Путинизм - это «подарок» миру от русских. Как «спутник», «Перестройка» и автомат Калашникова. Дальше я скажу то, что вызовет у вас, наверное, психологическое сопротивление, и вы обвините меня в конспирологии. Тем не менее, все очень легко проверить, заглянув в Интернет. В конце восьмидесятых годов в СССР появилась уникальная школа политических технологий. Чтобы не быть голословным, приведу ссылку на официальный сайт российской фирмы «Никколо-М», которую возглавляют научный консультант моей кандидатской диссертации по политическому лидерству Екатерина Егорова, а также ее супруг Игорь Минтусов.
Путинизм как международная политтехнология
Егорова и Минтусов не скрывают своего участия в предвыборных кампаниях по всему миру, но скромно умалчивают о том, что вели в 2000-м году выборы Путина. Именно эта московская научно-практическая группа смогла создать имидж Ельцина, продвинула Алесандра Лукашеко, организовала «образ» Уго Чавеса в Венесуэле, президента Адамкуса в Литве, Ющенко в Украине, Эво Моралеса в Колумбии, Даниэля Ортеги в Никарагуа, Ким Дэ Джуна в Южной Корее, Михо Саакашвили в Грузии, а в начале нулевых вела выборы демократов в США.
И - да, именно им принадлежит авторство создания образа Владимира Путина, когда потребовалось за считаные месяцы из малопонятной фигуры создать «политика с тефлоновым покрытием», который вызывал бы симпатию у большинства населения. Крутые ребята, сделавшие на этом колоссальное состояние. Они-то как раз и придумали то, о чем вы спрашиваете: феномен политика, отвечающего чаяниям самых низких в интеллектуальном отношении избирателей - универсальный алгоритм действий, применяемый в любой стране. Теперь этот алгоритм был применен и в Америке.
Именно это и называется «путинизм»: группа, владеющая ресурсами, на каком-то этапе решает получить верховную власть в государстве; находится кандидат, который подходит в качестве «заготовки»; ему рисуют «образ», соответствующий его психотипу и вызывающий симпатии потенциального электората. Далее проводится очень глубокое, очень дорогое и трудоемкое психолого-социологическое исследование электората. Применяются вполне обычные социологические методы и фокус-группы, после чего все результаты обрабатываются не только по математическим моделям, но и по «эвристическим», а также «интуитивным» методикам. Одновременно с этим важно, чтобы кандидат находился в полной зависимости от «заказчиков» и не проявлял никакой несанкционированной активности. На выходе получается победный результат.
В результате что бы ни делал избранный президент, достаточно продолжительное время к нему «ничего не прилипнет». Алгоритм таков, что любые ошибки в экономике и политике автоматически прощаются населением, если данный персонаж по-прежнему поддерживается теми, кто «заказал его выдвижение». Если же заказчик видит, что данная фигура больше не подчиняется или выполнила свою функцию, политтехнологи открывают следующий файл:
показывают, где лежит «кащеева смерть» - как простым и недорогим способом обрушить созданный ими образ.
Таким образом, путинизм - это технология. Причины её успеха кроются в глобальных социо-культурных изменениях и тектонических сдвигах в мировом восприятии реальности, если хотите - в новом морально-нравственном состоянии человечества. Если ящик Пандоры открыт, то запереть обратно его никому не удастся. Это будет распространяться в ближайшие десятилетия по экспоненте. Не упрекайте меня в том, что я оправдываю какие-либо действия Путина или даю вообще какие-либо оценки происходящему. Я аналитик, а не священник, и всего лишь делюсь своими знаниями с думающими читателями. Очень печально, что после многих моих публикаций приходится видеть несправедливые и полностью не соответствующие дейтсвительности комментарии о том, что «Запольский работает по заданию Кремля».
