Geisha Girl и иррациональное мышление

Jan 16, 2015 17:10



Бродила вчера по комиcсионке и среди бесконечных стелажей с разномастной посудой обнаружила на нижней полке пару маленьких фарфоровых чашечек,  полупрозрачных и совершенно невесомых. Во всяких тонких материях я полный дилетант, чай пью поллитровыми кружками, мимо полок с фарфором в музее хожу равнодушно, но тут мне ужасно захотелось забрать эти чашки себе.

Усложняло положение то, что чашки были не одиноки. К ним прилагались чайник, сахарница, молочник, 6 блюдец и 6 тарелок. И вот  тут мой мозг переклинило. Цена за всю эту красоту была 9 евро. За сами две чашки я отдала бы их после пятиминутного размышления, наличию чайника даже обрадовалась бы, но вот вся другая посуда...  Страдала я там пол часа.  Просто не могла уйти. Но и покупать сервиз казалось глупым. Наконец спаслась идеей, что куплю все, а излишки оставлю на кассе. Не оставила.

Дома мне стало интересно, что-же я такое купила. На донышках тарелок обнаружилось напечатаное клеймо с горой  и иероглифами. Такое же было нарисовано  на чайнике. На чашках не было клейма, но зато был  рельефный рисунок лица на дне(он-то и оказался самым интересным, но в начале я обратила на него мало внимания).



Помучив гугль поиском по картинкам и ключевым словам наткнулась на статью про "Geisha girl porcellan". Недорогой фарфор производили на экспорт в конце 19, начале 20-го века. Его продавали в кинотеатрах, использовали как сувениры, клали в коробки с большими партиями чая.
И по картинкам и по описанию все сходилось с моим набором. Если верить статье, то мой сервиз должен относится где-то к 20-ым годам, так как клеймо у него есть, но содержит только иероглифы, а не слова "Japan", "Made in Japan"  или позже "Made in occupied Japan". Кроме того в рисунке использовано золото, от чего вроде бы почти отказались после 1910х из экономии. В столетний возраст покупки верилось слабо.

И тут я обнаружила нечто новое.  Если посмотреть сквозь донышко на свет, то невнятный рельеф лица превращается в детальную трехмерную картинку.
По информации сайта Gotheborg чашки с подобными литофаниями  делались  в 30-50 годах и в период оккупации продавались  в магазинах для американских солдат (GI Trade). В таком случае таможеные правила с требованием клейма  "made in.." могли к ним не относиться.
В другом разделе на том же сайте нашлось и само клеймо (гора с рекой и иероглифы "ниппон") - там оно описано как  "мы не уверены что это, но вполне вероятно, что такое клеймо ставили в период оккупации".  Хотела было им послать свое фото, чтобы дополнить их инфу, но оказалось что любая коммуникация с владельцами или посетителями сайта платная. Ну что же, пусть остаются в неведении :)



И еще немного про литофании. Оказалось, что та, что у меня, известна как "Garland Geisha", а вообще они бывают разные. Из японских наиболее распространены портреты гейш, но есть и более пикантные варианты. Есть мнение, что литофанию, как и все вообще, изобрели древние китайцы, но достоверно известно только то, что в европе она распространилась после 1820x. Мастер вырезал картину из воска, нанесенного на стекло и подсвеченого с обратной строны. Потом изготовлялась гипсовая форма и ее уже использовали для производства фарфора. Одно время они были очень популярны, но потом все как-то заглохло. Сейчас правда возродилось на новом технологическом уровне.
У меня даже есть несколько современных немецких подсвечников выполненых в такой технике, но на них весь узор хорошо различим и в отраженном свете, поэтому  они не производят настолько волшебного впечатления, хотя тоже очень славные.

Остальные члены труппы. У них стенки чуть толще, (чашки просто страшно в руки брать) но все равно просвечивают. Мне кажется даже на фото видно, что молочник как будто светится изнутри, по сравнению с закрытыми крышкой чайником и сахарницей. Интересно сделана ручка у чайника - сдвинув металическое колечко можно ее снять.


житиё моё

Previous post Next post
Up