О борьбе со страстями

Nov 15, 2016 02:54

Напомню, о.Георгий Чистяков говорил, что "в Библии нет установки на борьбу со страстями".
И он был прав.

Савва Петрович Дукач пишет:

"Важной чертой современного православного благочестия наряду с духовничеством есть борьба со страстями. Духовную жизнь обычно себе и представляют как борьбу со страстями под руководством духовника. Начиная с аввы Евагрия в православной аскетике все страсти классифицированы, а их действие в человеке разобрано на четкие этапы: «прилог», «сосложение», «сочетание» и т.д. Ступившему на путь борьбы со страстями огромное количество книг, брошюр, а также живых духовников все это объяснят и предложат быть очень внимательными к себе, стараться отрезать страсти еще на этапе прилога. И начинается у жаждущего духовной жизни копание в себе, всматривание в себя, разбирание тончайших движений и состояний собственной души, а также регулярные отчеты в этих духовных состояниях духовнику. То есть начинается все то, что Шмеман называл «оборотом на себя». В постоянной интроспекции, в этом обороте на себя, на свою собственную «внутреннюю жизнь», на отслеживание помыслов, как правило, на второй план уходит казалось бы очевидный факт, что победа над грехом или над страстью есть дар Божий, который и искать надо у Бога.

На мой взгляд, такое постоянное самоуглубление - сложное и даже невозможно занятие. Доктор Жеваго у Пастернака красиво сравнивал сознание с фарами, которые должны освещать дорогу впереди, а если фары будут светить внутрь машины, то катастрофы не избежать. Крушение такой борьбы со страстями имеет разную форму. Некоторые не выдерживают постоянного погружения в себя и оставляют его, перестав воспринимать эту борьбу серьезно. Они просто продолжают ее как игру, как внешний атрибут православной субкультуры, который не затрагивает внутреннего человека. Другие даже находят наслаждение в самокопании, но это потому, что оно у них легко переходит в самолюбование. Тяжелее всего крушение проходит у серьезных людей, которые пытаются ответственно и глубоко заниматься вниманием к себе и к своим помыслам. Нырнув в себя и стараясь удерживать свое внимание в себе, они остаются один на один со своими слабостями и страстями. Постоянное созерцание своих страстей и собственных неудач побороть страсти приводит таких людей к страшному и беспросветному унынию.

На мой взгляд, борьба со страстями должна заключаться не во внимании к себе. Здоровая борьба со страстями должна быть исключительно усилием жить в присутствии Божием, выражаясь библейским языком «ходить перед Богом». От греха удерживает не так внимание к своим помыслам, как память Божия, постоянное ощущение жизни в присутствии Божием, жизни вместе с Ним и для Него, а потому и открытость для помощи от Бога.

дух и материя, грех, аскеза

Previous post Next post
Up