Патриарх Тихон был либералом

Aug 03, 2013 12:56



Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. 1876. pdf (18,5 Mb)

в монографии Бабкина монографии "Священство и Царство"..." в одной из сносок значится (с. 401):

"Некоторые факты биографии Тихона (Беллавина), свидетельствующие о его либеральных - по сути - антимонархических воззрениях, в 1917 г. были приведены в церковных академических изданиях: в газете «Всероссийский церковно-общественный вестник» (от 7 мая), издаваемой при Петроградской духовной академии, и в журнале «Богословский вестник» (за июнь-июль), выпускаемом при Московской духовной академии.

В первом источнике архиепископ Тихон характеризовался как один из кандидатов на Московскую кафедру, а во втором - как уже избранный архиепископ Московский. Газетная и журнальная статьи, перекликаясь, во многом взаимно дополняют друг друга. В газете ПгДА, в частности, говорилось, что ещё на студенческой скамье Василий Иванович Беллавин (мирское имя архиепископа Тихона), заведуя студенческой библиотекой, «умел её пополнить интересными, запретными в то время изданиями, и из укромного местечка выдавал и [А.И.] Герцена, и [Д.И.] Ростиславова, и других «недозволенных» авторов» (Всероссийский церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 22. С. 2).

Издание МДА повествовало о том, что архиепископу Тихону всегда были присущи либеральные воззрения, и что период его епископства в Америке (в 1898-1907 гг.) наложил ещё более глубокую печать демократизма на его мировоззрение. Возглавляя Ярославскую епархию в 1907 г., в период начавшейся политической реакции, владыка Тихон «с решительным и нескрываемым отрицанием» относился ко всем преследованиям со стороны церковной власти лиц духовного ведомства за их политические и церковно-общественные взгляды и «настойчиво не принимал никакого участия в монархических организациях». На этой почве у него произошло столкновение с ярославским губернатором графом Д.Н. Татищевым (возглавлявший губернию в 1909-1915 гг.), вследствие чего архиепископ Тихон и был в конце 1913 г. переведён на Литовскую кафедру (Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. Июнь-июль. С. 136).

Следует отметить, что Московская духовная академия располагалась в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, священно-архимандритом которой по должности являлся московский епархиальный архиерей. Потому материалы о владыке Тихоне на страницах «Богословского вестника» вряд ли могли увидеть свет без определённого согласования с самим архиепископом. Тем более крайне маловероятно, что факты опубликованной на страницах журнала МДА биографии будущего патриарха могли содержать недостоверную информацию о нём как священно-архимандрите лавры и новоизбранном епархиальном архиерее. [...]."

О книге Ростиславова:

1. http://scepsis.net/library/id_2866.html

2. " Во второй главе книги речь идет и в целом о монашеских нравах. Так, С. М. Соловьев пишет, что в Судебнике Ивана Грозного было запрещено монахам и монахиням продавать (!) своих (!) детей (цит. по переизд. книги Ростиславова: Рязань, 2010, с. 57; кстати, рязанское переиздание снабжено полезными приложениями.).
Новыми были для меня сведения о монастырском имуществе после введения штатов в 18 в. Если сначала монастырям запрещалось владеть землями, то потом последовали разрешения на 30 дес., потом (1838 г.) - от 50 до 150, иные монастыри могли иметь и сверх того. Но не запрещалось приобретение новых земель по дарениям и завещаниям. Наконец, монастыри обладали другими колоссальными средствами. Автор примерно подсчитывает их и показывает, что иные монастыри имели больше, чем небольшие государства-княжества 19 в. Ростиславов конкретно показывает, что монастыри тратили минимум на благотворительность и в основном копили средства. Почти никаких трат не было и на другие полезные вещи (образование, науки и искусства).
Так что когда И. Карацуба утверждает: +Как известно, церковь была лишена собственности еще в XVIII веке, поэтому, когда она требует вернуть ей то, что у нее отобрали большевики, она идет против исторической правды+, -- она выдает свое собственное невежество (что заметил на Правмире А. К. Светозарский).
Зачем РПЦ снова собственность, причем как можно больше, и что она будет с нею делать -- об этом читайте книжку Ростиславова, которая не потеряла -- и вряд ли потеряет -- свою актуальность!"

церковная история, монахи, русская революция, россия, тихон белавин, епископат

Previous post Next post
Up