Очевидно, в продолжение
темы М.Кикоть.
Также читайте мой отзыв Диакон Андрей Белоус
О монашеской традиции в тезисах:
1. Никакой традиции нет. Монастыри Фиваиды и Сирии ушли в монофизитство, если не сказать - создали его. Ни Троице-Сергиева Лавра, ни Афон, ни Синай с монастырем св. Саввы не ведут свою традицию от египетских подвижников, Антония Великого, Макария и прочих.
2. От них вели свое преемство монофизитские коптские монастыри, но и их ни раз вырезали арабы вплоть до полного уничтожения. Как и православных монахов Палестины, Синая, Каппадокии.
2.Да. "Отречение своей воли" и "феозис" через преодолении "слишком человеческого" это вполне органичные вещи именно для монофизитской догматики в ее радикальном виде. Если они не восприняты Христом, то и не освящены им и требуют борьбы самого человека со всем, что не укладывается в образ "истинного христианина". "Иисус Христос никогда не смеялся". Это цитата.
3. Но этого мало. Так как нет живых носителей традиции, никто и не может объяснить, что именно нужно понимать буквально и как выполнять эти указания.
4. Попытки "возрождать" его дух, естественно, оказывались историческими реконструкциями, которые делали люди без исторического образования и навыков научной работы с текстами. В общем, "кто во что горазд". Они, в итоге, создавали какую-то свою традицию "по мотивам". Но ни в Лавре, ни на Афоне нет людей, которые хранили бы традицию первого монашества. К слову, Афон всего на пару веков старше Киево-Печерской Лавры.
5. Само восточное монашество было модернистским и ставило христианство с ног на голову. Поясню. Некоторые апостолы, возможно, не имели жен. Например, Павел. Но ап. Павел не уходил в пустыню, а шел в города проповедовать и учить о Христе. В первые века были общины "вдовиц", "дев" и "девственников". Они были городские и занимались социальным служением. Больными, заключенными, включая христиан, ожидавших казни. Идея, что можно спастись, убежав из мира и не выражая свою веру в делах милосердия отсутствовала напрочь. "Борьба со страстями" присутствовала, но отнюдь не была центром жизни. "Бегай людей и спасешься" полность противоречило этому протомонашескому опыту. Не жениться нужно именно для того, чтобы ходить в больницы, тюрьмы и не бояться смерти из-за проповеди. В пустыню уходили ессеи, ферапевты и прочие гимнософисты-йоги и их ученики.
6. Версия свят. Игнатия Брянчанинова без безусловного послушания имеет другие недостатки. главный из них - отрицание душевной и телесной природы человека. Участия в духовной жизни и тела, и души, а не только духа. Вспоминаем пункт про (прото)монофизитство первых монахов и понимаем, что это очень логично... Правда, даже "Добротолюбие" при этом нужно читать через страницу. Того же Макария или Исаию нужно цензурировать основательно, да и песнопения церкви слушать "в фоновом режиме". В общем, еще одна версия "исторической реконструкции" или "я так вижу мир".
7. Ровно это же касается и культа старчества и послушания у греков и в современном "колхозном" типе монастырей. Взяли книжку, прочитали, пошли "восстанавливать".
8. Монашеский устав в ПЦ просто отсутствует. Монастыри не живут ни по уставу Василия Великого (там нет никаких постригов, ряс, клобуков и деления монахов на ступени), ни по уставу преп. Пахомия, ни по какому-то еще. В плане богослужения и трапезы есть Типикон, но он не касается остального, да и тоже не соблюдается.
8. Выход из этого я вижу только в экуменическом ключе. Потому что Монте-Кассино, к примеру, непрерывную традицию очень даже имеет, прямо от св. Бенедикта. Но, зная настроение и русского монашества, и греческого... Выхода нет.