Эти тезисы более чем серьёзны, но они вынуждены пробивать стену лоббизма!

May 29, 2017 09:33

Сегодня я публикую тезисы доклада Юрия Черкасова, озвученные, как уже неоднократно было замечено, на Невском Экологическом Конгрессе с боем, распространённые среди участников Невского Экологического Конгресса Юрием Черкасовым. Эти тезисы против проекта Томинский ГОК подготовила научный деятель и независимый эксперт Князева Светлана Васильевна. Специалисты такого уровня как С. В. Князева, как минимум. заслуживают приёма на самом высоком уровне и внимания к своей позиции со стороны представителей власти. Данные тезисы - как минимум есть повод для серьёзного многостороннего диалога, которого, к сожалению, не наблюдается. Вместо диалога мы видим продавливание и лоббирование интересов корпорации РМК со стороны представителей регионального руководства Челябинской области. Именно такими, нелицеприятными относительно челябинской региональной власти словами, собственно, и представляется возможным оценить поведение на Невском Экологическом Конгрессе вице-губернатора Челябинской области Климова Олега Борисовича. Юрию Черкасову, безусловно, удалось, что называется, создать событие и дать импульс новой линии вынужденного диалога. Именно вынужденного, потому как захват микрофона на круглом столе стал продуманным, умышленным и вынужденным шагом. Гораздо лучше было бы, разумеется, подискутировать с представителями ЗАО РМК и вице-губернатором О. Б. Климовым в абсолютно спокойном и деловом режиме. Но снова пришлось пробивать право слова. Что было сделано, разумеется, абсолютно правильно, тем более что, Ю. Б. Черкасову это самое право слово и время для выступления было обещано заместителем полпреда Президента по УрФО А. П. Моисеевым. Выступление было обещано - выступление состоялось. Теперь наступает время спокойной раскрутки, изложенных в своей основе. тезисов, чем мы, собственно, и будем заниматься. На всех уровнях. Всеми возможными способами. Это тоже коммуникация и диалог. К сожалению, на фоне корпоративного лоббизма вместо процедурной прозрачности.Впрочем, о чём это я? Я ведь сам в своё время, во время получения политологического допобразования, защищал квалификационную работу на тему "Политическая институциализация групп экономических интересов" ещё в 2000-м году, когда корпоративистская - лоббистская тенденция в полной мере оформилась и только лишь готовилась в полную силу подчинять себе, укрепляющиеся после бардака 1990-х годов, государственные институты и механизмы. Да, я в том числе и как эксперт понимаю: такое время - такие реалии. Но, так или иначе, времена и реалии подлежат изменению. Хотелось бы, чтобы эволюционному.
А теперь обещанный репост!
Оригинал взят у cher_chel в "О НЕДОПУСТИМОСТИ ТОМИНСКОГО ГОКа". Тезисы к выступлению на невском экологическом конгрессе.

В период с 24 по 26 мая 2017 года в Санкт- Петербурге проходил Восьмой невский международный экологический конгресс.
В рамках этого конресса 25 мая состоялась серия круглых столов, один из которых был посвящен экологии Урала.
Он так и назывался: "Урал: экология, инновации".
Отвечал за организацию круглого стола аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
Специально для этого круглого стола независимый эксперт Князева Светлана Васильевна приготовила тезисы  доклада о недопустимости строительства Томинского ГОКа, который я и предлагаю вашему вниманию.

Тезисы к выступлению на заседании круглого стола № 5
Восьмого невского международного экологического конгресса«О недопустимости реализации проекта Томинского горно-обогатительного комбината в Сосновском районе Челябинской области в целях защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, безопасную экологию, жизнь»

