Святая вода с рек да озёр, родников Земли Русской. Первая часть

May 22, 2012 10:21

Хотел написать одно, но материал подсобрался, и придется разделить на две части.
В общем, эта первая часть будет введением в тему святых вод и источников, а вторая часть будет уже с практическими выводами. Поскольку материал разнородный и скорее, справочный - по отношению к затрагиваемой мной теме - не судите строго за некоторую его хаотичность. Фактура богатая, смыслов много - и вширь, и в глубину. Терпеливо прочитайте до конца, тут все связано и необходимо для понимания.

Чем исцелили богатыря русского, Илью Муромца?

- Принеси-ка, Илюша, студёной воды. Принёс Илья студёной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.
- Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки.
Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
- Много ли чуешь в себе силушки?
- Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
- Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей. Выпил Илья и остаточек.


Вдруг Илья слышит крик, богатырский зов...
Встрепенулось ретивое, запостукивало,
От того ли богатырского от покрику
Занялась душа, заволновадася:

"Ай же ты, молодец Илья Муромец!
Ты вставай, открывай тесовы ворота,
Ты пускай калик перехожих в дом!"

Еще медлит Илья - то сон или явь?
Это сон ли, виденье ли светлое?
От него душа возволновалася,
Сердце радостно вострепеталося,
А призывный клич с новой силой гремит:
"Встань! Встань! Молодец Илья Муромец!
Выходи, открывай тесовы ворота!"

И встал! И пошел! И открыл Илья!
И впустил Илья перехожих калик.
Заходили калики к Илье ладком,
Становилися перед ним рядком,
Доставали три чарки золоченые,
Наливали питья в них медвяного
От пчел с цветов да с лугов, да с лесов -
В нем вся сила земная исцелительная.
Подавали питье Илье Муромцу:
"Ты испей, добрый молодец, маленечко,
Не побрезгуй ты меду каличьего!"

Принимал-выпивал угощенье Илья.
Расходилася кровушка по жилочкам.
Уж такое ли веселье поднималось в душе,
Уж такие ли мысли зазвенели в голове,
Уж такая ли радость пала на сердце...

А калики вторую еще чарочку
Наливали, подавали, сами спрашивали:
"Что почувствовал ты, Илья Муромец?"
"Ax, что со мной - диво дивное:
Руки-ноги мои возрождаются,
Да живой живиной наливаются,
И здоровьем и крепостью полнятся!"

А калики и третью еще чарочку
Наливали испить Илье Муромцу.
"Что ты чувствуешь, Илья Муромец?"

"Чудо! Нет во мне, больше нет ее
Этой боли-тяготины хворобистой...
Ах, любо мне, любо-весело,
На душе светло, думе радостно!"

"Возродись, добрый молодец, силою
И телесною и духовною!
Да не будет тебе немощей, болезней, хвороб!
Ты иди на Карачагу на реченьку,
Зачерпни, принеси ключевой воды!"

Восставал Илья, не замедливал,
Расправлял-выпрямлял тело белое,
Шел-спешил на Карачагу за водой
на реку. Приносил-становил ведро полное.
Из ведерышка калики нанивалися,
Да Илье отдавали, заставляли испить.
"Ну каков ты теперь, Илья Иванович?"

"Да таков я, таков - хоть на десять мужиков,
Хоть на десять борцов хватит силы во мне!"

И еще калики пили ключевой воды,
Сами пили и давали Илье испить.
"А теперь что с тобой, добрый молодец?"

"Силу чую в себе, что вот ежели мне
Был бы столб в земле да кольцо в столбе,
За кольцо бы за то ухватился я,
Весь бы мир тогда повернул вокруг!"

Спохватились калики перехожие:
"Ай, неладное дело мы соделали -
Не нужна тебе, Илья, такая силушка!

И на третий након пили странники,
Третий раз Илье подавали испить.
"Что с тобой теперь, Илья Муромец?"

"Во мне силушки-половинушка!"

"Ладно! Хватит, Илья, с тебя и этого!
Будешь силен ты и могуч человек.
И твоя тебе воля куда силу девать:
На крестьянское ли дело, на другие ль труды,
На бранные ли битвы-подвиги...

