Jun 25, 2016 11:19
из статьи И.Кипермана "Церковный Иерусалим":
"Ап. Павел и говорит, что «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор.4.20).Так оно и было в первые века, но в дальнейшей истории Церкви победу одержал ложный пафос умозрительных вероопределений. С тех пор делание уходит на второй план, а на первое место выдвигается провозглашение определённой доктрины, поддерживая которую можно считать себя «правильным», православным христианином.
Непримиримая идеологическая борьба за тотальный диктат точной доктрины привела к громадному перекосу в церковном самосознании. Жизнь в лоне Церкви, участие в Таинствах, верность Евангелию, выражающаяся в деятельном последовании учению Христа, перестали быть основными признаками принадлежности к Церкви.
Таким признаком стала приверженность «правильным» догматическим вероопределениям. Но их-то как раз Церковь никогда не имела в готовом виде, вырабатывала веками и до сих пор ещё не выработала окончательно. В процесс становления этих богословских формулировок были втянуты лучшие церковные умы, которые не редко губили друг друга. Произошёл поворот от евангельской, апостольской традиции."
Комментарии:
Андрей Белоус: Вывод? И, главное, как это мешает церковной истории или истории того же богословия существовать сегодня. Допустим, они даже тогда ошиблись, как это мешает сегодня изучать их мысли?
Иосиф Киперман: Абсолютно не мешает, только делать надо это в катехитических училищах (пусть они и академиями называются) до крещения. После крещения уже не внешние предметы надо изучать, а проходить мистагогию или что то же, тайноводство. Учиться пребыванию со Христом и жизни в Духе!
**
Продолжение темы:
Архим. Cyril Hovorun пишет:
#кунсткамера великого и ужасного (имеется ввиду Собора- tapirr)
из магического...
Мы, православные, верим в слова - может быть, даже больше, чем в то что они означают. Мы верим, что одно слово может спасти или погубить, если это слово - богословский термин. Вера эта уходит корнями в четвертый век, когда от того, какое слово выбрать: омоусиос или омиусиос, зависела дальнейшая история Церкви. Через пару веков, в эпоху схоластики (да, схоластика придумана в Византии, а не на западе!), богословские формулы заменили собой многогранность богословских смыслов и ньюансов. Этим пользовались императоры и патриархи: подпишите вот эту богословскую формулу, и нам все равно во что вы на самом деле верите.
И сейчас в экуменических диалогах, а также во время защит кандидатских по богословию, мы цепляемся только к формулам, игнорируя их смыслы.
Великий и ужаный не стал здесь исключением. Ножку ему подставило слово "церковь" в документе об отношении к инославным. Еще на предсоборном этапе внутри Церквей развернулись баталии: можно ли применять к католикам и тем более к протестантам слово "церковь". На Крите эти баталии стали межцерковными.
Протагонистами выступили Церкви Элладская и Кипрская. Элладский Первосвятитель категорично выступил против термина "церковь" по отношению к инославным. Вместо этого он предложил называть их "христианскими общинами". Его поддержали Румынская, Сербская и Польская Церкви. С ними вступил в спор Предстоятель Кипрской Церкви, который до этого отметился наиболее интересным и содержательным вступительным докладом. Его аргументация такая: мы уже полвека в предсоборных документах говорим о других "церквах", и только сейчас вдруг решили этого не делать. Это противоречит и многолетней практике самой Элладской Церкви. Которая - архиепископ Хризостом попросил занести это в протокол - удерживает теперь весь собор в заложниках.
Архиепископ Иероним выпускать заложника отказался, но потребовал, чтобы слова Кипрского Архиепископа об Элладской Церкви в протоколы не заносили - опять из-за веры в магию слов.
Кипрского поддержал Александрийский, который вновь призвал всех опуститься на землю и подумать о реальных проблемах Церкви.
***
Когда-то ранняя христианская община поступила очень смело и радикально - она назвала себя словом из языческого политического лексикона. При этом она отдала предпочтение слову "экклесия" перед более благообразным словом "синагога", которое и библейское, и неполитическое. Ранняя Церковь еще не верила в магию слов и не боялась, что кто-то перепутает Церковь Христову с шумной и часто бестолковой церковью, которая уже несколько веков собиралась на Афинском Пниксе, чтобы обсудить городские финансы и кого остракизировать. Однако похоже, что в исключительных случаях магия слов все же действует, возвращая некоторым поместным Церквам черты сходства с церковью эпохи Перикла.
история церкви,
всеправославный собор,
богословие,
догматы,
1 христианство,
каноны