В чем западный избиратель отличается от восточного/российского/китайского? Другой вопрос: в чем физиологические отличия людей разных культур, рас, национальностей и даже эпох? Любой физиолог ответит: никакой разницы нет, а есть лишь мелкие различия и расовые особенности: цвет кожы, волос, глаз. Биохимия у всех людей одинакова - как и психология!
Посмотрите на продукцию «Apple»: и в Китае, и в Египте, и в России, и в Америке айфоны пользуются одинаковым спросом. Языки отличаются, но «железо» идентично. Программы учитывают многовариантность пользователей. Производители продукта давно научились методикам. Это знает каждый маркетолог: продукт просто адаптируется к вкусам потребителя, причем не в плане его улучшения, а с точки зрения экономии. Любой товар тестируется на конечном потребителе. Средство для мытья посуды или шампуни в ЕС выпускают более концентрированными, чем в России. Для этого просто проводят нехитрое исследование, суть которого в том, насколько можно разбавить конечный продукт водой. В Финляндии, к примеру, всем известный «Фейри» меньше разбодяживают, в России - больше. Извечный закон соотношения цены и качества.
Итак, чем российский избиратель отличается от западного? Мой ответ вам не понравится: ничем.
Трагедия социальных сетей
Что сейчас происходит в мире в связи с торжеством «путинизма»? В чем его психологические причины? Как ни парадоксально, но во многом виноват Интернет и социальные Сети: информационный поток, создаваемый интернетом, в какой-то момент оказался мощнее традиционных медиа. Малообразованный потребитель информации - не ителлектуал, а простой человек, коих в мире 95 процентов - получил возможность самостоятельно формировать для себя картину мира. Алгоритм «Фейсбука» и подобных ему социальных медиа позволил пользователю видеть только ту информацию, которая ему приятна и понятна. Профессиональный модератор информационного потока, которым был журналист традиционного медиа, теперь не столь необходим, как ранее: пользователь сам устанавливает себе парадигму информационного пространства, выкидывая из него то, что ему не нравится. Соответственно, его картина мира не модерируется профессионалом - журналистом или редактором, экспертом или просто более опытным и умным человеком.
Это напоминает унификацию потребительского рынка, произошедшую в середине ХХ века, когда во всем развитом мире на полках магазинов оказались совершенно одинаковые по упаковке товары, а содержимое, как я уже сказал, различалось в соответствии со вкусами потребителей в разных странах. Когда появились всемирные бренды, и корпорации смогли вкладывать в рекламу огромные деньги, а рекламоносителями стало все, что угодно - тогда ассортимент товаров сузился до минимума из известных брендов и некоторого количества «крафтовой» продукции на любителя: «экологичной», «ручной работы», «халяльной»/»кошерной», «веганской». И это безвозвратный процесс. Подавляющее большинство будет покупать заведомо невкусное, но помеченное традиционным брендом.
Сейчас это стало трендом и в информационном пространстве. В русскоязычном сегменте Сети произошла революция: мы уже почти не видим тонких нюансов, различая лишь «ватников» и «неватников», «либералов» и «государственников-консерваторов». Интернет убил сомнения и подавил любую интеллектуальную активность. Буквально на наших глазах человечество теряет навыки работы с обычными источниками информации. Мы становимся очень доверчивыми. Пользователь социальной сети не испытывает комплекса неполноценности, поскольку может комментировать что угодно: сеть всех уравняла в правах. Помните, как у Пушкина Онегин мчится в театр?
«Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat*,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его)»
Вот мы и оказались в этом театре, только без занавеса, сцены и кулис, «и все мы там актеры». Вот мир и смотрит не на талантливый «антраша», а на неуклюжие пляски слонопотамов в кружевных пачках. Это смешно, если вдуматься, но такова новая реальность: мы вернулись во времена, где нет разницы между теми, кто потешит публику, и самой публикой. Кто смелее, тот и пляшет, а если еще на гармошке может сыграть, то вообще первый парень на деревне и звезда инстаграма/перископа/ютуба. Церковь тоже тут как тут: все объяснит, одобрит или осудит. А умные - в университетах учатся и чего-то там спорят. Но это не касается ширнармасс. Это новое средневековье. И это тоже необратимый процесс: Интернет принес человечеству интеллектуальную деградацию.
