заменяют законы как нормы и правила жизни, а вооружённая организованная преступность подменяет государство в выполнении функции регулятор и реального управленца. Что же касается ментальности и культуры, то данные всеобъемлющие сферы также основательно криминализируются. Данное явление касается только лишь криминала, блатных и приблатнённых? Если даже перейти к чисто культурному феномену, то могу прям сейчас поставить блатную песню, которую в бытность распространённости магнитофонных кассет часто..... покупали в лихие 1990-е представители рабочего класса, малого бизнеса и даже интеллигенции на центральных улицах российских городов.

image Click to view


На этом, пожалуй, пусть будет всё. Хотя, нет, в финале заметочки - зарисовочки, всё же посмею выразить благодарность началу двадцать первого века, когда укоренённость приблатнённого сознания именно среди всех прочих социальных групп да страт начинает считаться чем-то маргинальным и неприемлемым. Будем надеяться на лучшее. У Италии вона почти получилось. Альтернатива псевдотрадиции к тому же вполне так есть, это собственно народная традиция, особенно адекватная современным реалиям. Описанное здесь - данность, которая оказала влияние и может быть сужена касательно поля своего только лишь в процессе взаимодействия традиции и модернизации. Разумеется, что всё будет "медленно и печально". Но условный "свет" в конце данного "ментального тоннеля", при выполнении условия поддержания относительно спокойной и сытной жизни без очередного разрушения "до основания", безусловно, имеет место быть.

Криминал, Культура, Туземцы, Менталитет, Псевдотрадиция, Россия

Previous post Next post
Up