1. Историческая справка о Томинском месторождении, запасы меди, химический состав.
О наличии медно-порфирового оруднения на Томинском участке известно с 1957 года, но как Томинское месторождение оно впервые охарактеризовано в 1985-1992 годах.
1992 год - год открытия Томинского месторождения.
Согласно информации сайта «Медь России. 2012г», основные запасы меди сконцентрированы в Дальневосточном федеральном округе, где выявлено 60% Российских ресурсов меди высокой категории достоверности.
Из медно-порфировых месторождений самое богатое по содержанию меди - «Песчанка» на Чукотке (доля в балансовых запасах РФ - 4%; содержание меди в руде - 0,83%), самое бедное - «Томинское» на Южном Урале (доля в балансовых запасах РФ - 1,7%; содержание меди в руде - 0,47%). По уточненным данным из материалов Протокола ГКЗ №4298 от 28.08.2015г, бортовое содержание меди в руде- 0,3% кат. Р1 и 0,34% кат. Р2.
Сведения о «крупнейшем» в стране Томинском месторождении, распространяемые АО «РМК» - недостоверны. Это - миф.
В месторождении сосредоточены руды: окисленные, вторично-обогащенные, первичные.
По результатам фазовых анализов содержание сульфидов меди в рудах составляет: окисленные - менее 25%; вторично-обогащенные - более 75%; первичные - более 90%.
Химический состав руд, кратко: кремний, железо, сера, медь, сурьма, цинк, углерод, барий,  мышьяк, кадмий, свинец, бериллий, молибден, никель, литий, золото, серебро и др. Среди перечисленных металлов - элементы 1 и 2 класса опасности: мышьяк,  бериллий, кадмий, свинец, хром, цинк, сурьма и др.

2 Характеристика площадки Томинского месторождения и планируемого ГОКа.
Месторождение расположено на чрезвычайно проблемной территории: в густонаселенном районе Томинского сельского поселения; в шаговой доступности от поселков и СНТ (на расстоянии от границ планируемого ГОКа - 100, 880, 890, 1140, 1780, 1765 м и т.д.), над их подземным  питьевым источником - единой водоносной толщей мезозойского и палеозойского водоносных горизонтов; в 7-8  км от трех месторождений подземных пресных питьевых  вод, прошедших Государственную экспертизу (Южное, Западноприисковое, Полетаевское); в 9 км от  Шершневского водохранилища - единственного безальтернативного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения всего Челябинского промрайона; вне зоны санитарной охраны водохранилища, но в пределах его водосборной площади; в                 12 км от миллионного  г. Челябинска; в «пригородной зеленой зоне» города, выполняющей санитарно-гигиенические, защитные функции, «легких» промышленного гиганта, дающих сегодня городу 55% чистого воздуха.
«Пригородная зеленая зона», созданная совместным решением бюро Челябинского обкома КПСС и Челябинского облисполкома от 10.04.1959 г.  № 62 и, далее, решением Челябинского облисполкома от 26.05.1959 г. № 286, включает леса Томинского сельского поселения.
В настоящее время это - «лесопарковая зона», «ценные леса» Смолинского участкового лесничества Шершневского лесничества, в которой статьей 105 Лесного Кодекса запрещена разработка месторождений.
Через площадку месторождения проходят 2 тектонических разлома: (Томинский и Тимофеевский) в северо-западном направлении - к р. Миасс и Шершневскому водохранилищу, способствующие ускоренному поступлению в подземные питьевые воды и водохранилище высокотоксичных вредных веществ из состава руд.

3 Состав Томинского ГОКа - предприятия 1 класса опасности, производительностью 28 млн. тонн руды в год.
● Два карьера глубиной 540 м (Томинский) и 350 м (Калиновский), в которых производятся взрывные работы;
● гидрометаллургическое производство для переработки окисленных руд - цех кучного выщелачивания с орошением измельченной руды раствором серной кислоты,  технологические емкости, цех переработки растворов;
● обогатительная фабрика для переработки первичных сульфидных руд;
● хвостохранилище площадью 800 га и высотой дамбы обвалования 96,5 м для складирования токсичных «хвостов»; используется для оборотного водоснабжения;
● склад и насосная станция серной кислоты;
● склад ГСМ;
● склад извести и известняка;
● отвалы руд, вскрышной породы, выщелоченных руд, содержащие вещества 1 и 2 класса опасности; значительная часть отвалов в северо-западном и северном участках площадки ГОКа  попадает на водосборную часть Шершневского водохранилища;
● объекты инфраструктуры;
● внеплощадное энергоснабжение, водоснабжение, транспорт.