Раньше был рынок «ЛОМов» (лидеров общественного мнения) и каждый выбирал себе подходящий информационный поток, соответсвующий его взглядам и убеждениям, вкусам и мотивации поступков. Потом сошиал-медиа уравняли профессионалов с дилетантами и сделали информационный поток абсурдным, когда потребитель стал сам себе формировать субъективную картину мира, в которой нет никакой конкуренции мнений и знаний. Это совпало с зарождением путинизма, как политического мейнстима: Путин и Трамп просто озвучивают то, что хочет слышать избиратель, а оппоненты пытаются спорить в традиционных парадигмах, убеждая услышать и приводя аргументы, которые общество вообще не слышит, как бы «забанив» всех, кто несет какое-то противоречие в примитивную картину мира. И дальше это будет нарастать, пока интеллектуалы не создадут новую блокчейновую реальность, к которой впоследствии присоединится молодое поколение, а потом и все человечество.
Выхода из текущего процесса в ближайшее обозримое время не видно, но это даст новый всплеск «университизму», когда 2-3 процента интеллектуалов объединяются вне зависимости от своих убеждений и ищут «систему Декарта», которая позволит двигать прогресс. Не в интересах грантодателей-корпораций и правительств, а в интересах истины под кантовским звездным небом и по велению кантовского нравственного закона внутри.
Перспективы: блокчейновая демократия
Что будет дальше? Скорее всего, блокчейн как окончательная смерть всего прошлого общественно-политического устройства. Иными словами, путинизм не закончится. Он сожжет «весь лес» и оставит голую поверхность, на которой вырастет уже новая эпоха блокчейновой демократии.
Ну а пока Трамп, Путин, Уго Чавес, Эво Моралес и все прочие грибы, выросшие при помощи несомненно талантливых политтехнологов на грибнице атомизированных обществ, потерявших нравственную ориентацию - это воистину свидетельство «конца истории» и глобального кризиса всего человечества, увы. Развития эта система в отдалённой перспективе не имеет, а вот альтернатива все-таки есть, и она себя проявляет уже сегодня. Мне известна как минимум одна группа, работающая над блокчейновой сетью поддержки интеллектуалов. Это ученые и бизнесмены из Канады и Украины, создавшие уже работающую систему (не могу рассказать подробнее, так как сами разработчики просят пока не информировать об их методике). Тем не менее, если этот механизм заработает, мир узнает о них очень скоро. Эта штука будет «посильнее Фауста», как говаривал один тиран.
Мне очень понравилось сравнение Трампа с «пятном Роршаха», когда каждый комментатор видит в нем свои страхи и свои сокровенные желания. Это очень ярко характеризует феномен путинизма: в условиях дефицита реальной информации люди в России, в странах восточной и западной Европы, в обеих Америках, да уже и в Азии мыслят нереальными категориями, когда желаемое вовсе не соотносится с действительным.
И социальные сети множат этот кошмарный феномен, усиливая «монстров сознания» до взрывоопасных уровней. Не «Кремль» вбрасывает в информационное пространство этих «монстров»: они возникают сами по себе по законам функционирования коллективного бессознательного. Технологи в России просто успешно используют этот феномен для укрепления власти. «Распятый мальчик», «украинские фашисты», «агрессивная Америка», как и беженцы-насильники», «Кто не скачет, тот москаль» - все это не Минтусов с Егоровой придумали. Это рождается в темном сне разума, в вакууме академического знания, в средневековом ужасе перед всем чужим и непонятным. Путинизм - всего лишь метод превращения человеческой тупости во вкусно пахнущие пачки долларов.
Дмитрий Запольский, специально для Newsader
http://www.aboutru.com/2016/11/34372/