Летняя Школа

Jul 31, 2019 04:04

До того, как попасть в Бельгию, я неделю провела на Летней школе, о чем имею сказать.

Как ни странно, узнала я об этом некоммерческом образовательном проекте только этой весной, случайно из одного из толчкочатов. Это довольно удивительно, поскольку школа (ранее - Школа "Русского репортера") существует уже под двадцать лет и каждый раз набирает по куче потоков на разные темы. Почитать про нее саму можно тут: https://letnyayashkola.org/

На нее довольно хитрая система заявок: сначала надо заполнить большой блок о себе, где надо в основном доказать, зачем ты им, а не они тебе (т.е. чем ты полезен и что ты умеешь делать); потом, вторым заходом, надо выполнить вступительное испытание той мастерской, на которую ты подаешься. Первый этап нужен для уточнения совпадения картин мира, второй - на мотивацию на конкретную область. Эти сложности связаны в том числе с тем, что участникам предстоит жить в лесу в палаточном лагере, питаться едой с костра и так далее - то есть, на этом этапе отсеивается немалая часть народа, которая к этому не готова.

Сначала я решила, что мне нужен поток Анализа данных, однако, получив тестовое задание, осознала, что сначала мне надо как-то одолеть уже статистику и теорию вероятности, без которых язык R мне не светит. Однако так просто от идеи повисеть недельку в лесу отказываться не хотелось, я пошерстила еще и нашла Тестовую мастерскую, где обещали научить по науке составлять различные тесты. Поскольку составление тестов - моя прямая задача на работе, я, недолго думая, переподалась туда, заодно стребовав с работы командировку на эти даты. К слову, в качестве вступительного испытания там была научная статья, которую надо было проанализировать с точки зрения методологии опроса (это заняло у меня два рабочих дня).

Привлекала меня, помимо собственно обучения, давно забытая ностальгическая атмосфера летнего лингвистического лагеря, вот вся эта романтика. Как показала практика, правда - я слишком стар для этого всего, и вот почему. Мало того, что средний возраст присутствующих (как студентов, так и координаторов мастерских) был младше меня лет на 5-7-10, но выяснилось также, что те эмоциональные слоты, которые у людей попадают под ЛШ, у меня давно заняты - филологической тусовкой, ролевиками, Европейским университетом. Судя по всему, идеальный вариант - попасть туда в старшей школе или на младших курсах. Тогда вау-эффект, резкое расширение горизонтов, обретение своей стаи и прочие волшебные вещи юности вам обеспечены, в комплекте с минимальными навыками самообслуживания и выживания в походных условиях. Но для меня вместо романтики в основном случился всяческий геморрой - то ли я совершенно разучилась в это все, то ли просто я - не целевая аудитория (что странновато, потому что тогда а кто еще?).

Во-первых, на первой неделе Летней школы случился дубак. Я после игры на Вуоксе, собираясь в сдвоенную поездку в Казань и под Москву, выложила большую часть теплых вещей, взятых на Вуоксу и не пригодившихся (типа раз уж даже на Вуоксе не понадобилось - не может оказаться нужным через неделю под Москвой!) - и люто пожалела. Было холодно и мокро, одежда намокала и не просыхала, и народ был в среднем похож на армию Наполеона, бегущую из Москвы, когда на каждом было намотано вообще все, что у него с собой было, не глядя на стилистику и сочетаемость. Даже мой горный спальник с температурой комфорта на -5 на грани выдерживал испытания, и только взятое на складе шерстяное одеяло спасло меня от лютой ночной гибели. Этот постоянный холод выжирал все силы, и многие (я в их числе) впадали в режим гибернации, когда хочется только сидеть и не двигаться (а лучше лежать, не выходить из палатки и не совершать ошибку). В результате то ли треть, то ли половина мастерской сбежала примерно на середине цикла или ближе к концу.

Во-вторых, проект, как я уже сказала, некоммерческий и на самообеспечении. А значит, там нет наемного персонала, и все делается своими силами. То есть, каждой мастерской надо в какой-то момент готовить на весь лагерь еду, в какой-то момент мыть на всех посуду, в какой-то - убирать души и туалеты и т.д. Получается, что каждый день один-два учебных слота выпадают (под слотом я понимаю время с завтрака до обеда, с обеда до ужина и после ужина). Если задача легкая - то один, если трудная - то два, потому что после ударного труда никто не в состоянии учиться и преподавать. Так, когда наша мастерская пошла готовить обед (что довольно сурово, поскольку надо сделать три блюда, каждое в ассортименте, на 400 человек), оказалось, что в разведение и поддержание костра, особенно из сырых дров, умеем только я и тетушка за 40. Костров требовалось 4, каждый на 3 двадцатилитровых кана.Из-за неуместного креатива некоторых участников, настоявших на картофельном пюре (!) и тушенной в сметане курице (!!), задолбалась вся команда выше крыши (чистить картошку на 400 человек!), с обедом опоздала, курица ожидаемо сгорела (потому что полный доверху 20-литровый кан невозможно не только обжарить, но даже нормально перемешать со дна при отсутствии нормальных мешалок), и все потом об этом обеде старались не вспоминать. Две помывки посуды после обеда были менее драматичны, но не менее трудоемки.