Если сильные витязи пойдут на тебя,
Бейся-ратися с кем ни встретишься:
На бою тебе смерть не писана,
Коли смерти в глаза будешь смело смотреть,
Коли робкою думой не унизишься!

Не вступай только, помни, добрый молодец,
Со могучим тем Святогором в бой:
Через силу его носит мать сыра земля.
Не ходи с Краснояром состязаться еще
С ковалем-кузнецом тем булатинцем:
Он судьбы кует человеческие.
И не бейся с Микулой Селяниновичем:
Его любит сама мать сыра земля.
Не ходи и на Вольгу Всеславьевича:
Он не силой возьмет, так мудростью,
А не мудростью, возьмет хитростью!"

Как сказали калики, так пропали они.
Может, были они? Может, не были?

Первый раз вижу такой подробный вариант былины. Обычно сводится к воде колодезной, иногда - с Корчаги-реки. И в этом варианте, от воды из реки сил прибавляется, а от колодезной - убавляется (третья чаша)
Обратите внимание, из чего пьет богатырь:


Уточка - творительница Земли :) Очевидно, вода в ковше-уточке наглядно отображает то, чем поили калики богатыря, чтобы вернуть ему силы, да добавить еще, на исполнение своей судьбы и миссии.
Интересна последняя фраза, о том, что калики пропали, как будто их и не было.
С учетом того, что медвяное питье у них - со всех лугов, со всех лесов Земли Русской; а вода в ковше - со всех озер, со всех родников, возникает вопрос - кто они?

Явно не простые волхвы, которые такими силами вряд ли могли распоряжаться. Можно предположить, что это были охранители Земли Русской, того же плана (приблизительно), что и Хозяйка Медной Горы. Повыше рангом, конечно - та все-таки к конкретному месту была привязана, и занималась более локальными проблемами.

Человеку, поверхностно внимающему былине, покажется случайным использование в ней таких речевых оборотов - "всех лугов, всех лесов", "всех озер, всех родников", "роса со всех лугов".


И тем не менее, это именно так. В былинах много сказано буквально, хотя что-то и в переносном смысле.

Что такое реки? Вода пробивается откуда-то снизу, стекается в одно русло и впадает в море. Но что такое река? В древности считали реки кровеносными жилами Земли. В некотором смысле, река напоминает дерево - с кроной.
Индоарии поклонялись богине, отождествляемой с реками - Анахитой. И не зря серебряные блюда с ее изображением ценили жрецы Биармии и Пермии.
Ардвисура Анахита (авест. Arədvī Sūrā Anāhitā) - богиня воды и плодородия в иранской мифологии. Божество-язат в зороастризме. В Авесте Ардвисуре посвящён отдельный гимн - Яшт V - Ардвисур-Яшт или Абан-Яшт[1]. Собственно имя богини - Ардви (возможно, букв. «влага») - постоянно сопровождается эпитетами Сура «сильная» и Анахита «незапятнанная».

- обратите внимание, Сура - в Иране суры (санскр. боги) считаются за демонов - но здесь Сура читается как "сильная" ))
Незапятнанная - в других контекстах, чистая; т.е., в общем - ПРЕЧИСТАЯ, непорочная.
11 июля - Гаханбар Ардвисуры-Анахиты, отмечаемый 10-11 июля, когда Солнце идет по 19 градусу

Рака - особенный праздник. Посвящен он Изеду (Святой) - владычице небесных вод. Она дарует людям плодородие, богатство и земную любовь. Ее путь - через знания к гармонии. Этот день называют еще водосвятие. Вода из природных источников приобретает свойства очищать от грехов. Проводят ритуалы купания, после чего надевают новые одежды, плетут венки, гадают по лилиям, осыпают порог жилища цветами - на счастье и богатство.

Анахита, она же Инанна, она же Изида, она же Венера :)

Неудивительно, что в символике повелительницы вод, земных и небесных, имеются два сходящихся треугольника, т.е. гексаграмма. На редкость уместно: нисходящие небесные воды, и восодящие, из глубин Матушки-Земли, подземные.

