О коленопреклоненных молитвах Пятидесятницы

Jun 15, 2016 22:03

Игумен Петр Мещеринов:

Эта запись обращена прежде всего к коллегам-священнослужителям.

Приближается праздник Пятидесятницы. Вечерня под Духов день, которая по традиции (но не по Уставу) служится сразу после Литургии, принадлежит к самым бестолковым службам года - я имею в виду коленопреклоненные молитвы. Такое впечатление, что они составлены по тому же принципу, по какому Дядя Фёдор, пёс и кот писали своё знаменитое письмо. Можно было бы ожидать, что три молитвы на праздник Троицы будут обращены соответственно к Отцу, Сыну и Святому Духу (тем более на вечерне под праздник Св. Духа). Но ничуть не бывало - молитвы Святому Духу нет вовсе; прочие же молитвы составлены так, что всякий раз приходишь в глубокое изумление. Первая молитва обращена к Богу Отцу. К ней неизвестно зачем прилагается молитва, печатаемая в Часословах на конец вседневной вечерни (в нашем храме, например, она читается каждый будний день после отпуста вечерни). Вторая молитва обращена к Господу Иисусу Христу, причём сначала молитвенное обращение идёт от имени общины, а затем вдруг оно меняется на чтение от первого лица (ну точно дядя Фёдор, пёс и кот). К этой молитве прилагается молитва св. Василия Великого из последования Великого Повечерия (к чему она здесь? как она сюда попала? зачем? совершенно непонятно). Третья молитва, а точнее, две идущие подряд молитвы, также обращены ко Христу - вновь от лица общины. К ним (как будто все ещё недостаточно помолились, нужно ещё постоять на коленях, особенно если в светлых штанах или юбках на сочной траве, очень воодушевляет прихожан, облачённых в таковую одежду) прилагается - и тут уже наступает, так сказать, апофеоз смысла - седьмая светильничная молитва, которую священник уже тайно прочитал перед Мирной ектеньёй. Видимо, настолько важна именно эта молитва, именно в ней заключена суть праздника Святого Духа, что её необходимо прочитать ещё и вслух, и коленнопреклоненным образом.

В общем, это тяжкая служба (Michael Zheltov, что скажете?).

Предлагается некий опыт упорядочивания этих молитв. Дополнительные молитвословия из повседневных вечерни и повечерия опущены, оставлено по одной молитве каждому Лицу Св. Троицы, третья молитва Святому Духу взята из дониконовских богослужебных книг, текст слегка русифицирован.

Свящ. Michael Zheltov: Отвечу очень кратко.

1) Когда-то давным-давно коленопреклонными были ектении. Известное правило о запрете коленопреклонений в Пятидесятницу относится к ектениям. Соответственно, вечерня в Пятидесятницу - первая служба, когда можно, "как обычно", помолиться на ектениях коленопреклоненно. Молитвы добавлены уже позднее, как украшение.

2) Идея трех молитв отдельно Трем Лицам Троицы мне лично не нравится. Вообще, молитвы должны обращаться просто к Богу - Отцу и Сыну и Святому Духу. Либо Отцу, как Источнику Божества. Обращения к Отцу и Отцу и Сыну и Святому Духу в молитвах - взаимозаменяемы. Молитвы Сыну либо как-то по происхождению связаны с Сирией (проще говоря, монофизитством), либо подчеркивают христологические аспекты нашей веры. Молитв Святому Духу в древней Церкви практически не было. Известное всем "Царю небесный" - не молитва, а стихотворение. Предполагается, что Святой Дух Сам молится в нас.

3) Молитва, которую Вы предлагаете читать, написана свт. Филофеем К-польским, поздневизантийским автором. Употребление она имела лишь достаточно ограниченное время. Я даже удивлен тому, что именно Вы предлагает вернуть эти византийские плетения словес в практику. Впрочем, она есть у староверов, а их я уважаю.

4) Причина, почему рядовые молитвы суточных служб попали в этот чин, состоит в том, что они не вошли в стандартный набор светильничных молитв (их на вечерне 7+главопреклонная, но в древних рукописях было 12 и даже больше), жалко было выкидывать, приткнули сюда.

5) Я эти рядовые молитвы предлагаю не опускать совсем, а дочитывать тайно, во время пения хора или ектений. Действительно, лучше прочесть вслух только сами праздничные молитвы (первую на 1-м коленопреклонении, первую на 2-м и первую+вторую на 3-м).

На мой уточняющий вопрос по Сирии:

"Michael Zheltov Обращение к Сыну не обязательно с этим связано. Я же написал: "либо-либо". Многие обращенные к Сыну молитвы составлены так, чтобы подчеркнуть Его вочеловечение, следовательно нашу причастность Ему и т. д. К монофизитству это отношения, конечно, не имеет. Однако в сир. традиции издавна слишком широко практиковалось обращение к Сыну. Пример: ряд сир. анафор (!) обращен именно к Сыну. Не к Отцу. И не только анафор. Некоторые подобные молитвы сир. происхождения попали и к грекам. Сама эта традиция у сирийцев - древнее монофизитства. Но, возможно (даже вероятно), есть связь между ней и его популярностью. Как бы то ни было, с его появлением эта традиция еще больше усилилась."

реформа, молитва, мещеринов, пятидесятница, богословие, 0 pneuma hagion, литургика

Previous post Next post
Up