4 Воздействие проектируемого ГОКа на природную и социальную среду.
В финансовых интересах оффшорной компании АО «РМК» девятнадцать (19) кварталов Смолинского участкового лесничества Шершневского лесничества площадью более двух тысяч гектаров «двойным росчерком пера» были переведены из «ценных» лесов «лесопарковой зоны» в «эксплуатационные» леса под площадку планируемого Томинского ГОКа.
«Первый росчерк» - Постановление Правительства Челябинской области №57-П от 20.02.2013, исключающее лесные кварталы из «лесопарковой зоны» и включившее их в «противоэрозионные леса».
«Второй росчерк» - Приказ Рослесхоза №337 от 25.11.2013 переоформивший лесные кварталы из «противоэрозионных» в «эксплуатационные» леса по предложению Правительства Челябинской области.
Так Правительство области и Минприроды России «защищают» конституционные права граждан на здоровье, благоприятные условия жизни, безопасную экологию.
Преобладающие южные, западные, юго-западные массы чистого воздуха, проходя через лесные массивы Томинского сельского поселения - «лесопарковую зону», насыщающие кислородом воздух областного центра, при реализации проекта планируемого ГОКа станут грязными, содержащими высокотоксичные вещества. Это недопустимо!
В процессе строительства, эксплуатации и рекультивации планируемого ГОКа прогнозируется уничтожение более 2000 га лесных массивов, естественного почвенного и растительного покрова, мест обитания животных, загрязнение атмосферного воздуха.
Пылевые облака с высокотоксичными веществами накроют поселки, СНТ, водосборную площадь Шершневского водохранилища. Содержащиеся в отвалах руд, вскрыши, карьерах, пыли в форме нерастворимых сульфидов токсичные вещества 1 и 2 класса опасности в присутствии кислорода воздуха и влаги (воды) превращаются в водорастворимые сульфаты и серную кислоту, мигрируют, отравляя все живое. Будут отравлены подземные и поверхностные питьевые воды; загрязнение почвы до экстремальных значений достигнет более 7 км.
Без воды и чистого воздуха не выживет столица Южного Урала и ее окрестности.
Планируются риски глобальных экологических и социальных катастроф, особенно при аварийных ситуациях с хвостохранилищем (прорыв намывной дамбы), трубопроводов серной кислоты, технологических трубопроводов.
По расчетам специалиста-гидрогеолога загрязненные  высокотоксичными веществами подземные воды, благодаря тектоническому разлому, достигнут Шершневского водохранилища через около 5 лет. Постепенно, при сроке эксплуатации ГОКа - 27 лет, вода в водохранилище станет «недопустимо экстремально грязной».
В настоящее время вода в водохранилище «сильно загрязненная», соответствует 3 классу разряда Б. Поэтому, появление на правом его берегу «бомбы замедленного действия» - Томинского ГОКа просто недопустимо.
Создается серьезная угроза здоровью и жизни граждан.
Высокотоксичные вещества из состава руд провоцируют серьезные заболевания: сердечно-сосудистой, нервной систем; желудочно-кишечного тракта, почек, печени; онкологические заболевания; отравления, летальный исход.