Даже на физическом плане, река находится в нескольких уровнях. Про священные  реки говорят, что они текут с Неба, пронизывая несколько миров. Один из подвигов Шивы - он принял на себя поток Ганга, когда тот сходил с Неба. Но миров, как мы знаем, три, в ближайшей окрестности: мир Земли, мир Человека и мир Неба. Если небесная река сходит с Неба, то земная река вытекает глубоко из-под Земли. И в этом нет противоречия - как раз и получается соединение царств Земли и небесных высот.
По индуистской мифологии, Ганг имеет божественное происхождение: отцом Ганга считается властелин снежных гор - Химават, а матерью - небесная дева Менака. Некогда священная река Ганг протекала по небесам и омывала берега рая. Но однажды могущественный айодхский царь Бхагиратха попросил ее спуститься на землю, чтобы смыть грехи со своих предков и позволить им обрести небесное блаженство. Река Ганг вняла его мольбам и направила воды на землю. Она непременно разрушила бы земную твердь, но всю тяжесть низвергнувшихся с небес вод принял на свою голову бог Шива. Река Ганг запуталась в его длинных волосах и сбежала вниз семью потоками. За водами последовали боги, небесные мудрецы, земные правители и подвижники. Вместе они достигли океана. С тех пор священная река протекает по земле.
То есть, Ганг был не просто рекой, но божественной силой, богом. То же касается других священных рек. Например, Ямуни - сестра Ямы, бога закона и смерти.
Интересно, что с Гангом связан знаменитый спор троицы и демонстрация Шивой лингама. Не члена, как подумают многие, поверхностно ориентированные по западным пошлым "тантрикам", а энергетического принципа, божественной прялки миров.
На всем протяжении великой реки Ганг от самых Гималаев до острова Сагар есть немало святых мест. Главным из них считается Варанаси, город полутора тысяч храмов. Ежедневно его посещают 30-50 тыс. паломников. Для индуиста посещение Варанаси - одно из самых крупных деяний всей жизни. На месте города когда-то поспорили три главных божества индусского пантеона - Брахма, Вишну и Шива. Брахма и Вишну никак не могли решить вопрос, кто из них раньше родился. В самый острый момент перебранки между богами возник огромный огненный столб, у которого не было видно ни начала, ни конца. Тогда, чтобы найти его конец, Вишну превратился в кабана и тысячу лет рыл клыками землю, но так и не докопался до основания Большого Огня. А Брахма стал белым лебедем и тысячу лет летел вверх, однако тоже не добрался до вершины. Когда спорщики снова встретились, Шива объяснил им, что этот огненный столб не поддается измерению, поскольку он символ животворной силы и божественного энергетического начала.
Отсюда

Надо полагать, что это место неслучайно было выбрано и Буддой, для начала:
Варанаси является святыней также для буддистов. Именно здесь Будда произнес свою первую проповедь. На этом месте возвышается храм, который посещают буддисты всего мира. Вторым по значению местом паломничества для индусов было и остается слияние Ганга с рекой Джамной у города Илахабада. Оно называется Тривенисангам, или слияние трех рек. Дело в том, что здесь к Гангу и Джамне присоединяется еще и мифическая река Сарасвати. Она благодатна, чиста, несет дары, пищу, жизненные силы и бессмертие. Индусы полагают, что Сарасвати течет под землей, куда она спряталась от злых демонов. У слияния этих рек читаются молитвы и совершаются массовые религиозные обряды.

Джамна - англизированное имя Ямуни.
Интересный расклад, правда? Река, стекающая сверху, с небес; река, вытекающая из подземного мира (царства Ямы); и невидимая светлая река энергии.
Ничего не напоминает? И три мира, и троичность тело-душа-дух. И фактический состав любой реки.

При этом, вода первична - вначале был Мировой Океан, без конца и края. Пока Уточка не нырнула и не вынесла на поверхность кусочек земли. От чего образовался остров.

У египтян водная стихия также считалась первичной.
Все это не в узколобом псевдонаучном смысле - что вот, мол, материков не было. Это совсем другой план мироздания.
Итак, реки - это одновременно и каналы, по которым хтоническая сила Матери-Земли, её кровь, поднимается снизу и питает Срединный Мир; и духовные сущности - без которых невозможно полноценное функционирование столь важной структуры. Но кроме тела и духа, есть еще душа. Собственно Сила, текущая на тонком плане.