Отдельной проблемой становится питание как таковое. Организаторы очень стараются влезть одновременно и в Санпины и в какое-то разнообразие (за что им спасибо) - но на выходе все равно получается рис с тушенкой или греча с тушенкой, плюс на обед четвертинка огурца. У меня было с собой полтора кило зеленого гороха в стручках, я старалась восполнить дефицит овощей как могла, но к концу недели я возненавидела и гречу, и тушенку, и особенно их сочетание. Правда, мне в ту неделю надо было придерживаться строгой диеты, и греча с тушенкой без овощей с полным сухим законом прекрасно в нее ложились.

На фоне всего происходящего целевой задачей Школы все-таки считаются лекции и обучение. Курс у нас в итоге получился весьма интересный, хотя задевающий мои задачи самым краем: нам в основном говорили о тестировании в образовании, когда есть один правильный ответ, и его надо нормально замаскировать среди неправильных, но правдоподобных. В мои же задачи в основном входят социологические опросы, когда правильного ответа нет, а выбрать можно несколько вариантов - такие случаи освещались гораздо скуднее. Тем не менее, все лекторы были весьма заинтересованными, а я уяснила некие общие правила (точнее, этапы) составления любого теста, что мне в любом случае пригодится. Вообще же - к вопросу о целевой аудитории - заметно, что преподаватели топовых вузов (в частности, Вышки) приезжают сюда зачастую в целях рекрутинга студентов, скажем, к себе в магистратуру. Это, в целом, даже не плохо - мы вот с барышней с ЕУшной социологии тоже в какой-то момент развели активную агитацию. А то что они!

Было ли еще что-то хорошее? Несомненно, было. Во-первых, я впервые за много времени расчехлила гитару (правда, чужую) и вспомнила столько песен своей юности, что сама диву далась, сколько же я раньше знала. Некоторые вспоминала прямо по ходу пения - строчки появлялись у меня в голове, как субтитры, не раньше, не позже их исполнения. Правда, по зрелой рефлексии выяснилось, что сейчас масса коллективов и исполнителей, которые во времена нашей юности были живы, сейчас уже некоторым образом перестали это делать (но дело их живет!).

Во-вторых, закаты над Волгой. Я привыкла воспринимать Волгу в режиме "широка страна моя родная", примерно как она под Нижним - а тут она такая довольно обычной ширины река, не шире Невы. Но со времен депрессии я очень внимательна к закатам над водой: они, во-первых, красивы, а во-вторых, дают надежду.

В-третьих - это, скорее, курьезный случай, но все же. В начале смены у нас была некая общелагерная игра на знакомство с распорядком. Команды были максимально смешанные (а в Школе, надо сказать, на общих правах живут и взрослые, и подростковые мастерские) - и я оказалась в преимущественно школьной команде. По ходу пьесы надо было разговаривать с разными незнакомыми людьми, и в очередную итерацию я заговорила с очередным школьником. Слово за слово, выясняю, где он учится и как сюда попал (у меня была гипотеза, что старшие приезжают сюда в основном на специальности, соседние со своими, чтобы в интенсивном режиме познакомиться с родственной, но чужой областью - а про школьников у меня не было понимания, как они сюда приезжают). Далее диалог.
М: А у тебя школа какой направленности?
Я (не понимая, это стеб или всерьез): Я, хм, несколько не в школе...
М (серьезно): Что, выгнали?
Я: Вообще я уже закончила школу. И вуз закончила, сейчас работаю.
Далее последовал прорыв инферно, который, если обобщить, сводился вот к чему: какого черта по вам, девочкам, вообще ничего нельзя сказать, вот ты уже не первая, кто меня так подставил, потому что я же знаю, что взрослые - это от 170 сантиметров ростом и вообще понятно, что взрослые, так почему же по вам непонятно и как вы так ломаете мою картину мира???
В общем, мне кажется, ЛШ полезна в первую очередь вот для таких мальчиков, которые привыкли, что в школе в каждом классе все одного возраста и никаких сложностей. Потому что в реальной жизни все гораздо, гораздо сложнее - а еще в лесу, без мамы, в палатке, и еду готовить самостоятельно, и костры с гитарой, и вообще.

В общем, меня не отпускало всю неделю ощущение "мы чужие на этом празднике жизни". Овощами я пытаюсь отъесться до сих пор. Хотя, пожалуй, с удовольствием бы приехала туда на пару дней почитать каких-нибудь лекций (правда, неясно, как и к кому с этим я нужна), но вот на полноценный учебный цикл (а тем более два) я бы, пожалуй, больше не осилила. Слишком велики транзакционные издержки, что на учебу в сухом остатке не остается ни сил, ни времени.

приключение, электровеники, полевой дневник

Previous post Next post
Up