5 Социологический опрос и «независимый аудит»
Благодаря неоднократным обращениям специалистов-экспертов, представителей научного сообщества, граждан к Правительству Челябинской области, Минприроды России, Президенту страны; протестным пикетам и митингам, ВЦИОМ в феврале - марте 2016 года проведен опрос жителей г. Челябинска и семи муниципальных районов области. Результат опроса: против строительства Томинского ГОКа. - 73% жителей г. Челябинска и 51% от всех опрошенных.
Кроме того, против строительства ГОКа - 99% жителей Полетаевского сельского поселения и 98% - Вознесенского.
По решению Губернатора области был осуществлен «независимый аудит» проектной документации Томинского ГОКа Уральским Государственным Горным Университетом (УГГУ). В результате даны рекомендации: «отказаться от технологии гидрометаллургического производства, включающей кучное выщелачивание окисленных медных руд»; «рассмотреть альтернативный вариант складирования обезвоженных хвостов обогащения, в том числе с их транспортированием и закладкой в выработанное пространство, например для рекультивации Коркинского разреза».
Не разобравшись в сути рекомендации по закладке хвостов в Коркинский разрез, Правительство области, отдельные представители министерств РФ подхватили эту идею, превратив ее в «дорожную карту».
Учитывая токсичность хвостов ГОКа, рекомендации можно назвать «размещением хвостов в Коркинском разрезе», а не его «рекультивацией».
И, главное, согласно статье 51 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», опасные отходы запрещено размещать над подземными водоносными горизонтами питьевых вод. Район  Коркинского разреза, это - Западно-Сибирский сложный артезианский бассейн питьевых пресных вод, источник хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов. Это - стратегические запасы страны.
Несмотря на сообщения Минэкологии области, Минприроды РФ о проводимой АО «РМК» переработке проектной документации по рекомендациям УГГУ, переработанная документация общественности не представлена.
На сайте Администрации Сосновского МР, было размещено сообщение о назначенных на 07.04.2017г общественных слушаниях Градостроительной документации «Корректировка генерального плана, правил землепользования и застройки Томинского сельского поселения». В размещенной на сайте документации отсутствуют только объекты гидрометаллургического  производства. Сохранены в прежних габаритах хвостохранилище и вся площадка ГОКа. Кроме того, по всем объектам ГОКа в течение лета-осени 2016 года получены положительные заключения государственных и негосударственных экспертиз на отделения ГОКа
В том числе, по объекту «Хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение» - положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 1098-16/ГГЭ-9001/15 от 10.09.2016 г.
Сохранение хвостохранилища с одновременной пиар-компанией по использованию Коркинского разреза для складирования в нем токсичных хвостов - политика двойных стандартов, практикуемая АО «РМК». Вводятся в заблуждение не только граждане, но и Правительство Челябинской области, Минприроды России, Общественная палата РФ, Администрация Президента страны.
Результаты прошедших 07.04.2017 года общественных обсуждений градостроительной документации Томинского поселения должны быть отменены, как несоответствующие рекомендациям УГГУ. В целом, выводы экспертов УГГУ по проектной документации Томинского ГОКа не отвечают на главные вопросы:
·      Сохранятся ли подземные и поверхностные (Шершневское водохранилище) питьевые источники пригодными для хозяйственно-питьевого водоснабжения?
·      Сможет ли выжить миллионный Челябинск и его окрестности, если основной поток чистого воздуха (55 %) из лесных массивов Томинского поселения «пригородной зеленой зоны», где планируется ГОК, будет загрязнен  высокотоксичными веществами 1 и 2 класса опасности?
Кроме того, экспертами аудита упущена серьезная недоработка проекта ГОКа - необеспеченность свежей технической водой. По расчетам специалистов ООО «ЮжУралНИИВХ» потребность планируемого ГОКа в свежей технической воде занижена в 2,5 раза (8,0 млн м 3 против 20 млн м3в год) и не может быть восполнена из принятых источников - реки Чумляк  и озера Синеглазово.
Необходимые водные источники в данном районе отсутствуют.
Неслучайно, АО «Томинский ГОК» оформлена неотраженная в проекте лицензия ЧЕЛ 02840 ВП от 24.04.2015 «Северо-Шеинский участок. Воды пресные для технологических нужд». Однако, использование чистых питьевых подземных вод для технологических нужд требуют обоснования и соответствующих согласований.
Экспертами не учтены тектонические разломы, наличие в рудах сульфидов (пириты и сульфиды других тяжелых металлов 1 и 2 класса опасности), которые на воздухе в присутствии влаги превращаются в водорастворимые сульфаты и серную кислоту. Дисперсность переработанной руды 39 мкм - 71 мкм ускорит эти процессы. Кремнеземная пыль с токсичными включениями сотнями тысяч тонн ляжет на водосборную площадь Шершневского водохранилища.
Таким образом, даже в случае переработки проектной документации Томинского ГОКа по рекомендациям УГГУ, гарантируемые Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья не будут обеспечены.