Именно эта сила лечила что Илью Муромца, что лядащего жеребенка, который стал впоследствии богатырским конем. Энергия с разных рек, озер Земли.

Сравните:
В Древнем Египте считалось, что Нил является порождением Нуна (Принято считать, что Нун олицетворял первозданный водный хаос, из которого произошло все сущее, а прежде всего - божества.), открывающего Нилу два истока. Космичность Нила, его подземный и небесный характер подчёркиваются во многих текстах. В гимне богу Атону (14 в. до н.э.) говорится: "Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей... Ты даровал небесам их Нил, чтобы падал он наземь... Нил на небе для чужестранцев и для диких животных о четырёх ногах, а Нил, выходящий из преисподней, - для земли возлюбленной...".

Известный хеттский ритуал Туннави иначе называется обрядом Р.: "Когда Старая женщина (жрица) приходит на берег реки, она отламывает тонкий кусок хлеба для божества берега реки, и она кладёт его на берег реки, и она разбрасывает муку и куски пирога на берег, и льёт на берег вино, и говорит: божество берега реки! Смотри! Я пришла к тебе. И ты, божество реки, с берегов которой взята эта глина, возьми её в свою руку, и очисти этого человека глиной; очисти все двенадцать частей его тела".

Один из вариантов т.н. основного мифа актуализирует роль Р. Поединок между громовержцем и его противником в значительной степени объясняется тем, что последний запрудил воды Р., чем вызвал угрозу плодородию и жизни. Само имя древнеиндийского чудовища Вритры означает "затор", "запруда", "преграда". Индра "убил дракона, он просверлил отверстия для рек, он рассек чресла гор", и теперь "как мычащие коровы, спеша, прямо к морю сбегают воды" (PB I 32, 1-2). Имя матери Вритры Дану означает поток, воду; этот же корень используется в названиях ряда мифологизированных Р. иранского происхождения - Дон, Днепр, Дунай и т.п. Сходные мотивы поражения чудовища, удерживающего воды, и его матери - Р. известны во многих традициях (ср. южноамериканские мифы о змее - удерживателе вод, при том, что змей связан с огнём, ср. Змей Огненный Волк), но бывает, что главная функция змея - охранять Р. (кстати, иногда змея превращается в Р., чем и объясняется извилистость её течения). Многочисленны предания и легенды, относящиеся к Днепру (этимология названия этой Р. восходит к иран. danu, "река", "вода", и индоевроп. *iebhr- с идеей соития, плодородия). В них сочетается, по крайней мере, два слоя: миф о небесном происхождении Днепра и его порогов и одна из версий основного мифа, согласно которой божий коваль гнал запряжённого в плуг змея вплоть до Чёрного моря [отсюда - т.н. Змиевы валы (сам корень слова "вал" неотделим от имени противника громовержца - Волос/ Велес, др.-инд. Вала, Вритра и т.п.)], не давая ему напиться воды из Днепра: разрешение на это было дано змею лишь по достижении Чёрного моря. Реконструируется и мотив происхождения днепровских порогов в местах остановки змея.
Архаический характер имеют ритуалы пускания по воде различных предметов и «кормления» Р. Чтобы избавиться от болезни, русские опускали на воду кусочек хлеба со словами: «Пришел я к тебе, матушка вода, с повислой да с повинной головой. Прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды!»
Отсюда http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B0
В книге доктора философских наук Гусевой Н.Р. «Русский север - прародина индо-славов» содержатся весьма интересные данные многолетних исследований:

«Среди множества преданий, сохраненных памятью человечества, - древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5 тысячелетий назад между Индом и Гангом. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые - и до нас Махабхарата дошла содержащей почти 200 тысяч строк стихов в 18-ти книгах. В одной из них, названной «Лесной», описаны священные источники - реки и озера страны древних ариев, т.е. земли, на которой и разворачивались события, рассказанные в великой поэме.

