Бродила вчера по комиcсионке и среди бесконечных стелажей с разномастной посудой обнаружила на нижней полке пару маленьких фарфоровых чашечек, полупрозрачных и совершенно невесомых. Во всяких тонких материях я полный дилетант, чай пью поллитровыми кружками, мимо полок с фарфором в музее хожу равнодушно, но тут мне ужасно захотелось забрать эти чашки себе.
Усложняло положение то, что чашки были не одиноки. К ним прилагались чайник, сахарница, молочник, 6 блюдец и 6 тарелок. И вот тут мой мозг переклинило. Цена за всю эту красоту была 9 евро. За сами две чашки я отдала бы их после пятиминутного размышления, наличию чайника даже обрадовалась бы, но вот вся другая посуда... Страдала я там пол часа. Просто не могла уйти. Но и покупать сервиз казалось глупым. Наконец спаслась идеей, что куплю все, а излишки оставлю на кассе. Не оставила.
Дома мне стало интересно, что-же я такое купила.
На донышках тарелок обнаружилось напечатаное клеймо с горой и иероглифами. Такое же было нарисовано на чайнике. На чашках не было клейма, но зато был рельефный рисунок лица на дне(он-то и оказался самым интересным, но в начале я обратила на него мало внимания).
Помучив гугль поиском по картинкам и ключевым словам наткнулась на
статью про "Geisha girl porcellan". Недорогой фарфор производили на экспорт в конце 19, начале 20-го века. Его продавали в кинотеатрах, использовали как сувениры, клали в коробки с большими партиями чая.
И по картинкам и по описанию все сходилось с моим набором. Если верить статье, то мой сервиз должен относится где-то к 20-ым годам, так как клеймо у него есть, но содержит только иероглифы, а не слова "Japan", "Made in Japan" или позже "Made in occupied Japan". Кроме того в рисунке использовано золото, от чего вроде бы почти отказались после 1910х из экономии. В столетний возраст покупки верилось слабо.
И тут я обнаружила нечто новое. Если посмотреть сквозь донышко на свет, то невнятный рельеф лица превращается в детальную трехмерную картинку.
По информации сайта
Gotheborg чашки с подобными литофаниями делались в 30-50 годах и в период оккупации продавались в магазинах для американских солдат (GI Trade). В таком случае таможеные правила с требованием клейма "made in.." могли к ним не относиться.
В
другом разделе на том же сайте нашлось и само клеймо (гора с рекой и иероглифы "ниппон") - там оно описано как "мы не уверены что это, но вполне вероятно, что такое клеймо ставили в период оккупации". Хотела было им послать свое фото, чтобы дополнить их инфу, но оказалось что любая коммуникация с владельцами или посетителями сайта платная. Ну что же, пусть остаются в неведении :)
И еще немного про литофании. Оказалось, что та, что у меня, известна как "Garland Geisha", а вообще они
бывают разные. Из японских наиболее распространены портреты гейш, но есть и более пикантные варианты. Есть мнение, что литофанию, как и все вообще, изобрели древние китайцы, но достоверно известно только то, что в европе она распространилась после 1820x. Мастер вырезал картину из воска, нанесенного на стекло и подсвеченого с обратной строны. Потом изготовлялась гипсовая форма и ее уже использовали для производства фарфора. Одно время они были очень популярны, но потом все как-то заглохло. Сейчас правда возродилось на новом технологическом уровне.
У меня даже есть несколько с
овременных немецких подсвечников выполненых в такой технике, но на них весь узор хорошо различим и в отраженном свете, поэтому они не производят настолько волшебного впечатления, хотя тоже очень славные.
Остальные члены труппы. У них стенки чуть толще, (чашки просто страшно в руки брать) но все равно просвечивают. Мне кажется даже на фото видно, что молочник как будто светится изнутри, по сравнению с закрытыми крышкой чайником и сахарницей. Интересно сделана ручка у чайника - сдвинув металическое колечко можно ее снять.