6 Нарушение действующего законодательства и нормативов.
Специалистами, независимыми экспертами выявлены серьезные нарушения нормативов, действующего законодательства при подготовке, согласовании и экспертизе проектных материалов Томинского ГОКа. Примеры:
·      Эколого-экономическое обоснование к Протоколу ГКЗ № 4298 от 28.08.2015 г., в нарушение ведомственных нормативов, выполнено без учета химического состава руд, без оценки влияния ГОКа на подземные и поверхностные питьевые источники. Шершневское водохранилище в Протоколе даже не упомянуто.
Именно на этом чрезвычайно важном этапе необходимо было остановить выдачу лицензии - работа РОСНЕДРА Минприроды РФ.
·      Положительные заключения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), утвержденные приказами Росприроднадзора № 875 и № 876 от 03.11.2015 года, выданы только на два отделения ГОКа (Горно-транспортная часть, Хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение), в нарушение п.7.2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ. Так как отходы I-V класса опасности размещаются на всей площадке ГОКа, ГЭЭ подлежит вся площадка ГОКа комплексно.
Умышленно неверное толкование п.7.2 статьи 11 позволило АО «РМК» раздробить проект «Томинский ГОК» на отдельные части, по которым получить положительные заключения государственной и негосударственных экспертиз.
На замечания экспертов г. Челябинска по поводу выполнения ГЭЭ только на части объекта, Росприроднадзор ответил: «Мы работаем по заявочному принципу». Замечания «по сути» были проигнорированы, остались без ответа.
·                    При нормативном размере санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ГОКов - предприятий   1 класса опасности - 1000 метров (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) Роспотребнадзор РФ утвердил размеры усеченной СЗЗ - от 465 м, 800 м и 1000 м в зависимости от расстояния до населенных пунктов, в целях сокращения возможного расселения граждан.
Однако, размер расчетной усеченной СЗЗ определен без учета высокотоксичных компонентов неорганической пыли, что является нарушением требований ведомственных нормативов. На замечания экспертов г. Челябинска Роспотребнадзор РФ не ответил.
·                    В нарушение статей 20, 22, 23, 24 Закона № 174-ФЗ, АО «РМК» и администрация Сосновского района на 18.05.2017 года, несмотря на решения судов различных инстанций, включая Верховный суд, не представили проектную документацию по Томинскому ГОКу на общественную экологическую экспертизу. Запрос в установленном Законом порядке сделан еще в сентябре 2015 года.
·                    В нарушение «Положения об оценке ОВОС...», утвержденного Приказом Госкомитета РФ по охране окружающей среды № 372 от 16.05.2000 г, АО «РМК» не представило общественности окончательные материалы ОВОС; общественные обсуждения по различным разделам проекта проводились в закрытом режиме.
     Стиль работы оффшорной компании АО «РМК» по проектной документации Томинского ГОКа: закрытость информации, нарушение действующего законодательства, недостоверность информации в СМИ, манипулирование сознанием граждан, Правительства области, Минприроды РФ создал компании «сомнительную» репутацию в нашем регионе, наносящий также вред репутации Губернатора.

7 Обращения к Президенту страны В.В. Путину
За период 2014-2017 годов общественностью г. Челябинска в адрес (лично!) Президента РФ - Путина В.В. отправлены или переданы в администрацию Президента коллективные обращения: от 19.09.2014 г. вх. № 973971; от 01.12.2015 г. вх. № 1279232; от 19.05.2016 г. вх. № 526545; от 25.05.2016 г. вх. № 575276; от 18.01.2017 г. вх. № 48233, а также многочисленные индивидуальные обращения жителей г. Челябинска.
Одновременно с письмами в администрацию Президента были переданы протестные подписные листы: 01.12.2015 г. -108 тысяч, а 18.08.2016 г. - 54 тысячи.
Обращения граждан лично к Президенту РФ В.В Путину от 19.09.2014 г., от 01.12.2015 г., от 25.05.2016 г. не переданы администрацией Президента адресату, а направлены для рассмотрения по компетенции в Минприроды России. Однако, далее последовал «банальный футбол»: Минприроды→Губернатору Челябинской области→Минэкологии области. Граждане не были услышаны.