Но, говоря об этой стране, названной в эпосе Бхаратой, заметим, что завершающим событием повествования была грандиознейшая битва на Курукшетре в 3102 г. до н.э. Однако, как свидетельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в это время еще не было, и жили они на своей прародине - достаточно далеко от Индии и Ирана.

Но где же она находилась, где разворачивались все эти грандиозные события? Этот вопрос волновал исследователей еще в прошлом веке. В середине XIX в. была высказана мысль о том, что такой прародиной являлась территория Восточной Европы. В середине ХХ в. к мысли о том, что прародина всех индоевропейцев находилась на землях России, вернулся немецкий ученый Шерер, исходивший из того, что, судя по текстам Ригведы и Авесты, в III тыс. до н.э. арии жили в Восточной Европе. Как известно, великая река нашей Родины - Волга - вплоть до II в. н.э. носила имя, под которым ее знала священная книга зороастрийцев Авеста, - Ранха или Ра. Но Ранха Авесты - это река Ганга Ригведы и Махабхараты!

Как повествует Авеста, по берегам моря Ворукаша (Молочного моря Махабхараты) и Ранхи (Волги) располагался ряд арийских стран от Арьянам Ваэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной, на Курукшетре. О них говорится: «Прославленная Курукшетра, все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов», или «Курукшетра - святой Алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы - мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали». Сам собой возникает вопрос: так что же это за реки Ганга и Ямуна, между которыми лежала страна Брахмы? Мы уже выяснили, что Ранха-Ганга - это Волга. Но древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Посмотрим на карту, и нам станет ясно, что древняя Ямуна - это наша с вами Ока! Возможно ли это? Судя по всему, да! Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названиями: Ямна, Ям, Има, Имьев. И более того, согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы. В Волго-Окском междуречье есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказались не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий. Достаточно сравнить названия рек Поочья с названиями «священных криниц» в Махабхарате, точнее, в той ее части, которая известна как «Хождение по криницам». Именно в ней дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга и Ямуны (по состоянию на 3150 г. до н.э.).

Удивляет то, что мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением названием священных криниц Махабхараты и рек Средней России, но даже и с соответствием их взаимного расположения.

Другой пример. Согласно Махабхарате, к югу от священного леса Камьяка текла в Ямуну река Правени (то есть Пра река), с озером Годовари (где «вара» - «круг» на санскрите). А что же сегодня? По прежнему к югу от Владимирских лесов течет в Оку река Пра и лежит озеро Годь.

Или еще пример. Махабхарата рассказывает, как мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару, переименованную за это в его честь. Но далее эпос сообщает, что неблагодарные местные жители все равно называют реку Парой и течет она с юга в Ямуну (т.е. в Оку). И что же? До сих пор течет с юга в Оку река Пара, и так же, как и много тысяч лет назад, называют ее местные жители.

В описании криниц пятитысячелетней давности говорится, например, о реке Пандье, текущей недалеко от Варуны, притока Синдху (Дона). Но река Панда и сегодня впадает в крупнейший приток Дона - реку Ворону (или Барону). Описывая путь паломников, Махабхарата сообщает: «Вон Джала и Упаджала, в Ямуну впадающие реки». Есть ли ныне где-нибудь текущие рядом реки Джала («джала» - «вода/река» на санскрите) и Упа-джала? Есть. Это река Жала (Таруса) и река Упа, впадающие рядом в Оку.

Именно в Махабхарате впервые упомянута текущая на запад от верховьев Ганги (Волги) река Саданапру (Великий Данапр) - Днепр.
Отсюда
Не удивительно ли это? :) В каких древних и священных местах мы живем! Похоже на то, что индийские реки - всего лишь - "Нью-Васюки", тогда как настоящие, святые места, остались на прародине ариев, на территории Центральной России.
И вода из этих святых источников, обладала настолько удивительными свойствами, что омыться в ней спешили люди с далеких земель; увозили с собой и верили, что она смывает грехи.

Индия, Илья Муромец, духи, народ, энергия, история, Веды, ритуал, здоровье, оккультное, древность, подношение, предки, легенды, бог, вода, Русь, символ, река, вера

Previous post Next post
Up