Обращение от 18.01.2017 г. администрацией Президента также не передано адресату. Четвертый месяц работники аппарата администрации президента своими ответами не «по существу» в неподобающей для столь высокого государственного органа форме, пытаются доказать гражданам Челябинска, используя в полном объеме текст писем-отписок Минприроды России, что компетентны отвечать за Президента страны. В итоге, сообщают о прекращении переписки, что действительно, правильно. Решение наших стратегических вопросов не в компетенции работников аппарата Администрации Президента (А.Клепин, С.Мясоедов, Е.Шипицын, А. Туаев, С.Финтисовой).
Поэтому граждане Челябинска настаивают на передаче своего обращения лично Президенту.

8 ВЫВОДЫ.
В докладе «Об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений», озвученном на заседании ГОССОВЕТА 27.12.2016 г. и одобренном руководством страны, рекомендованы: уход от развития страны по сырьевой модели экономики и переход на эффективную «зеленую» экономику; вывод из городской агломерации предприятий с недопустимым воздействием на окружающую среду для противодействия угрозам экологической безопасности.
Вопреки этим разумным рекомендациям, несмотря на то, что «экологическая емкость Челябинска исчерпана» (Б.А.Дубровский), Правительство Челябинской области планирует новое предприятие 1 класса опасности на стратегически проблемной территории - Томинский ГОК.
При этом, вице-губернатор О.Б.Климов в интервью интернет- агентству Uralpress 22.02.2017 г. заявил: «В моем понимании, Томинский ГОК будет!».
Это официальное заявление члена Правительства области, несмотря на волеизъявления граждан, на гарантии Конституции РФ и Закона № 57-ЗО «О Правительстве Челябинской области».
Создается впечатление, что Правительством области руководят внешние силы - оффшорная компания АО «Русская медная компания» и ее неизвестное пока «лобби».
Более трех лет наблюдается вседозволенность в деятельности этой компании: нарушение действующего законодательства и нормативов, начиная с оформления лицензии на право пользования недрами; получение положительных заключений по проекту Росприроднадзора; Роспотребнадзора; ФАУ «Главэкспертиза России», нарушение прав граждан при проведении общественных обсуждений; блокировка аппаратом Президента обращений граждан лично к Президенту РФ. Правоохранительные органы (прокуратура, ФСБ) находятся под «гипнозом» АО «РМК». Что это? Неудачная конспирология? Признаки коррупционной схемы? Что-то не так и недопустимо в нашей стране!
Для АО «РМК» истинная цель реализации проекта «Томинскиго ГОКа» - стать одним из крупнейших игроков на рынке медных концентратов Средней Азии и Китая». (Постановление Правительства Челябинской области от 20.04.2016 г. № 172-П)
Интересы граждан области оффшорными дельцами не учитываются; им не интересны судьбы людей и миллионного города. Они пытаются реализовать свой проект любой ценой, любыми средствами, лишая здоровья и нормальной среды обитания более полутора миллионов российских граждан. Это подлинная угроза национальной безопасности РФ.
Недопустимо - превращение окрестностей г. Челябинска в зону экологического бедствия, аналогичного Карабашской.
Трудолюбивые граждане Южного Урала, «ОПОРНОГО КРАЯ ДЕРЖАВЫ», заслуживают уважительного отношения к их конституционным правам на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья,безопасную экологию. Имеют право ЖИТЬ (а не болеть и умирать) ДОСТОЙНО.
Мнение общественности, специалистов-экспертов, представителей научного сообщества, граждан г. Челябинска - разработка Томинского месторождения и строительство Томинского ГОКа - недопустимы! Тем более при таком низком содержании меди в руде.

И, в качестве дополнения, для большей наглядности, фрагмент слайда из выступления начальника управления экологической безопасности ООО "УГМК-Холдинг" Копылова Игоря Дмитириевича.
О том, какой доказанный вред на жителей города Верхняя Пышма Свердловской области оказывают тяжелые металлы медеперерабатывающего производства расположенного поблизости завода "Уралэлектромедь".


#Томинский ГОК, Русская медная компания, Юрий Черкасов, Томинский ГОК, # Русская Медная Компания

Previous post Next post
Up